Файл: История, концепция, структура История стандартов исо.pptx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 18
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
CТАНДАРТЫ СЕРИИ ИСО 9000 — ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ОСНОВА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА
История, концепция, структура
1. История стандартов ИСО
К концу 70-х годов мировая рыночная экономика характеризовалась следующими острыми проблемами в области обеспечения качества:
- неуклонным ужесточением требований со стороны крупных покупателей не только к уровню качества продукции, но и к обеспечению его стабильности;
- высокими экономическими рисками покупателей, связанными с возможностью приобретения продукции нестабильного качества;
- высокими экономическими рисками поставщиков, связанными с возможностью отказа покупателей от продукции вследствие нестабильности ее качества;
- отсутствием общепринятого подхода к оценке способности производителей гарантировать стабильное качество продукции.
- Решение этих проблем было поставлено в центр внимания специалистов Международной организации по стандартизации (ИСО).
- ИСО тесно сотрудничает с Международной электротехнической комиссией (МЭК) по всем вопросам стандартизации в области электротехники
- В 1987 г. были введены в действие пять международных стандартов ИСО (МС ИСО 9000, МС ИСО 9001, МС ИСО 9002, МС ИСО 9003 и МС ИСО 9004) на системы качества.
- Вместе с ранее выпущенным термино-логическим стандартом ИСО 8402 они образовали основополагающий комплекс международных стандартов по качеству, охватывающий практически все возможные области применения.
2. Концепция стандартов ИСО
- Разработчиками стандартов были проанализированы существующие в различных странах национальные и ведомственные организационные документы по управлению качеством и обеспечению качества.
- Первым документом такого вида явился американский военный стандарт (MIL-Q-9858A "Требования к программам обеспечения качества").
- Подход, зафиксированный в военном американском стандарте MIL-Q-9858A, ознаменовал появление новой практики в организации работ по обеспечению качества. В соответствии с этим подходом поставщик демонстрирует заказчику не только и не столько результаты испытаний и контроля качества продукции, но всю фирменную организацию работ, гарантирующую стабильное качество продукции. Именно такой подход в дальнейшем был положен в основу оценки и сертификации систем качества.
- Признав существование национальных подходов к системам качества, ИСО счел целесообразным отразить их в стандартах, получивших индекс 9000.
- Разработанные стандарты ИСО вобрали в себя все наиболее рациональное из того, что было накоплено в этой области знаний и практической деятельности.
- Главное же в стандартах ИСО — это то, что они выступают средством регулирования интересов производителя товаров и услуг, их потребителей и общества.
- Вместе с тем, регулируя отношения различных сторон на рынке, когда это жестко необходимо, стандарты не мешают свободному развитию различных направлений обеспечения качества и технологий, не навязывают никаких моделей совершенствования внутреннего менеджмента качества.
- Стандарты ИСО не преследуют цели стандартизации систем качества на предприятии.
- Стандарты ИСО - это документы общего характера, образующие добровольную, основанную на международном консенсусе, систему.
- В настоящее время стандарты ИСО серии 9000 составляют методологическую основу, на которой идет сближение требований многочисленных отраслевых и региональных систем стандартизации.
- Механизм обеспечения качества на базе стандартов ИСО серии 9000 заключается в том, что существенную роль в нем играют отношения между изготовителем и потребителем (заказчиком) продукции, которые строятся на основе защиты интересов и прав потребителя.
- Стандарты ИСО серии 9000 способствовали гармонизации в международном масштабе всех документов по административному управлению качеством (менеджменту качества).
2. Концепция стандартов ИСО Окончание
Успех стандартов ИСО серии 9000 явился подтверждением двух важных достижений:
- стандарты содержат проверенные временем концепции внутреннего руководства качеством и модели по внешнему обеспечению качества;
- стандарты удовлетворяют растущие потребности международного менеджмента качества и широко используются как универсальный инструмент оценки систем качества второй и третьей стороной.
3. Структура стандартов ИСО
- Шесть основополагающих стандартов ИСО (9001, 9002, 9003, 9004-1 и 8402) стали ядром большого комплекса стандартов и получившего общее название "семейство стандартов ИСО 9000".
- Семейство стандартов ISO 9000: 2008 опубликованное в ноябре 2008 года, определяет минимальный набор общих требований к качеству систем управления, процессов и продукции и состоит из стандартов ISO 9000: 2008, ISO 9001: 2008, ISO 9004: 2008.
- Стандарты ISO 14001, 18001, 20000, 27000, 29001, 16949 базируются на стандарте ISO 9001 и являются его развитием в специализированных областях. В этом случае внедряют интегрированную СМК (например, на базе ISO (9001 + 14001) и т.д.).
- Российский вариант основного стандарта имеет обозначение
ГОСТ Р ИСО 9001: 2008
и является переводом международного стандарта. В дальнейшем, для краткости, будем использовать российское обозначение основного стандарта - ISO 9001.
- Стандарт ISO 9000: 2008. Системы менеджмента качества. «Основные положения и словарь». Описывает основные положения систем менеджмента качества и устанавливает терминологию для систем менеджмента качества
- Стандарт ISO 9001: 2008. Системы менеджмента качества. «Требования» . Определяет требования к системам менеджмента качества для тех случаев, когда организации необходимо продемонстрировать свою способность предоставлять продукцию (услуги), отвечающую требованиям потребителей и установленным к ней обязательным требованиям, и направлен на повышение удовлетворенности потребителей.
- Стандарт ISO 9004: 2008. Системы менеджмента качества. «Рекомендации по улучшению деятельности». Содержит рекомендации, рассматривающие результативность и эффективность системы менеджмента качества. Целью этого стандарта является улучшение деятельности организации, удовлетворенность потребителей и других заинтересованных сторон.
- Стандарт ISO 19011.
Содержит методические указания по аудиту (проверке) систем менеджмента качества и охраны окружающей среды.
- Стандарт ISO 10012.
Вспомогательный стандарт, определяющий требования к контрольно-измерительному и испытательному оборудованию
3. Структура стандартов ИСО окончание
Если коротко, то
- термины нужно использовать в соответствии со стандартом ISO 9000,
- разрабатывать и совершенствовать СМК нужно по стандарту ISO 9004,
- сертифицироваться в соответствии с требованиями ISO 9001,
- проверять аудиторы будут в соответствии с правилами ISO 19011.