Файл: Тема коррупции является актуальной и для современного Казахстана.ppt
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 25
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Тема коррупции является актуальной и для современного Казахстана
Основные принципы противодействия коррупции
Задачи противодействия коррупции
Меры по предупреждению коррупции
Формирование антикоррупционной культуры
Субъекты противодействия коррупции
Статья 676. Предоставление незаконного материального вознаграждения физическими лицами
Формирование антикоррупционной культуры в Республике Казахстан
Деструктивное воздействие коррупции на общество универсально
Тема коррупции является актуальной и для современного Казахстана
По данным Международной неправительственной организации Transparency Internationa1 индекс восприятия коррупции у Казахстана в 2022 г. составил 36 баллов из 100 (101 место из 180 стран)
Оценки от 0 до 100, где ноль - уровень коррупции высокий, 100 - низкий.
Основным правовым документом, регламентирующим антикоррупционную борьбу в РК, является Закон «О противодействии коррупции», принятый в ноябре 2015 г. и введенный в действие с 1 января 2016 года -незаконное использование лицами, занимающими ответственную государственную должность, лицами, уполномоченными на выполнение государственных функций, лицами, приравненными к лицам, уполномоченным на выполнение государственных функций, должностными лицами своих должностных (служебных) полномочий и связанных с ними возможностей в целях получения или извлечения лично или через посредников имущественных (неимущественных) благ и преимуществ для себя либо третьих лиц, а равно подкуп данных лиц путем предоставления благ и преимуществ
Коррупция
Коррупционные действия
Коррупционные
преступления
Административные
коррупционные
преступления
Основные принципы противодействия коррупции
Задачи противодействия коррупции
– формирования в обществе атмосферы нетерпимости к коррупции;
– выявления условий и причин, способствующих совершению коррупционных правонарушений, и устранения их последствий;
– укрепления взаимодействия субъектов противодействия коррупции;
– развития международного сотрудничества по противодействию коррупции;
– выявления, пресечения, раскрытия и расследования коррупционных правонарушений.
Меры по предупреждению коррупции
Антикоррупционный мониторинг
сущность которого составляет сбор, обработка, обобщение, анализ и оценка информации, касающейся эффективности антикоррупционной политики, а также восприятия и оценки уровня коррупции обществом.
Анализ
коррупционных
рисков
Формирование
антикоррупционной
культуры
Коррупционные риски -
«возможность возникновения причин и условий, способствующих совершению коррупционных правонарушений».
Закон предусматривает двухуровневый анализ коррупционных рисков: внешний и внутренний. Внешний анализ осуществляется уполномоченным органом по противодействию коррупции(Агентство РК по делам государственной службы и противодействию коррупции).
Внутренний анализ осуществляют государственные органы, организации и субъекты квазигосударственного сектора (государственные предприятия, товарищества с ограниченной ответственностью, акционерные общества, в том числе национальные управляющие холдинги, национальные холдинги, национальные компании, участником или акционером которых является государство)
Формирование антикоррупционной культуры
деятельность «по сохранению и укреплению в обществе системы ценностей, отражающей нетерпимость к коррупции».
Эта деятельность осуществляется посредством комплекса мер образовательного, информационного и организационного характера
Меры финансового контроля
Антикоррупционные ограничения
В профилактических целях Закон «О противодействии коррупции» устанавливает также антикоррупционные ограничения, которые должны принимать на себя лица, занимающие ответственную государственную должность, лица, уполномоченные на выполнение государственных функций, лица, приравненные к ним, должностные лица, в целях недопущения действий, которые могут привести к использованию ими своих полномочий в личных, групповых и иных неслужебных интересах.
Согласие на принятие антикоррупционных ограничений указанными лицами фиксируется в письменной форме. Лица, отказывающиеся от принятия на себя антикоррупционных ограничений, подлежат освобождению от службы.
Закон прямо запрещает осуществлять должностные обязанности, если имеется конфликт интересов, под которым понимается «противоречие между личными интересами лиц, занимающих ответственную государственную должность, лиц, уполномоченных на выполнение государственных функций, лиц, приравненных к ним, должностных лиц и их должностными полномочиями, при котором личные интересы указанных лиц могут привести к ненадлежащему исполнению ими своих должностных полномочий».
Закон также требует от субъектов предпринимательства в ходе своей деятельности принимать меры по предупреждению коррупции, основными из которых являются:
установление системы организационно-правовых механизмов,
обеспечивающих подотчетность, подконтрольность и прозрачность
процедур принятия решений
соблюдение принципов добросовестной конкуренции
предотвращение конфликта интересов
принятие и соблюдение норм деловой этики
принятие мер по формированию антикоррупционной культуры
Субъекты противодействия коррупции
Агентство РК по противодействию коррупции, наделенное оперативно-следственными полномочиями, установленными Законом РК «О правоохранительной службе»
Другими субъектами противодействия коррупции являются «государственные органы, субъекты квазигосударственного сектора, общественные объединения, а также иные физические и юридические лица».
Непосредственное выявление, пресечение, раскрытие, расследование и предупреждение коррупционных правонарушений и привлечение лиц, виновных в их совершении, к ответственности возлагается на органы прокуратуры, национальной безопасности, внутренних дел, государственных доходов, военной полиции, Пограничной службы Комитета национальной безопасности РК
- сообщает о фактах совершения коррупционных правонарушений;
- вносит предложения по совершенствованию законодательства по вопросам противодействия коррупции;
- участвует в формировании антикоррупционной культуры;
- осуществляет взаимодействие с другими субъектами противодействия коррупции и уполномоченным органом по противодействию коррупции;
- проводит исследования, в том числе научные и социологические, по вопросам противодействия коррупции;
- проводит разъяснительную работу в средствах массовой информации и организует социально значимые мероприятия по вопросам противодействия коррупции.
Важное место в противодействии коррупции Закон отводит общественности, которая в лице физических лиц, общественных объединений и иных юридических лиц:
5 июля текущего года главой государства подписан новый Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях (далее – Кодекс), который вводится в действие с 1 января 2015 года, за исключением пп.8 ч.5 ст.281, который введен в действие с 1 января 2016 года.
Глава 34 Кодекса «Административные коррупционные правонарушения» (ст.ст.676-681 КРКоАП), которая состоит из 6 статей, предусматривающих ответственность за предоставление материального вознаграждения физическими лицами, юридическими лицами за получение незаконного материального вознаграждения лицом, уполномоченным на выполнение государственных функций либо приравненным к нему лицом, за осуществление незаконной предпринимательской деятельности и получение незаконных доходов государственными органами и органами местного самоуправления, за непринятие мер руководителями государственных органов по борьбе с коррупцией, а также принятие на работу лиц, ранее совершивших коррупционное преступление
Статья 676. Предоставление незаконного материального вознаграждения физическими лицами
Предоставление физическими лицами лицам, уполномоченным на выполнение государственных функций, или лицам, приравненным к ним, незаконного материального вознаграждения, подарков, льгот либо услуг, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, -
влечет штраф в размере двухсот месячных расчетных показателей
Получение лицом, уполномоченным на выполнение государственных функций, либо приравненным к нему лицом лично или через посредника незаконного материального вознаграждения, подарков, льгот либо услуг за действия (бездействие) в пользу лиц, их предоставивших, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия лица, уполномоченного на выполнение государственных функций, либо приравненного к нему лица, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, -
влечет штраф в размере шестисот месячных расчетных показателей
Статья 677. Получение незаконного материального вознаграждения лицом,
уполномоченным на выполнение государственных функций,
либо приравненным к нему лицом
1. Предоставление юридическими лицами лицам, уполномоченным на выполнение государственных функций, или лицам, приравненным к ним, незаконного материального вознаграждения, подарков, льгот либо услуг, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, -влечет штраф в размере семисот пятидесяти месячных расчетных показателей.
2. Действия, предусмотренные частью первой настоящей статьи, совершенные повторно в течение года после наложения административного взыскания, -
влекут штраф в размере тысячи пятисот месячных расчетных показателей
Статья 678. Предоставление незаконного материального
вознаграждения юридическими лицами
Занятие государственными органами, органами местного самоуправления предпринимательской деятельностью вне возложенных на них законодательством функций либо принятие материальных благ и преимуществ, помимо установленных источников финансирования, -
влечет штраф на руководителей этих организаций в размере шестисот месячных расчетных показателей
Статья 679. Осуществление незаконной предпринимательской
деятельности и получение незаконных доходов
государственными органами и органами местного самоуправления
Непринятие руководителями либо ответственными секретарями или иными должностными лицами, определяемыми Президентом Республики Казахстан, государственных органов, Вооруженных Сил Республики Казахстан, других войск и воинских формирований Республики Казахстан в пределах своих полномочий мер в отношении подчиненных им лиц, виновных в совершении коррупционных правонарушений, либо принятие указанных мер с нарушением законодательства Республики Казахстан о противодействии коррупции, либо непредоставление соответствующей информации в органы государственных доходов по месту жительства виновных лиц -влечет штраф в размере ста месячных расчетных показателей.
Статья 680. Непринятие руководителями государственных
органов мер по противодействию коррупции
Принятие руководителем государственных органов, учреждений и предприятий либо руководителем национальных компаний, национальных управляющих холдингов, национальных холдингов, национальных институтов развития, а также их дочерних организаций на работу лиц, ранее совершивших коррупционное преступление, -
влечет штраф в размере ста месячных расчетных показателей
Статья 681. Принятие на работу лиц, ранее
совершивших коррупционное преступление