Файл: Протокол от 20 г. Председатель рабочая программа учебной дисциплины.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 42
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Для успешного освоения обучающимися общих компетенций в содержание УД включены задания компетентностно-ориентированного характера, которые решаются при выполнении лабораторных работ, решении задач, работы с учебником и другими источниками информации. Средствами оценки сформированности общих компетенций являются: тесты, контрольные и лабораторные работы, зачеты и др. Оценивается результат выполнения заданий по пятибалльной шкале, критерии оценивания общих компетенций заложены в оценку. Для более объективной оценки общих компетенций составлены рейтинговые листы оценивания общих компетенций на промежуточной аттестации.
Организация внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся
Внеаудиторная самостоятельная работа по УД организуется на основании требований ФГОС СПО. Увеличение доли самостоятельной работы способствует развитию навыков самостоятельной работы, стимулированию профессионального роста обучающихся, позволяет развивать их творческую активность и инициативу. Самостоятельная работа представляет собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводится по заданию преподавателя, который инструктирует обучающегося и устанавливает сроки выполнения задания.
В рабочей учебной программе по дисциплине «Астрономия» на самостоятельную работу обучающихся отводится 16 часов. Система самостоятельной работы по учебной дисциплине отражена в методических рекомендациях по организации внеаудиторной самостоятельной работы, определяющих вид и объем самостоятельной работы, формы контроля, время и сроки выполнения.
В качестве форм и методов контроля внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся применяются практические работы, зачеты, тестирование, самоотчеты, контрольные работы, защита творческих работ и др.
Критериями оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы обучающегося являются:
-
уровень освоения обучающимся учебного материала; -
умение использовать теоретические знания при выполнении практических задач; -
сформированность общих и профессиональных компетенций; -
обоснованность и четкость изложения ответа; -
оформление материала в соответствии с требованиями.
Оценивание выполненных работ обучающихся ведется по пятибалльной шкале, в период текущего контроля и промежуточной аттестации.
Оценивание результатов освоения УД «Астрономия»
С целью достижения результатов образования в процессе реализации учебной программы по УД физика целесообразно использовать:
-
формы урока - комбинированный урок, экскурсии, лекции, семинары, круглые столы, практические и лабораторные работы, дискуссии и др; -
методы образования - самостоятельные работы, фронтальный опрос, объяснение и др; -
методы мониторинга знаний и умений обучающихся - тесты, творческие работы, контрольные работы, зачетные работы, устный опрос и др.
Проводится входная диагностика с целью определения уровня сформированности предметных компетенций обучающихся, которая позволяет обратить внимание на трудности и проблемы в обучении, внести необходимые коррективы в методику преподавания.
Проверка качества освоения знаний обучающихся проводится в форме контрольных и зачетных работ, лабораторных и практических работ, тестирования, выполнения творческих заданий. Для проведения текущего контроля разработаны карточки-задания, инструкции по выполнению лабораторных и практических работ, тестовые задания по всем разделам УД, Знания обучающихся оцениваются по пятибалльной шкале, используется также дескриптивная оценка при оценивании результатов освоения общих компетенций.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение.
При подготовке к урокам применяются учебники:
1. Т.С. Фещенко Астрономия: учеб. для студ. учреждений сред. проф. образования – М. : Издательский центр «Академия», 2019. – 256 с.
2. Т.С. Фещенко Астрономия. Практикум: учеб. для студ. учреждений сред. проф. образования – М. : Издательский центр «Академия», 2023. – 144 с.
Материально-технические условия реализации рабочей учебной программы дисциплины «Астрономия» обеспечивают возможность достижения обучающимися требований к результатам освоения программы установленных ФГОС среднего общего образования, соблюдение санитарно-эпидемиологические требований, требований охраны труда и пожарной безопасности; в кабинете имеется оборудование в соответствии с перечнем оборудования кабинета «Физика и астрономия»; включения обучающихся в учебно-исследовательскую деятельность, проведения наблюдений и экспериментов с использованием учебного лабораторного оборудования, свободного доступа к учебным и справочным пособиям в учебном кабинете и библиотеке. Для реализации программы «Астрономия» разработано информационнометодическое обеспечение, которое включает: информационно-методическую поддержку процесса обучения; планирование обучения и его ресурсное обеспечение; мониторинг и фиксацию хода и результатов обучения; укомплектованность печатными и электронными материалами.
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«АСТРОНОМИЯ»
-
Область применения
Рабочая учебная программа дисциплины Астрономия является частью ОПОП в соответствии с ФГОС по специальности: 13.02.11 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования»
-
Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Дисциплина входит в цикл: по дополнительные базовые дисциплины общеобразовательного цикла
-
Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:
При изучении основ современной астрономической науки перед обучающимися ставятся следующие цели:
-
понять сущность повседневно наблюдаемых и редких астрономических явлений; -
познакомиться с научными методами и историей изучения Вселенной; -
получить представление о действии во Вселенной физических законов, открытых в земных условиях, и единстве мегамира и микромира; -
осознать свое место в Солнечной системе и Галактике; -
ощутить связь своего существования со всей историей эволюции Метагалактики; -
выработать сознательное отношение к активно внедряемой в нашу жизнь астрологии и другим оккультным (эзотерическим) наукам.
Главная задача курса - дать обучающимся целостное представление о строении и эволюции Вселенной, раскрыть перед ними астрономическую картину мира XX в. Отсюда следует, что основной упор при изучении астрономии должен быть сделан на вопросы астрофизики, внегалактической астрономии, космогонии и космологии.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
знать:
-
смысл понятий: активность, астероид, астрономия, астрология, астрофизика, атмосфера, болид, возмущения, восход светила, вращение небесных тел, Вселенная, вспышка, галактика, горизонт, гранулы, затмение, виды звезд, зодиак, календарь, космогония, космология, космонавтика, космос, кольца планет, кометы, кратер, кульминация, основные точки, линии и плоскости небесной сферы, магнитная буря, Метагалактика, метеор, метеорит, метеорное тело, дождь, поток, Млечный Путь, моря и материки на Луне, небесная механика, видимое и реальное движение небесных тел и их систем, обсерватория, орбита, планета, полярное сияние, протуберанец, скопление, созвездия (и их классификация), солнечная корона, солнцестояние, состав Солнечной системы, телескоп, терминатор, туманность, фазы Луны, фотосферные факелы, хромосфера, черная дыра, эволюция, эклиптика, ядро; -
определения физических величин: астрономическая единица, афелий, блеск звезды, возраст небесного тела, параллакс, парсек, период, перигелий, физические характеристики планет и звезд, их химический состав, звездная величина, радиант, радиус светила, космические расстояния, светимость, световой год, сжатие планет, синодический и сидерический период, солнечная активность, солнечная постоянная, спектр светящихся тел Солнечной системы; -
смысл работ и формулировку законов: Аристотеля, Птолемея, Галилея, Коперника, Бруно, Ломоносова, Гершеля, Браге. Кеплера, Ньютона, Леверье, Адамса, Галлея, Белопольского, Бредихина, Струве, Герцшпрунга-Рассела, Амбарцумяна, Барнарда, Хаббла, Доплера, Фридмана, Эйнштейна;
должны уметь:
• использовать карту звездного неба для нахождения координат светила;
• выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
• приводить примеры практического использования астрономических знаний о небесных телах и их системах;
• решать задачи на применение изученных астрономических законов;
• осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников, ее обработку и представление в разных формах.
1.4. Количество часов на освоение учебной дисциплины:
максимальная учебная нагрузка обучающегося 54 часов, в том числе: обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося - 36 часа; самостоятельная работа обучающегося - 18 часов.
-
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
-
Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
-
Вид учебной работы | Количество часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 54 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 36 |
в том числе: | |
теоретические занятия | 32 |
лабораторные работы и практические занятия | 4 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 18 |
Промежуточная аттестация в форме зачета |
-
Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
Раздел № 1. Введение в астрономию | Содержание учебного материала: | 8 | |
Тема 1.1. Предмет астрономии. Звездное небо | Предмет астрономии (что изучает астрономия, роль наблюдений в астрономии, связь астрономии с другими науками, значение астрономии). Звездное небо (что такое созвездие, основные созвездия). Изменение вида звездного неба в течении суток (небесная сфера и ее вращение, горизонтальная система координат, изменение горизонтальных координат, кульминации светил). Изменение вида звездного неба в течение года (экваториальная система координат, видимое годичное движение Солнца, годичное движение Солнца и вид звездного неба). Способы определения географической широты (высота Полюса мира и географическая широта места наблюдения, суточное движение звезд на разных широтах, связь между склонением, зенитным расстоянием и географической широтой). Основы измерения времени (связь времени с географической долготой, системы счета времени, понятие о летосчислении). | 4 | 2 |
Тема 1.2. ПЗ№1. Работа с картой звездного неба | 1 | ||
Тема 1.3. Основы измерения времени | 3 | ||
| Самостоятельная работа | 2 | 2 |
| 2 | ||
Раздел № 2. Строение солнечной системы | Содержание учебного материала: | 7 | |
Тема 2.1. Развитие представлений о Солнечной системе | Видимое движение планет (петлеобразное движение планет, конфигурации планет, сидерические и синодические периоды обращения планет). Развитие представлений о Солнечной системе (астрономия в древности, геоцентрические системы мира, гелиоцентрическая система мира, становление гелиоцентрического мировоззрения). Законы Кеплера - законы движения небесных тел (три закона Кеплера), обобщение и уточнение Ньютоном законов Кеплера (закон всемирного тяготения, возмущения, открытие Ньютона). Определение расстояний до тел Солнечной системы и размеров небесных тел (определение расстояний по параллаксам светил радиолокационный метод, определение размеров тел Солнечной системы). | 3 | 2 |
Тема 2.2. Законы Кеплера- законы движения небесных тел | 3 | ||
Тема 2.3. ПЗ№2. Определение расстояний до тел Солнечной системы | 1 | ||
| Самостоятельная работа | 2 | 2 |
2. Решение задач на определение размеров тел Солнечной системы | 2 | ||
Раздел №3. Физическая природа тел Солнечной системы | Содержание учебного материала: | 5 | |
Тема 3.1. Система «Земля- Луна» | Система «Земля-Луна» (основные движения Земли, форма Земли, Луна- спутник Земли, солнечные и лунные затмения). Природа Луны (физические условия на Луне, поверхность Луны, лунные породы). Планеты земной группы (Меркурий, Венера, Земля, Марс; общая характеристика атмосферы, поверхности). Планеты-гиганты (Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун; общая характеристика, особенности строения, спутники, кольца). Астероиды и метеориты. Закономерность в расстояниях планет от Солнца. Орбиты астероидов. Два пояса астероидов- Главный пояс (между орбитами Марса и Юпитера) и пояс Койпера (За пределами орбиты Нептуна; Плутон- один из крупнейших астероидов этого пояса). Физические характеристики астероидов. Метеориты. Кометы и метеоры (открытие комет, вид, строение, орбиты, природа комет, метеоры и болиды, метеорные потоки). Понятие об астероидно-кометной опасности. | 3 | 2 |
Тема 3.2. ПЗ№3. Планеты земной группы | 1 | ||
Тема 3.3. ПЗ№4. Планеты- гиганты | 1 | ||
| Самостоятельная работа | 2 | 2 |
3. Подготовить сообщение о Челябинском метеорите | 2 | ||
Раздел №4. Солнце и звезды | Содержание учебного материала: | 6 | |
Тема 4.1. Строение атмосферы Солнца | Общие сведения о Солнце (вид в телескоп, вращение, размеры, масса, светимость, температура Солнца и состояние вещества на нем, химический состав). Строение атмосферы Солнца (фотосфера, хромосфера, солнечная корона, солнечная активность). Источники энергии и внутреннее строение Солнца (протон-протонный цикл, понятие о моделях внутреннего строения Солнца). Солнце и жизнь Земли (перспективы использования солнечной энергии, коротковолновое излучение, радиоизлучение, корпускулярное излучение, проблема «Солнце-Земля»). Расстояние до звезд (определение расстояний по годичным параллаксам, видимые и абсолютные звездные величины). Пространственные скорости звезд (собственные движения и тангенциальные скорости звезд, эффект Доплера и определение лучевых скоростей звезд). Физическая природа звезд (цвет, температура, спектры и химический состав, светимости, радиусы, массы, средние плотности). Связь между физическими характеристиками звезд (диаграмма «спектр-светимость», соотношение «масса-светимость», вращение звезд различных спектральных классов). Двойные звезды (оптические и физические двойные звезды, (оптические и физические двойные звезды, определенных масс звезд из наблюдений двойных звезд, невидимые спутники звезд). Открытие экзопланет- планет, движущихся вокруг звезд. Физические переменные, новые и сверхновые звезды (цефеиды, другие физические переменные звезды, новые и сверхновые). | 3 | 2 |
Тема 4.2. Солнце и жизнь Земли | 3 | ||
| Самостоятельная работа | 4 | 2 |
4. Написать сочинение Возможна ли жизнь без Солнца | 4 | ||
Раздел №5. Строение и эволюция Вселенной | Содержание учебного материала: | 6 | |
Тема 5.1. Наша Галактика. Строение Галактики | Наша Галактика (состав - звезды и звездные скопления, туманности, межзвездный газ, космические лучи и магнитные поля). Строение Галактики, вращение Галактики и движение звезд в ней. Сверхмассивная черная дыра в центре Галактики. Радиоизлучение Галактики. Загадочные гамма-всплески. Другие галактики (открытие других галактик, определение размеров, расстояний и масс галактик; многообразие галактик, радиогалактики и активность ядер галактик, квазары и сверхмассивные черные дыры в ядрах галактик). Метагалактика (системы галактик и крупномасштабная структура Вселенной, расширение Метагалактики, гипотеза «горячей Вселенной» космологические модели Вселенной, открытие ускоренного расширения Метагалактики). Происхождение и эволюция звезд (возраст галактик и звезд, происхождение и эволюция звезд, происхождение и эволюция звезд). Происхождение планет (возраст Земли и других тел Солнечной системы, основные закономерности в Солнечной системе, первые космогонические гипотезы, современные представления о происхождении планет). Жизнь и разум во Вселенной (эволюция Вселенной и жизнь, проблема внеземных цивилизаций). | 3 | 2 |
Тема 5.2. Эволюция Вселенной | 3 | ||
| Самостоятельная работа | 2 | 2 |
5. Подготовить сообщение Возможна ли жизнь на других планетах | 2 | ||
Раздел №6. Предмет астрологии | Содержание учебного материала: | 4 | |
Тема 6.1. Что изучает астрология. Структура зодиака | Чем занимается астрология. История возникновения. Методика астрологических предсказаний. Зодиакальные созвездия. Как влияют планеты на человека. | 4 | 2 |
| Самостоятельная работа | 6 | 2 |
6. Изучить виды гороскопа | 2 | ||
7. Составлять личный гороскоп | 2 | ||
8. Подготовить презентацию личного гороскопа | 2 | ||
Зачет | | | |
Всего: | 54 | |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1.- ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2.- репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3.- продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Материально-техническое обеспечение
Учебные занятия по дисциплине проводятся в учебном кабинете - «Физика»
Оборудование учебного кабинета:
-посадочные места по количеству обучающихся;
-рабочее место преподавателя;
-комплект учебно-методических материалов по дисциплине «Астрономия».
Оборудование для практических занятий, таблицы описаны в паспорте учебного кабинета.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Основная литература (ОЛ)
1. Т.С. Фещенко Астрономия: учеб. для студ. учреждений сред. проф. образования – М. : Издательский центр «Академия», 2019. – 256 с.
2. Т.С. Фещенко Астрономия. Практикум: учеб. для студ. учреждений сред. проф. образования – М. : Издательский центр «Академия», 2023. – 144 с.
Дополнительная литература (ДЛ)
1. Детская энциклопедия звездного неба на CD.
2. Космос сквозь Вселенную на CD.
3. М.М Дагаев. В.М. Чаругин. Книга для чтения по астрономии. Астрофизика. М.: Просвещение, 1998 г.
4. Открытая астрономия, мультимедийный курс на CD.
5. Энциклопедия Кирилла и Мефодия на DVD.
6. Энциклопедия по астрономии, мультимедийный курс на CD.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических и лабораторных занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Результаты (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
уметь: | |
• использовать карту звездного неба для нахождения координат светила; • выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы; • приводить примеры практического использования астрономических знаний о небесных телах и их системах; • решать задачи на применение изученных астрономических законов; • осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников, ее обработку и представление в разных формах. | беседа, устный опрос, отчет о выполнении практических работ, заполнение таблиц, тестирование, сообщения |
знать/понимать | |
• смысл понятий: активность, астероид, астрономия, астрология, астрофизика, атмосфера, болид, возмущения, восход светила, вращение небесных тел, Вселенная, вспышка, галактика, горизонт, гранулы, затмение, виды звезд, зодиак, календарь, космогония, космология, космонавтика, космос, кольца планет, кометы, кратер, кульминация, основные точки, линии и плоскости небесной сферы, магнитная буря, Метагалактика, метеор, метеорит, метеорное тело, дождь, поток, Млечный Путь, моря и материки на Луне, небесная механика, видимое и реальное движение небесных тел и их систем, обсерватория, орбита, планета, полярное сияние, протуберанец, скопление, созвездия ( и их классификация), солнечная корона, солнцестояние, состав Солнечной системы, телескоп, терминатор, туманность, фазы Луны, фотосферные факелы, хромосфера, черная дыра, эволюция, эклиптика, ядро; • определения физических величин: астрономическая единица, афелий, блеск звезды, возраст небесного тела, параллакс, парсек, период, перигелий, физические характеристики планет и звезд, их химический состав, звездная величина, радиант, радиус светила, космические расстояния, светимость, световой год, сжатие планет, синодический и сидерический период, солнечная активность, солнечная постоянная, спектр светящихся тел Солнечной системы; • смысл работ и формулировку законов: Аристотеля, Птолемея, Галилея, Коперника, Бруно, Ломоносова, Гершеля, Браге. Кеплера, Ньютона, Леверье, Адамса, Галлея, Белопольского, Бредихина, Струве, Герцшпрунга-Рассела, Амбарцумяна, Барнарда, Хаббла, Доплера, Фридмана, Эйнштейна; | тестирование, работа с карточками – заданиями, контрольная работа, устный опрос, отчет о выполнении практических работ |