Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 139
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Экономическое содержание, функции и формы государственного кредита
1.1 Сущность и значение государственного кредита
1.2 Функции государственного кредита
1.3 Формы государственного кредита
2. Государственный кредит в России в современных условиях
2.1 Основные тенденции развития государственного кредита в России
Необходимо изменение акцента в деятельности по управлению внешним долгом России на проведение внешних государственных заимствований, строгий их мониторинг и контроль над их использованием по назначению.
Таким образом, можно сделать вывод, что в основе управления государственным долгом в странах мира лежат различные теории и осуществляются эти модели в различных конкретно-исторических условиях. Каждая страна устанавливает свой порядок управления долгом, но для этого необходимо иметь целевую программу по управлению долгом.
Заключение
В заключительной части мне бы хотелось коснуться тенденций развития кредита в современных условиях, роли кредита в условиях роста финансовых рынков. Как известно, в 80-х годах в кредитной системе развитых стран произошли изменения, к числу которых можно отнести быстрое развитие финансовых рынков, на которых мобилизация денежных средств происходит посредством выпуска ценных бумаг. Усиление использования ценных бумаг как способа аккумулирования денежных средств получило название "секьюритизации". В рамках секьюритизации происходит превращение части банковских требований в ценные бумаги. Получая государственную гарантию, эти облигации приобретают высокую надежность и легко становятся объектом покупки инвесторами, что улучшает в целом условия финансирования экономики.
Нужно сказать, что сейчас особое место занимает коммерческий кредит, лизинг, облигационные займы, при которых кредитодателями выступает не одно, а несколько лиц. Приоритетным методом финансирования экономики стал выпуск ценных бумаг. Крупные банки практикуют выдачу персональных кредитов, которые отличаются тем, что они не привязаны к торговой сделке да и сама система кредитования населения является весьма гибкой. Важной особенностью современного периода является растущая интернационализация кредитных систем развитых стран.
В нашей стране необходимо активно развивать новые формы кредитования, такие, как акции и облигации. Наряду с развитием банковских форм кредита необходимо уделять особое внимание внебанковским формам. Все это поможет преодолеть тот кризис, в котором находится российская экономика.
Назначение же государственного кредита проявляется в первую очередь в том, что он является средством мобилизации в руках государства дополнительных финансовых ресурсов. В случае дефицитности государственного бюджета дополнительно мобилизуемые финансовые ресурсы направляются на покрытие разницы между бюджетными расходами и доходами. Государственный кредит, являясь средством увеличения финансовых возможностей государства
, может выступать важным фактором ускорения социально-экономического развития страны.
Но оценивая финансовое значение государственного кредита, не следует забывать, что мобилизуемые с его помощью государством средства являются антиципированными, т.е. взятыми вперед налогами. Необходимость погашения государственного долга требует изыскания дополнительных ресурсных поступлений в бюджет, а они могут быть получены (если не считать новых займов) только с помощью налогов. К тому же погашения долговых обязательств и уплата процентов по ним отвлекают часть бюджетных доходов от производительного использования, сокращает возможности наращивания производственного и интеллектуального потенциала общества.
Список литературы
-
Финансы: Учебник для вузов/ под ред. проф. Л.А. Дробозиной. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2019. -
Б.М. Сабанти. Теория финансов: Учебное пособие 2-е изд. - М.: Издательство "Менеджер", 2016. -
Деменцев В.В. "Внешний долг России в системе международной задолженности". ж. "Финансы" №12 - 2018г. -
Карташов A. B. Обзор международной научно-практической конференции "Финансовое право в условиях рынка в XXI веке" (совместно с О.Н. Горбуновой, Н.М. Артемовым, Е.М. Ашмариной) // Государство и право. 2007. №4.1,6печ. л. -
Карташов A. B. Некоторые правовые аспекты стабилизационного фонда // Сборник докладов международной научно-практической конференции "Финансовое право в XXI веке". МГЮА.М., 2007.0,3 печ. л -
Карташов A. B. Государственный кредит и его формы // Право и государство. 2018. № 9.0, 59 печ. л. -
Карташов A. B. Регулирующая функция финансов и государственный кредит (финансово-правовые аспекты) // Государство и право. 2006. № 10.0,57 печ. л. -
Карташов A. B. Государственный кредит как элемент финансовой системы // Сборник материалов 5-й Международной межвузовской конференции аспирантов и студентов "Традиции и новации в системе современного российского права" (1-3 апреля 2008 г). МГЮА.М., 2009 (в печати).0,31 печ. л. -
"Общая теория денег и кредита" Под редакцией профессора Е.Ф. Жукова 2017 -
"Финансы, денежное обращение и кредиты", А.Н. Трошин, В.И. Фомкина, 2016 г.
"Экономика" Под редакцией доктора экономических наук профессора А.С. Булатова 2008 г.
Приложение
Схема 1. Внешний долг Российской Федерации в январе - марте 2007 года (перед нерезидентами) (млрд. долларов США)
| 1 января 2007 г. | 1 апреля 2007 г. | ||
Всего | 309,7 | 339,3 | ||
| 44,7 | 43,3 | ||
| 43,2 | 41,8 | ||
| 33,8 | 33,0 | ||
| 5,4 | 5,3 | ||
| 4,8 | 4,6 | ||
| 0,7 | 0,7 | ||
| 2,6 | 2,4 | ||
| 25,0 | 24,2 | ||
| 4,7 | 4,7 | ||
| 19,3 | 18,6 | ||
| 1,0 | 1,0 | ||
| 0,5 | 0,7 | ||
| 0,3 | 0,3 | ||
| 9,4 | 8,9 | ||
| 0,6 | 0,1 | ||
| 1,9 | 1,9 | ||
| 3,3 | 3,3 | ||
| 2,1 | 2,0 | ||
| 1,6 | 1,6 | ||
| 1,5 | 1,5 | ||
| 1,0 | 1,0 | ||
| 0,5 | 0,5 | ||
Органы денежно-кредитного регулирования | 3,9 | 1,0 | ||
| 3,0 | 0,0 | ||
| 0,9 | 1,0 | ||
Банки (без участия в капитале) 2 | 101,2 | 110,4 | ||
| 0,4 | 0,4 | ||
| 67,8 | 74,4 | ||
| 27,8 | 29,3 | ||
| 3,3 | 3,7 | ||
| 1,9 | 2,7 | ||
Прочие секторы (без участия в капитале) | 159,9 | 184,5 | ||
| 21,1 | 28,6 | ||
| 116,7 | 134,4 | ||
| 18,7 | 18,1 | ||
| 2,8 | 3,1 | ||
| 0,4 | 0,3 |
Примечание:
Включается внешняя задолженность в национальной и иностранной валюте. Государственные ценные бумаги отражаются в части задолженности перед нерезидентами и оцениваются по номиналу.
1 Ранее задолженность перед прочими официальными кредиторами учитывалась в составе "прочей задолженности" в структуре долга бывшего СССР.
Обязательства перед прочими официальными кредиторами не включают просроченные проценты, которые учитываются в "прочей задолженности".
2 Включаются обязательства кредитных организаций, в том числе Внешэкономбанка. Внешняя задолженность, учитываемая Внешэкономбанком как агентом Правительства России, отражается в обязательствах органов государственного управления.
3 Включается рыночная стоимость привилегированных акций, находящихся в собственности нерезидентов. Привилегированные акции классифицируются в качестве компонента внешнего долга в связи обязательством эмитента выплачивать по ним дивиденды, при этом эмитент не принимает на себя обязательств по выкупу их по рыночной цене.
Схема 2. Внешний долг Российской Федерации в 2006 году по срокам погашения (в соответствии со Специальным стандартом МВФ по распространению данных) (млрд. долларов США)
| 1 января 2006 г. | 1 апреля 2006 г. | 1 июля 2006 г. | 1 октября 2006 г. | 1 января 2007 г. | ||
Всего: | 257,2 | 273,2 | 288,8 | 269,3 | 309,7 | ||
| 43,5 | 53,3 | 52,5 | 54,7 | 55,3 | ||
| 213,7 | 219,9 | 236,3 | 214,7 | 254,4 | ||
Органы государственного управления | 71,1 | 69,5 | 66,4 | 45,3 | 44,7 | ||
| 6,5 | 6,5 | 4,2 | 4,2 | 2,4 | ||
| 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | ||
| 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | ||
| 6,5 | 6,5 | 4,2 | 4,2 | 2,4 | ||
| 6,5 | 6,5 | 4,2 | 4,2 | 2,4 | ||
| 64,6 | 63,0 | 62,2 | 41,1 | 42,3 | ||
| 29,0 | 28,1 | 26,0 | 27,0 | 28,0 | ||
| 35,6 | 34,9 | 36,1 | 14,1 | 14,3 | ||
| 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | ||
Органы денежно-кредитного регулирования | 11,0 | 16,6 | 12,5 | 9,0 | 3,9 | ||
| 11,0 | 16,6 | 12,5 | 9,0 | 3,9 | ||
| 10,2 | 15,6 | 11,4 | 7,9 | 3,0 | ||
| 0,8 | 1,0 | 1,1 | 1,1 | 0,9 | ||
Банки (без участия в капитале и долговых обязательств перед прямыми инвесторами) 1 | 49,9 | 57,0 | 66,4 | 78,1 | 100,8 | ||
| 20,3 | 23,7 | 27,5 | 32,7 | 39,5 | ||
| 1,2 | 1,3 | 1,6 | 1,5 | 1,5 | ||
| 8,2 | 10,5 | 11,6 | 15,8 | 17,6 | ||
| 9,9 | 10,6 | 12,8 | 13,8 | 18,8 | ||
| 1,0 | 1,3 | 1,6 | 1,6 | 1,6 | ||
| 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | ||
| 1,0 | 1,3 | 1,5 | 1,6 | 1,6 | ||
| 29,7 | 33,3 | 38,9 | 45,4 | 61,3 | ||
| 0,6 | 0,8 | 0,9 | 1,4 | 1,8 | ||
| 26,4 | 29,4 | 33,3 | 37,7 | 50,2 | ||
| 2,5 | 2,9 | 4,3 | 6,0 | 9,0 | ||
| 0,2 | 0,2 | 0,3 | 0,3 | 0,3 | ||
1 2 3 4 5 6 7
112,6 | 117,0 | 123,9 | 120,7 | 138,7 | |||
| 5,8 | 6,5 | 8,3 | 8,7 | 9,5 | ||
| 5,5 | 6,4 | 6,2 | 7,6 | 9,0 | ||
| 0,3 | 0,1 | 2,1 | 1,2 | 0,4 | ||
| 106,8 | 110,6 | 115,6 | 111,9 | 129,3 | ||
| 12,3 | 14,4 | 13,9 | 14,9 | 18,7 | ||
| 94,5 | 96,1 | 101,7 | 97,0 | 110,5 | ||
Банки и прочие секторы - долговые обязательства перед прямыми инвесторами | 12,5 | 13,1 | 19,6 | 16,2 | 21,5 | ||
| 0,2 | 0,2 | 0,3 | 0,4 | 0,4 | ||
| 12,3 | 12,9 | 19,3 | 15,8 | 21,1 |