Файл: Рабочая программа по окружающему миру 4 класс разработана на основе.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 54
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Гражданско-патриотического воспитания:
Духовно-нравственного воспитания:
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
Регулятивные универсальные учебные действия:
Содержание учебного предмета Земля и человечество (9 ч).
Родной край – часть большой страны (9 ч).
Страницы всемирной истории (5 ч).
Совместная деятельность:
-
понимать значение коллективной деятельности для успешного решения учебной (практической) задачи; активно участвовать в формулировании краткосрочных и долгосрочных целей совместной деятельности (на основе изученного материала по окружающему миру); -
коллективно строить действия по достижению общей цели: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; -
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; -
выполнять правила совместной деятельности: справедливо распределять и оценивать работу каждого участника; считаться с наличием разных мнений; не допускать конфликтов, при их возникновении мирно разрешать без участия взрослого; -
ответственно выполнять свою часть работы.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения в 4 классе обучающийся научится:
-
проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, традициям своего народа и других народов, государственным символам России; соблюдать правила нравственного поведения в социуме; -
показывать на физической карте изученные крупные географические объекты России (горы, равнины, реки, озёра, моря, омывающие территорию России);
-
показывать на исторической карте места изученных исторических событий; -
находить место изученных событий на «ленте времени»; -
знать основные права и обязанности гражданина Российской Федерации; -
соотносить изученные исторические события и исторических деятелей с веками и периодами истории России; -
рассказывать о государственных праздниках России, наиболее важных событиях истории России, наиболее известных российских исторических деятелях разных периодов, достопримечательностях столицы России и родного края; -
описывать на основе предложенного плана изученные объекты, выделяя их существенные признаки, в том числе государственную символику России и своего региона; -
проводить по предложенному/самостоятельно составленному плану или выдвинутому предположению несложные наблюдения, опыты с объектами природы с использованием простейшего лабораторного оборудования и измерительных приборов, следуя правилам безопасного труда; -
распознавать изученные объекты и явления живой и неживой природы по их описанию, рисункам и фотографиям, различать их в окружающем мире; -
группировать изученные объекты живой и неживой природы, самостоятельно выбирая признак для группировки; проводить простейшие классификации; -
сравнивать объекты живой и неживой природы на основе их внешних признаков и известных характерных свойств; -
использовать знания о взаимосвязях в природе для объяснения простейших явлений и процессов в природе (в том числе смены дня и ночи, смены времён года, сезонных изменений в природе своей местности, причины смены природных зон); -
называть наиболее значимые природные объекты Всемирного наследия в России и за рубежом (в пределах изученного); -
называть экологические проблемы и определять пути их решения; -
создавать по заданному плану собственные развёрнутые высказывания о природе и обществе; -
использовать различные источники информации для поиска и извлечения информации, ответов на вопросы; -
соблюдать правила нравственного поведения на природе; -
осознавать возможные последствия вредных привычек для здоровья и жизни человека; -
соблюдать правила безопасного поведения при использовании объектов транспортной инфраструктуры населённого пункта, в театрах, кинотеатрах, торговых центрах, парках и зонах отдыха, учреждениях культуры (музеях, библиотеках и т.д.); -
соблюдать правила безопасного поведения при езде на велосипеде, самокате;
осуществлять безопасный поиск образовательных ресурсов и достоверной информации в Интернете.
Содержание учебного предмета Земля и человечество (9 ч).
Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небесные тела: звезды, планеты и спутники планет. Земля – планета Солнечной системы. Луна – естественный спутник Земли. Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времен года. Звездное небо – великая «книга» природы. Мир глазами географа. Что изучает география. Изображение Земли с помощью глобуса и географической карты. Распределение солнечного тепла на земле и его влияние на живую природу. Мир глазами историка. Что изучает история. Исторические источники. Счет лет в истории. Историческая карта. Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды – задача всего человечества. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Всемирное наследие. Международная Красная книга.
Практические работы: знакомство с картой звездного неба; поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географической карте; знакомство с историческими картами.
Природа России (12 ч).
Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы, моря, озера и реки нашей страны (в форме путешествия по физической карте России). Природные зоны нашей страны: зона арктических пустынь, зона тундры, зона лесов, зона степей, зона пустынь, субтропики. Карта природных зон России. Особенности природы каждой из зон. Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям обитания в разных природных зонах. Особенности хозяйственной деятельности людей, связанные с природными условиями. Экологические проблемы каждой из природных зон, охрана природы, виды растений и животных, внесенные в Красную книгу России. Необходимость бережного отношения к природе в местах отдыха населения. Правила безопасного поведения отдыхающих у моря.
Представление об экологическом равновесии и необходимости его учета в процессе хозяйственной деятельности людей. Практические работы: поиск и показ на физической карте изучаемых географических объектов; поиск и показ изучаемых объектов на карте природных зон России; рассматривание гербарных экземпляров растений различных природных зон, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни.
Родной край – часть большой страны (9 ч).
Наш край на карте Родины. Карта родного края. Формы земной поверхности в нашем крае. Изменение поверхности края в результате деятельности человека. Охрана поверхности края (восстановление земель на месте карьеров, предупреждение появления свалок, борьба с оврагами).
Водоемы края, их значение в природе и жизни человека. Изменение водоемов в результате деятельности человека. Охрана водоемов нашего края. Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение, места и способы добычи. Охрана недр в нашем крае. Ознакомление
с важнейшими видами почв края (подзолистые, черноземные и т. д.). Охрана почв в нашем крае. Природные сообщества (на примере леса, луга, пресного водоема). Разнообразие растений и животных различных сообществ.
Экологические связи в сообществах. Охрана природных сообществ. Особенности сельского хозяйства края, связанные с природными условиями. Растениеводство в нашем крае, его отрасли (полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство). Сорта культурных растений. Представление о биологической защите урожая, ее значении для сохранения окружающей среды и производства экологически чистых продуктов питания.
Животноводство в нашем крае, его отрасли (разведение крупного и мелкого рогатого скота, свиноводство, птицеводство, рыбоводство, пчеловодство и др.). Породы домашних животных. Экскурсии: знакомство с растениями и животными леса, их распознавание в природных условиях с помощью атласа- определителя; знакомство с растениями и животными луга, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя; знакомство с растениями и животными пресного водоема, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя.
Практические работы: знакомство с картой края; рассматривание образцов полезных ископаемых своего края, определение их свойств; рассматривание гербарных экземпляров растений различных сообществ, их распознавание с помощью атласа-определителя; знакомство с культурными растениями края.
Страницы всемирной истории (5 ч).
Представление о периодизации истории. Начало истории человечества: первобытное общество. Древний мир; древние сооружения – свидетельства прошлого. Средние века; о чем рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала, дом крестьянина. Новое время; достижения науки и техники, объединившие весь мир: пароход, паровоз,
железные дороги, электричество, телеграф. Великие географические открытия. Новейшее время. Представление о скорости перемен в XX веке. Достижения науки и техники. Осознание человечеством ответственности за сохранение мира на планете.
Страницы истории Отечества (19 ч).
Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные условия жизни восточных славян, их быт, нравы, верования. Века Древней Руси. Территория и население Древней Руси. Княжеская власть. Крещение Руси. Русь – страна городов. Киев – столица Древней Руси. Господин Великий Новгород. Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и нравы Древней Руси. Наше Отечество в XIII–XV веках. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда.
Оборона северо-западных рубежей Руси. Князь Александр Невский. Московская Русь. Московские князья – собиратели русских земель. Дмитрий Донской. Куликовская битва. Иван Третий. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы страны в XIII–XV веках. Наше Отечество в XVI–XVII веках. Иван Грозный и его правление.
Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского.
Утверждение новой царской династии Романовых. Освоение Сибири.
Землепроходцы. Культура, быт и нравы страны в XVI–XVII веках. Россия в XVIII веке. Петр Первый – царь-преобразователь. Новая столица России – Петербург. Провозглашение России империей. Россия при Екатерине Второй. Дворяне и крестьяне. Век русской славы: А. В. Суворов, Ф. Ф. Ушаков.
Культура, быт и нравы России в XVIII веке. Россия в XIX – начале XX века. Отечественная война 1812 года. Бородинское сражение. М. И. Кутузов. Царь- освободитель Александр Второй. Культура, быт и нравы России в XIX – начале XX века. Россия в XX веке. Участие России в Первой мировой войне. Николай Второй – последний император России. Революции 1917 года.
Гражданская война. Образование СССР. Жизнь страны в 20–30-е годы. Великая Отечественная война 1941–1945 годов. Героизм и патриотизм народа. День Победы – всенародный праздник. Наша страна в 1945–1991 годах. Достижения ученых: запуск первого искусственного спутника Земли, полет в космос Ю. А. Гагарина, космическая станция «Мир».
Преобразования в России в 90-е годы XX века. Культура России XX века. Прошлое родного края. История страны и родного края в названиях городов, поселков, улиц, в памяти народа, семьи. Экскурсия: знакомство с историческими достопримечательностями родного края (города, села).
Практическая работа: поиск и показ изучаемых объектов на исторических картах.
Современная Россия (13 ч).
Мы – граждане России. Конституция России – наш основной закон. Права человека в современной России. Права и обязанности гражданина. Права ребенка. Государственное устройство России: Президент, Федеральное собрание, правительство. Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн). Государственные праздники. Многонациональный состав населения России.
Регионы России: Дальний Восток, Сибирь, Урал, Север Европейской России, Центр Европейской России, Юг Европейской России. Природа, хозяйство, крупные города, исторические места, знаменитые люди, памятники культуры в регионах.
Тематическое планирование по окружающему миру, 4 класс.
№ п/п | Тема | Количество часов | Электронные учебно- методические материалы |
Раздел «Земля и человечество» (9 ч) | |||
1 | Мир глазами астронома. | 1 | https://resh.edu.ru/subject/43/4/ |
2 | Планеты Солнечной системы. | 1 | https://resh.edu.ru/subject/43/4/ |
3 | Мир глазами географа. | 1 | https://resh.edu.ru/subject/43/4/ |
4 | Входная проверочная работа. | 1 | https://resh.edu.ru/subject/43/4/ |
5 | Мир глазами историка. | 1 | https://resh.edu.ru/subject/43/4/ |
6 | Когда и где? | 1 | https://resh.edu.ru/subject/43/4/ |
7 | Мир глазами эколога. | 1 | https://resh.edu.ru/subject/43/4/ |
8 | Международная Красная книга. | 1 | https://resh.edu.ru/subject/43/4/ |
9 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Земля и человечество». | 1 | https://resh.edu.ru/subject/43/4/ |
Раздел «Природа России» (12ч) | |||
1 | Равнины и горы России. | 1 | https://resh.edu.ru/subject/43/4/ |
1 | Моря, озёра и реки России. | 1 | https://resh.edu.ru/subject/43/4/ |
1 | Природные зоны России. | 1 | https://resh.edu.ru/subject/43/4/ |
1 | Зона арктических пустынь. | 1 | https://resh.edu.ru/subject/43/4/ |
1 | Тундра. | 1 | https://resh.edu.ru/subject/43/4/ |
1 | Леса России. | 1 | https://resh.edu.ru/subject/43/4/ |
1 | Лес и человек. | 1 | https://resh.edu.ru/subject/43/4/ |
1 | Зона степей. | 1 | https://resh.edu.ru/subject/43/4/ |
1 | Пустыни. | 1 | https://resh.edu.ru/subject/43/4/ |
1 | У Чёрного моря. | 1 | https://resh.edu.ru/subject/43/4/ |
2 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа России». Проверочная работа за 1 триместр. | 1 | https://resh.edu.ru/subject/43/4/ |
2 | Наши проекты. | 1 | https://resh.edu.ru/subject/43/4/ |
Раздел «Родной край – часть большой страны» (9 ч.) | |||
2 | Поверхность нашего края. | 1 | https://resh.edu.ru/subject/43/4/ |
2 | Водные богатства нашего края. | 1 | https://resh.edu.ru/subject/43/4/ |
2 | Наши подземные богатства. | 1 | https://resh.edu.ru/subject/43/4/ |
2 | Земля – кормилица | 1 | https://resh.edu.ru/subject/43/4/ |
2 | Жизнь леса. | 1 | https://resh.edu.ru/subject/43/4/ |
2 | Жизнь луга. | 1 | https://resh.edu.ru/subject/43/4/ |
2 | Жизнь в пресных водах. Проверим себя и оценим свои достижения. | 1 | https://resh.edu.ru/subject/43/4/ |