Файл: История россии xix века в произведении м. Ю. Лермонтова бородино.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 39

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

X V ЕЖЕГОДНАЯ

ИСЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

«ПОЗНАНИЕ И ТВОРЧЕСТВО


Комитет по образованию правительства Санкт-Петербурга

ГБОУ школа № 644 Приморского района

Секция: Литература

Тема:

ИСТОРИЯ РОССИИ XIX ВЕКА

В ПРОИЗВЕДЕНИИ М.Ю. ЛЕРМОНТОВА «БОРОДИНО»

Выполнили: Майгатов Б., Сергиенко А., 6М класс

Научный руководитель: Мажаева Наталья Николаевна,

учитель русского языка и литературы

ГБОУ школа № 644 Приморского района

Санкт-Петербург 2023


ОГЛАВЛЕНИЕ




Научный руководитель: Мажаева Наталья Николаевна, 1

учитель русского языка и литературы 1

ГБОУ школа № 644 Приморского района 1

Санкт-Петербург 2023 1

Введение 2


Введение


Актуальность исследования. Исторический центр Петербурга в значительной степени сформировался в XIX веке. Нас окружает множество образов, связанных с событиями Отечественной войны 1812 года: Казанский собор, Александровская колонна, памятники М.И. Кутузова и М.Б. Барклая де Толли. Чтение русской классической литературы позволяет соединить их в единое целое, понять эпоху, когда происходили события, запечатленные в архитектурных и скульптурных памятниках. Вместе с тем произведения литературы позволяют выйти за рамки «парадных фасадов» и увидеть широкую панораму жизни, живых людей.

Произведение, выбранное нами, воссоздают историю в художественных и эмоционально-чувственных образах. Картина Отечественной войны 1812 года Бородинского сражения, созданная М.Ю. Лермонтовым, одна из самых ярких страниц нашей истории.

Объектом исследования являются исторические события XIX века, отразившиеся в литературных произведениях.

Предмет исследования – историческая достоверность литературных образов по произведению М.Ю. Лермонтова «Бородино
».

Цель представленного исследования – выявление исторической достоверности литературных произведений (на примере стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино»).

Цель определила исследовательские задачи:

  1. Изучить историю создания произведения М.Ю. Лермонтова «Бородино».

  2. Охарактеризовать художественные приемы автора, позволяющие воспроизводить историческую эпоху.

  3. Сопоставить исторические источники и литературные произведения.

Необходимым условием достижения поставленной цели является использование следующих научных принципов и методов: метод сравнительного анализа, принцип историчности, предполагающий рассмотрение фактов в контексте истории.

Источниковую базу работы составили литература по теме (воспоминания и монографии), произведение М.Ю. Лермонтова «Бородино».

Глава 1. Отечественная война 1812 г. в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Бородино»

  1. История создания стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино»

XIX век в истории нашей страны занимает особое место: он начался наполеоновскими войнами, в которые была втянута Россия. Народ пережил страшную войну, названную Отечественной. Мы знаем много имен, связанных с этими событиями: М.И. Кутузов и П.И. Багратион, А.П. Ермолов и Д. Давыдов. Главным итогом завершившейся войны стало, по словам А.С. Пушкина, «Мы очутилися в Париже, А русский царь главой царей». Великий поэт нелестно писал об Александре:

«Властитель слабый и лукавый,

Плешивый щеголь, враг труда,

Нечаянно пригретый славой,

Над нами царствовал тогда.

Его мы очень смирным знали,

Когда не наши повара

Орла двуглавого щипали

У Бонапартова шатра.

Гроза двенадцатого года

Настала — кто тут нам помог?

Остервенение народа,

Барклай, зима иль русский бог?»

Образ Александра Благословенного запечатлен в живописи и скульптуре. Александровская колонна – памятник Александру I, победителю Наполеона в войне 1812-1814 годов. Колонна, возведенная по проекту Огюста Монферрана, была установлена 30 августа 1834 года. Ее венчает фигура Ангела, выполненная скульптором Борисом Ивановичем Орловским.

Однако следует заметить, что рядом всегда присутствует главный герой этих событий – народ. В русском музее находится Статуя «Русский Сцевола» В.И. Демут-Малиновского, созданная в 1813 году, которая

стала символом величия русского народа, современники именно так воспринимали этот образ.

В 1826 году в Зимнем дворце была создана Военная галерея. Галерея состоит из 332 портретов русских генералов, участвовавших в Отечественной войне 1812 года. Портреты написаны Джорджем Доу и его ассистентами А. В. Поляковым и В. А. Голике.

Считается, замысел стихотворения возник у автора ещё в 1832—1835 годах, когда на начальном этапе литературной идеи было создано стихотворение «Поле Бородина». К 25-летнему юбилею и Бородинской битвы Михаил Лермонтов решил создать новое произведение, которое отличалось особым тематическим содержанием. Активная обсуждаемость известных событий и героического сопротивления народа в год антинаполеоновской кампании в широких слоях общества обусловилапроявление повышенного интереса к этому историческому периоду. В частности, писатель в этот период много размышлял о судьбе народа в истории, о прошлом и настоящем России и её народа, о роли конкретного события в истории народа и страны. Анализируя этот аспект, В.Г Белинский позже отмечал, что ключевой мыслью «Бородина» является «жалоба на настоящее поколение, дремлющее в бездействии, зависть к великому прошлому, полному славы и великих дел». Эта тема лермонтовского творчества получила чрезвычайно широкое распространение в этот период, она красной нитью проходит через многие его поэтические произведения второй половины 1830-х годов .

М.Ю. Лермонтов принадлежал к поколению, которое не видело битв с Наполеоном, но имело возможность узнать о ней от очевидцев. В 30-х годах память о событии кипела, поэтому молодой М. Лермонтов много раздумывал над военными событиями. В 16 лет он написал первое произведение на эту тему – «Бородинское поле». Исследователи утверждают, что оно стало основой для создания хрестоматийного стихотворения «Бородино».

В 1837 году вся Россия праздновала 25-летие со дня победы в войне с Наполеоном. В церквях были заказаны молебны за погибших, а в августе сделали закладку храма «Христа Спасителя» в Москве в память о великом подвиге русского народа. Торжественная атмосфера откликнулась и в сердце Михаила Юрьевича, который в этом же году написал произведение «Бородино».

История создания стихотворения гораздо богаче. С детства поэта окружали люди, которые пережили битву на Бородинском поле: Афанасий Столыпин, брат бабушки Лермонтова, гувернант-француз Капэ, крестьяне из бабушкиного имения. Все они делились воспоминаниями о победоносном сражении. Позже Михаил Юрьевич попал на службу в Гусарский полк, где тоже служили участники Бородина.


В 1832 году поэт пребывал в имении Алексея Столыпина, где услышал новые воспоминания о войне от лигачёвских крестьян. Они были участниками ополчения. Местный старый священник также многое поведал о событиях. Участники боя вспоминали, что там полковник проговорил речь, которая помогла победить. Известно и то, что могущественные слова о защите Москвы прозвучали из уст Федора Мохнатина. Многочисленные рассказы стали благодатной почвой для написания стихотворения.

Стихотворение «Бородино» принесло Лермонтову славу поэта, это первое стихотворение, напечатанное в журнале «Современник» (книга 6-я, 1837г.).
Исходя из истории написания стиха М.Ю. Лермонтова «Бородино», можно с уверенностью утверждать, что это художественный облик события, в котором нет ни одного выдуманного эпизода. Этот факт делает произведение еще ценнее.




2. Художественный образ и достоверная история Бородинского сражения
В произведении Михаила Лермонтова “Бородино” молодой солдат расспрашивает ветерана Бородинского сражения, дядю, в котором тот принимал участие:

“Скажи-как, дядя, ведь не даром Москва спалённая пожаром, французу отдана? Ведь были ж схватки боевые, да, говорят, ёще-какие!

Не даром помнит вся Россия

Про день Бородина!”

Завязывается диалог, на что Ветеран ему отвечает:

«Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя: Богатыри — не вы!

Плохая им досталась доля: Немногие вернулись с поля…

Не будь на то Господня воля, Не отдали б Москвы!»

На сегодняшний день ученым удалось выявить прототипа «дяди», старого солдата, который выступает в роли рассказчика. Исследователи почти уверенны, что это Андреев – пехотинец, унтер-офицер, который служил сначала в Литовском, а потом в Московском полку. Накануне празднования 25-летия победы художник П. Заболоцкий писал портрет участника войны. Михаил Юрьевич был частым гостем в мастерской художника, где и познакомился с Андреевым. М. Лермонтов тогда уже служил в гусарском полку, а старого солдата действительно называл «дядей». Андрееву нравилась любознательность юноши, и он с удовольствием рассказывал о Бородине. Его воспоминания вдохновили молодого человека на создание стихотворения «Бородино». Вместе с тем, М. Лермонтов, будучи военным человеком, использует слова, достоверно воспроизводящие военные действия.


Особенность стихотворения «Бородино» М.Ю. Лермонтова в том, что в нем не прославляются цари или другие вельможи. Все внимание сосредоточено на защитнике Родины – простом солдате. Этот образ появляется в самом начале, когда старый солдат начинает вспоминать о пережитых боях. Свое отношение к солдатам-участникам битв с французами поэт выражает при помощи слова «богатыри», которое звучит из уст старого солдата. Он имеет полное право использовать такую «громкую» лексему, ведь сам был очевидцем их подвигов. Болью в сердце защитника отдают воспоминания об отступлениях, но он, как настоящий русский человек, даже в таком деле полагается на Бога, говоря, что поражения – воля Господа. Лермонтовский защитник Отечества – не только единичный, но и сборный образ. Речь в стихотворении ведется то от первого лица единственного числа («я»), то от первого лица множественного числа («мы»). Четкого разделения между единичным и сборным образом нет.

Русская армия отступала с боями. Французы несли большие потери, растягивались коммуникации, численное превосходство французской армии сокращалось. 5 августа главнокомандующим был утверждён генерал от инфантерии М.И. Кутузов. Оценив обстановку, он принимает решение о подготовке к генеральному сражению:

Герой М.Ю Лермонтова говорит:
«И вот нашли большое поле:
Есть разгуляться где на воле!
Построили редут.
У наших ушки на макушке!
Чуть утро осветило пушки
И леса синие верхушки —
Французы тут как тут.»

М.Ю. Лермонтов рассказывает о том, как солдаты сражаются с французами. Они решительно вступают в перестрелку, при этом даже находят силы подшутить: «Забил заряд я в пушку туго и думал: угощу я друга!». Но двухдневной перестрелки для храбрецов мало, так как врага она не выгнала. Бойцы рвутся к картечи, слыша при этом, как «ликует француз». Попытки победить захватчиков в перестрелки были тщетными, пока полковник русских не поднял дух своих «детей». Почему «детей»? Видимо, под образом полковника подразумевается А. Кутузов. Его солдаты считали отцом. Отец-командир напомнил, что за Москву нужно стоять до последнего и, если это нужно, умереть. Его слова, действительно вернули уверенность и вскоре французы были побеждены. О том, насколько трудным был бой говорит художественная деталь: «отступили бусурманы». Тогда считать мы стали раны, товарищей считать». Из этих строк становится понятно, что солдаты не думали о себе, только о защите родины.