Файл: Вариативное задание Проанализируйте педагогическую статью из периодической печати начала хх в. О дурном расположении духа в наставнике.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Решение задач

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 151

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


- образованность в сфере преподаваемого предмета и владение педагогическими технологиями;

- опыт творческой деятельности, умение обосновать собственную педагогическую деятельность как систему (дидактическую, воспитательную, методическую, способность разработать авторский образовательный проект;

- культура профессионального поведения, способы саморазвития, умение саморегуляции собственной деятельности, общения.

Практическая работа по теме


«Ценностно-смысловая позиция учителя»

Практическая работа № 5

Вариативное задание № 2. В этом году исполняется 200 лет со дня рождения великого русского педагога Константина Дмитриевича Ушинского. Работы ученого золотой фонд знаний о воспитании, обучении и образовании подрастающего поколения. Прочитайте внимательно отрывок из его статьи «О пользе педагогической литературы» и выполните задание.

К.Д. Ушинский писал: «Ни политика, ни медицина, ни педагогика не могут быть названы науками, а только искусствами... Если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она должна узнать его во всех отношениях... педагогика не наука, а искусство - самое обширное, сложное, самое высокое и необходимое из всех искусств. Искусство воспитания опирается на науку... Воспитатель должен знать человека в семействе, среди народа, человечества и наедине со своей совестью, во всех возрастах, классах, в радости и горе, в величии и унижении, в избытке сил и в болезни, среди надежд и на одре смерти. Он должен знать причины самых высоких деяний, историю зарождения мыслей, страстей... Педагогический такт, без которого воспитатель, как бы ни изучал он теорию педагогики, никогда не будет хорошим практиком, не есть что-нибудь врождённое, а формируется в человеке постепенно...».
  • Представьте развернутое рассуждение, отражающее заданную тему, краткое обоснование позиции.



Учитель - мастер, человек, искусствовед, целитель душ, наставник, философ, профессор, психолог…То есть, говоря о педагогике как области искусства, мы должны вести речь об умении, мастерстве педагога. Часто практическую педагогическую деятельность называют искусством. Однако, педагогическую деятельность какого-то конкретного педагога может быть искусством только в той мере, в какой он сможет реализовать свой творческий потенциал, креативность, душевный порыв, наконец. Педагогика – наука и педагогика - искусство отличаются, на мой взгляд, разительно. Наука предполагает знания, а искусство подразумевает развитие личности в целом. Влияние личности самого педагога на свою деятельность особенно существенно потому, что воспитание современных учеников включает в себя, в первую очередь, межличностные отношения, внутреннюю позицию учителя, его нравственные качества, интуицию, педагогический такт и просто – любовь к своей работе и желание самосовершенствоваться вместе со своим учениками! То есть, мы приходим к пониманию того, что искусство педагога есть ничто иное, как мастерство учителя. И в этом я согласен с Константином Дмитриевичем Ушинским, что воспитание и обучение детей — это педагога искусства, поэтому одно из сложнейших человеческих искусств. Педагогика - область культуры, интегрирующая три компонента: искусство, науку, практическую деятельность по организации и взаимодействию людей. Таким образом, педагогическая наука — это объединение многовекового опыта обучения и воспитания подрастающих поколений, формирования развитой личности. И получается, что педагогом может быть далеко не каждый. Это должен быть заинтересованный, добрый, целеустремленный человек, который имеет призвание, внутреннее осознание того, что это его путь, с постоянной жаждой самосовершенствования, требовательности к себе и каждодневного труда.




  • Выразитесвоеотношениекпозицииавтораиобоснуйтеего.

К.Д. Ушинский писал: «… Педагогический такт, без которого воспитатель, как бы ни изучал он теорию педагогики, никогда не будет хорошим практиком, не есть что-нибудь врождённое, а формируется в человеке постепенно...». Я согласен с тем, что основа такта – это выдержка и уравновешенность педагога. Ведь черта тактичного учителя – это и высокая требовательность к себе, и искреннее уважение к воспитанникам. Это и психологический комфорт обучающихся на уроке, и выстраивание диалога с сильными учениками, и проявления повышенного внимания к слабым или по каким-либо причинам отстающим ученикам. Это и тактичное и корректное комментирование ошибок, и оценивание учащихся, и разговоры по душам, и поддержка в жизненных ситуациях, и помощь в самоопределении, и… Педагогический такт характеризуется обоснованностью и гибкостью применения методов, форм и приемов педагогического воздействия. Он не терпит шаблона и формализма. Каждый педагог в процессе учебной деятельности вырабатывает свой, индивидуальный стиль обучения и общения с учащимися. От выбранного стиля поведения часто зависит этика педагогического общения, а, следовательно, и педагогический такт.

  • Соотнесите ваше мнение с событиями, эпизодами школьной жизни. Постарайтесь раскрыть возможность (невозможность) переноса авторских идей в современную действительность.
Идеи К.Д. Ушинского очень актуальны и в современной школьной жизни! Ведь развиваясь, педагог и сам совершенствуется, и воспитывает и учит ученика!!! Ведь зная ученика, его родителей, семью, социум и вникая во внутренний мир подрастающего поколения, мы учим у них, а они у нас. Я считаю, что стратегия взаимодействия воспитателя с ребенком должна разрабатываться с учетом индивидуальных психологических особенностей

воспитанника. Так, в нашей школе активно распространяется «Движение первых». И те классные руководители, кто активно сотрудничает с родителями классов, смогли в первую очередь организовать обучающихся на участие в различных социальных проектах. Класс действует как единое целое: сильные в учебе ребята помогают отстающим, при подготовке к Акции «Письмо солдату» работали и индивидуально, и в группе; при подготовке к празднику 8 Марта ученики 5 класса совместно с группой старшеклассников подготовили театрализованное представление; при проведении городской игры «Многогранник», вместе с учителями учащиеся 10-11-х классов были волонтерами на этапах игры, придумывали задания, брали интервью, выпускали тематическую школьную газету «Отражение» и видеофильм.




  • Сделайтевыводотом,надчемнеобходимоработатьсовременномуучителю, чтобы овладеть искусством педагогического мастерства.

Я согласен с мнением К. Д. Ушинского, что учитель-наставник должен быть одаренным особыми свойствами, среди которых следующие: желающий учить, должен иметь истинное призвание к этой службе; должен иметь хорошие и правильные знания и сведения по тому предмету, который хочет преподавать другим; должен иметь чистый и непорочный нрав и процветать добродетелями; должен быть уже от природы уважительным; должен учеников своих любить и их любовь также для себя заслужить; от природы надо ему владеть легким, понятным способом преподавания; должен иметь необходимые средства для обучения и наставления; должен добрый порядок уважать.

Мне кажется, что самое главное в моей работе – это способность понимать ученика, доступно излагать материал, заинтересовывать учеников. Здесь важны не только организаторские способности, педагогический такт и свое желание – быть на одной «волне» с обучающимися, ведь ученики прошлого года разительно отличаются от учеников нынешнего. Необходимо общаться с каждым классом по-разному, использовать педагогическую интуицию, эмпатию. Учителю важно уметь владеть собой, сохранять самоконтроль, осуществлять саморегуляцию при любой ситуации (в общении с детьми, родителями/законными представителями, педагогами, …).


Имея психологическое образование, я считаю, что на уроках учителю важно и развивать учеников. Так, креативность - способность к творчеству, качество необходимое современному человеку, не только ученику, но и учителю, то есть личности в целом. Также, я считаю, что для учителя необходимыми умение правильно и выразительно, способность жестом, мимикой, взглядом выразить свои чувства и отношение, видеть себя со стороны.

То есть, если учитель – профессионал, то он способен превращать свои знания, навыки и умения в необходимый результат; он демонстрирует высокую степень совершенства в исполнении своей работы; владеет разными методами, технологиями и формами своей работы; совершенствует свои теоретические и практические знания, умения для работы в изменяющемся мире, он креативен, успешен, учится все время и совершенствуется вместе со своими учениками; он выдвигает и реализует новые ,новаторские идеи, приемы обучения (но и не забывает классические приемы педагогики).

Практическая работа №5

Вариативное задание № 3.

Прочитайте текст и выполните задания.

Н.Г. Никонов «Мой рабочий одиннадцатый»

Предложите свой ответ на вопрос о том, что такое авторитет учителя. Обоснуйте свое мнение, используя аргументы автора и свои собственные.

Учебно-воспитательный процесс невозможен без взаимодействия ученика и учителя. И от того, каким будет это взаимодействие, зависит успешность образовательных и воспитательных целей. Отношения педагога со своими воспитанниками зависят от множества факторов, но ключевым является авторитет учителя. Роль авторитета учителя-воспитателя в образовательном процессе рассматривали педагоги и психологи (Амоношвили Ш.А., Крупская Н.К., Кондратьев М.Ю., Лихачев Б., Макаренко А.С.,Ольшанский В.Б., Сухомлинский В.А и др.). Что же такое учительский авторитет? Как его получить?

В толковом словаре Ожегова авторитет понимается как общепризнанное значение, влияние, общее уважение. В педагогической деятельности общепризнанное значение можно понимать, как значение, признанное учениками и педагогическим коллективом, влияние – способность воздействовать на учащихся не только с помощью педагогических и психологических методов, но и используя внешность, личные качества характера. Авторитет педагога – это положительная оценка учащимися личных качеств и профессионального мастерства педагога, способность учителя влиять на ученика. Н.Г. Никонов писал: «Авторитет не сразу растет. Его завоевывают». И это абсолютно верное утверждение. Прежде чем довериться педагогу, ребенок должен его узнать, увидеть его в разных ситуациях, оценить по своим меркам. Какими же качествами должен обладать педагог – чтобы заслужить авторитет у своих воспитанников? На мой взгляд любовь к детям, к своей профессии - важнейший аспект хорошего учителя.


Л.Н. Толстой писал: «Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он - совершенный учитель». Любовь к педагогике не мыслима без любви к ребенку. Учитель, движимый любовью к своему делу, постоянно изучает, ищет, экспериментирует, дабы лучше, качественнее, успешнее взаимодействовать с детьми – научить, воспитать, поддержать.

Кроме любви очень важны личные качества учителя. Учитель должен быть образцом для подражания, неповторимым героем, на которого хочется равняться. Вот как говорит об этом Н.Г. Новиков: «Должен я стать если не героем, то уж таким образцом, что рот раскрывай, сплетничай, удивляйся, злословь.» Педагог должен постоянно развиваться и самосовершенствоваться, быть эрудированной, незаурядной личностью, чтобы вызвать интерес и позднее уважение детского коллектива. Самодисциплина, собранность, аккуратность в одежде, в словах, воспитанность, тактичность, последовательность в словах и делах, гибкость, внимание к каждому ученику, доброжелательность, честность, открытость, оправданная требовательность, справедливость – те качества, которые должен воспитывать в себе педагог. Этот далеко не полный список того, к чему должен стремиться каждый педагог для завоевания авторитета у воспитанников.

Чтобы получить уважение, педагог сам должен уважать своих учеников. Отношения учителя и его воспитанников должны строится на доверии и взаимоуважении. Учитель должен строить общение с детским коллективом не с позиции «начальника», а с позиции старшего товарища, более сведущего и готового прийти на помощь.

Конечно, важны и профессиональные качества учителя. Учитель должен отлично знать свой предмет и владеть всеми методами и приемами обучения, хорошо разбираться в особенностях возрастной психологии. Добрый отзывчивый учитель, который не способен объяснить тему урока, вряд ли вызовет уважение у детей. С.Д. Глаголев в своем интервью говорит о том, что авторитет зависит от личного примера, доверия и понимания. Глаголев и Новиков едины в своем понимании авторитета.

Подводя итог можно сформулировать определение педагогического авторитета. Авторитет педагога – это инструмент, способствующий образовательному и воспитательному процессу, который складывается из личностных и профессиональных качеств конкретного учителя.