Файл: Вариативное задание Проанализируйте педагогическую статью из периодической печати начала хх в. О дурном расположении духа в наставнике.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Решение задач

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 152

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Практическая работа № 5

Инвариантное задание № 4

Рассуждение об интервью С.М. Глаголева «На чем стоит авторитет учителя»

Сергей Менделеевич Глаголев в своем интервью рассуждает о том, на чем стоит авторитет учителя. Я согласна с автором, что современные дети отличаются от советских сверстников, как и их родители. У учителя практически не осталось никаких рычагов давления.

Сергей Менделеевич говорит: «Реализуется идея, что родители и ученик всегда правы, и если родители или ученик чем-то недовольны, то кто в этом виноват? — школа, учитель, директор: не обеспечили, не создали, не сделали или сделали не то. Мы с этим, конечно, пытаемся бороться, но реально это невозможно, потому что позиция «наверху» именно такая, и она целенаправленно насаждается. Если родитель будет всерьез чем-то недоволен, школа практически во всех случаях окажется однозначно виноватой». Как практикующий учитель могу констатировать, что это так. Кроме того, последнее время часто встречаю родителей, которые изначально настроены против школы, учителей. Их дети смотрят на мир через призму негативного опыта родителей. Настроить таких ребят, а также их родителей на положительное сотрудничество бывает очень непросто. Здесь важную роль играет авторитет учителя.

И С. Глаголев говорит, о том, что авторитет – это вопрос личного примера и зависит от доверия и понимания. Я считаю это справедливым. На мой взгляд, учитель должен быть эталоном для учащихся, быть последовательным в своих требованиях. Сказал – сделал, обещал – выполнил. С. Глаголев говорит об этом так: «И еще один важный аспект: если ты сказал, что чего-то делать нельзя, ты должен проследить и показать, что это действительно нельзя. Например, если нельзя купаться без взрослых, то за нарушение этого правила должно быть немедленное и строгое наказание. Ушли купаться — все, надо их отправлять домой, как бы ни было жалко, потому что, если ты предупредил и, если это действительно опасно, ты должен вылезти из кожи вон, но отправить нарушителя к родителям — показать всем остальным, что этого делать действительно нельзя. Не потому, что он сделал что-то сверхъестественное, а потому, что он тебя обманул, нарушил доверие. Без этого невозможно строить нашу работу, по крайней мере внешкольную, наши практики». Важно, чтобы требования учителя были понятны и поддерживались всем коллективом.

Авторитет учителя зависит не только от личных качеств педагога и любви к своему предмету, педагогическое
требование также является важным фактором, влияющим на становление авторитета. Предъявление требований тесно связано с приучением и упражнением учащихся. Функции педагогического требования В.М. Коротов видит в том, что оно помогает быстро навести порядок и дисциплину в школе, вносит дух организованности в деятельность воспитанников; выступает как инструмент руководства и управления учащимися, т.е. как метод педагогической деятельности; возбуждает внутренние противоречия в процессе воспитания и стимулирует развитие учащихся; помогает укреплять духовные взаимоотношения и придает им общественную направленность. Мне близка позиция А.С. Макаренко, который писал, что уважение к личности воспитанника и требовательность к нему являются одним из основных принципов в работе учителя и воспитателя.

Педагогический авторитет – мощная сила, которая должна способствовать развитию личности ребенка, направлять его, вдохновлять. И ни в коем случае не превращаться в орудие, направленное на подавление, насилие и деформацию личности ученика.

В современном образовательном процессе мы должны воспитать всесторонне развитую личность, нравственную, с осознанной гражданской позицией, умеющую принимать решения, искать нестандартные выходы, справляться с трудностями и быть стойким в критических ситуациях. Очевидно, что старая модель отношений ученика и педагога сегодня неактуальна. Учащимся в современной школе должны быть предоставлены возможности для реализации своих способностей. Не заучивание, а понимание! Не слепое следование рекомендациям, а способность критически мыслить, осознать и, возможно, найти свое решение.

Учащиеся не будут бездумно выполнять команды учителя, не то сейчас время. Для успешной педагогической деятельности, в том числе воспитательной современному учителю необходимо завоевать авторитет. Авторитет складывается из множества факторов личностного и профессионального характера, и педагогу необходимо постоянно работать над собой, чтобы стать авторитетом для воспитанников и не потерять этот статус.

Инвариантное задание № 4.