Файл: Тема Русские философы. Карсавин Лев Платонович. Актуальность темы.pptx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 142
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Тема: Русские философы. Карсавин Лев Платонович.
Историческая характеристика эпохи, периода
Умер от туберкулёза 20 июля 1952 года. Похоронен на кладбище поселка Абезь.
ОСНОВНЫЕ РАБОТЫ Л.П. КАРСАВИНА:
Школы, направления и их содержания сторонник которых являлся философ
Представление о русском мире и России.
Тема: Русские философы. Карсавин Лев Платонович.
Актуальность темы.
Актуальность русской философии заключается в том, что она развивается исключительно автономно, независимо от европейской и мировой философии, не находилась под влиянием многочисленных философских направлений Запада – эмпиризма, рационализма, идеализма и др. в то же время русскую философию отличают глубина, всесторонность, достаточно специфический круг исследуемых проблем, порой непонятных для Запада.Историческая характеристика эпохи, периода
Религиозная философия 19-20 веков - это философия, а не богословие. Она есть попытка рационально понять и обосновать религию, а затем все существующее объяснить с помощью этой философии. Основная цель русской религиозной философии состояла в том, чтобы построить новое мировоззрение на основе православного христианства, раскрыть богатое содержание и жизненную действенность главных догматов христианства. Это осуществлялось в то время, когда в обществе распространялся нигилизм и атеизм.Основные характеристики ;
- Религиозный антропологизм;
- Морально – нравственные проблемы;
- Преобладание «софийного» начала над «логическим»;
- Критическое осмысление западных культурных ценностей ( рационализма, либерализма, индивидуализма и др.);
- Поиск «Русской идеи»;
- Синтетичность;
Карсавин Лев Платонович
Родился (30 ноября. (в некоторых источниках 1 дек.) 1882, С.-Петербург - 20 июля 1952, пос. Абезь, Коми АССР) в семье актёра балета Мариинского театра Платона Константиновича Карсавина и его жены Анны Иосифовны, урождённой Хомяковой, дочери двоюродного брата известного славянофила А. С. Хомякова. Брат балерины Тамары Карсавиной.
В 1892 г. поступил в Пятую Санкт-Петербургскую гимназию, которую окончил в 1901 г. с золотой медалью.
После этого поступил в Петербургский университет и закончил его в 1906 г. по историческому отделению и был оставлен для подготовки к профессорскому званию. С этого же года преподавал в гимназии Императорского Человеколюбивого общества, в Частной женской гимназии А. П. Никифоровой и в Центральном училище технического рисования А. Л. Штиглица.
Биографические данные
С 1909 года он преподает на Высших женских (Бестужевских) курсах и о ведёт занятия в Петербургском (позднее Петроградском) Историко-филологическом институте. По возвращении из длительной европейской (Италия и Франция) командировки (1910–1912) к числу мест его преподавательской службы добавляются Историко-литературные и юридические Высшие женские курсы Н. П. Раева, Высшие курсы П. Ф. Лесгафта и Технологический институт. В 1911–1916 годах он, как и многие крупные ученые того времени, активно сотрудничает с отделом средних веков редакции «Нового энциклопедического словаря» Брокгауза и Ефрона, для которого им было составлено в общей сложности 39 статей. В 1916 г., после защиты докторской диссертации помимо степени доктора всеобщей истории также получает степень доктора богословия в Петербургской Духовной академии. В годы мировой войны и революции наступает переходный период творчества Карсавина: темы его исследований непрерывно эволюционируют от истории к философской и богословской проблематике. После революции Карсавин не стал политическим противником власти большевиков, однако он не думал скрывать своих активных христианских убеждений. Так, в это время он читал проповеди в Петроградских храмах, а его творчество обрело всё более богословское содеражние. В 1920 году Карсавин стал одним из учредителей Петроградского Богословского института (просуществовал до 1922 г.). В это же время участвовал в деятельности петроградского «Братства Святой Софии» (1918–1922), являлся одним из учредителей Вольной философской ассоциации (1919–1924) и одним из учредителей издательства «Петрополис». В 1922 г. он был выборным ректором Петроградского университета, однако 16 ноября 1922 г. на пароходе «Пруссия» Карсавин был выслан из России.. С 1922 по 1926 он был профессором Русского научного института, тогда же выступил соучредителем издательства «Обелиск», принимал участие в деятельности руководимой Н. А. Бердяевым Религиозно-философской академии, руководил религиозно-философским кружком молодежи и был избран заместителем председателя Бюро русского академического союза в Германии (вместе с С. Л. Франком, В. Э. Сеземаном etc.).Биографические данные
20 июля 1926 г. Карсавин перебрался в Кламар под Парижем. Этот период был ознаменован его присоединением к левому крылу евразийского движения (сближение началось ещё в Берлине с 1923-24 годах через знакомство с П. П. Сувчинским). Фактически Карсавин стал одним из главных идеологов евразийства и активно участвовал в его деятельности: возглавил Евразийский семинар в Париже, был членом редколлегии газеты «Евразия», участвовал в евразийских сборниках (где, среди прочего, защищал некоторые просоветские концепции).В конце 1927 года, предварительно отказавшись стать профессором Оксфордского университета, получил приглашение занять кафедру всеобщей истории в Литовском университете. В 1928 году переезжает в Каунас, а с 1929 г. он практически прекращает сотрудничество с евразийским движением. При этом близость евразийским идеям в социальной философии и теории государства (иерархизм, социоцентризм) сохранялась и в его работах 30-х гг. С 1932 года Карсавин активно участвовал в работе Литовского философского общества, а с 1933 по 1942 г. – в Литовской энциклопедии. Он также участвовал в работе Литовского исторического обшества, с 1936 по 1938 годы редактировал научный исторический журнал Каунасского университетата «Senove» (Старина), а с 1938 г. сделался попечителем студенческой корпорации «Ruthenia». После присоединения Литвы к СССР отказался от переезда в другую страну и в 1940 году он вместе с университетом переехал в Вильнюс, стал профессором Вильнюсского университета, с 1941 года также преподавал в Художественном институте, с 1944 года работал в Художественном музее. Как и в послереволюционном Петрограде, его поведение в Литве было смелым до безрассудства; он отказывается участвовать в выборах, публично делает антисталинские высказывания. В 1944 году советскими властями отстранён от преподавания в Вильнюсском университете и уволен из музея. В 1949 году уволен из Художественного института, арестован и обвинён в участии в антисоветском евразийском движении и подготовке свержения советской власти.
Биографические данные
9 июля 1949 года его арестовали, 20 апреля 1950 года приговорили к десяти годам исправительно-трудовых лагерей, а в декабре 1950 г. отправили по этапу.
В спецлагере для инвалидов в посёлке Абезь Коми АССР, он создал около десяти небольших религиозно-философских сочинений, в числе которых произведения философской поэзии: венок сонетов и крупный цикл терцин. Здесь же вокруг него образовался кружок заключенных, где обсуждались темы искусства, философии, религии.Умер от туберкулёза 20 июля 1952 года. Похоронен на кладбище поселка Абезь.
ОСНОВНЫЕ РАБОТЫ Л.П. КАРСАВИНА:
- «Очерки итальянской религиозной жизни в двенадцатом и тринадцатом столетиях» (1912)
- «Основы средневековой религии в двенадцатом и тринадцатом столетиях» (1915)
- «Saligia, или Краткое наставление о Боге, вселенной, человеке, зле и семи смертных грехах» (1919)
- «Восток, Запад и Русская идея» (1922)
- «Римский католицизм» (1922)
- «Философия истории» (1923)
- «О началах» (1925)
- «О личности» (1929)