Файл: Теория и практика разделения властей.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 711

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы: Роль государственной власти представляет собой ее значение в рамках управления обществом. Общеизвестно, что для любого общества необходимо руководство, ибо оно нуждается во власти, это делает возможным функционирование многих институтов общества, осуществляющих регуляцию жизни людей, общественных отношений, поведения и взаимодействия людей. Люди не могут существовать без власти, так как им требуется объединение в целях эффективного экономического и общественного развития.

Государство способно подчинять людей, их поведение и деятельность воли всего общества, отдельного класса или группы лиц. При этом власть является социальным явлением. Она возникла с того момента, с какого появилось человеческое общество. Именно за счет власти возникло разделение труда, появилась частная собственность, выделились различные социальные группы.

Власть упорядочила отношения между людьми на ранней стадии их развития, привела в исполнении различные функции, имеющие значение для общества, играла важную роль в распределении пищи и регулировании брачных отношений, а также вопросов разделения труда.

Власть играет важную роль на стадиях развития общества. Власть предполагает существование структуры, через которую она может успешно реализовываться.

Таким образом, создается система государственных органов, через которые осуществляется управление обществом, общественными отношениями.

Одной из актуальных тем в праве на современном этапе становления Российского государства является принцип разделения властей.

Долгое время эта тема не находила отражения в процессе формирования государственных структур Российской федерации, поэтому ее реализация началась сравнительно недавно.

Начало установления принципа разделения властей относят к эпохе организации и формирования государственной власти Российской Федерации как демократического, конституционного, правового государства.

Статья 10 Конституции РФ закрепляет один из основополагающих для основания и функционирования правового государства - принцип разделения властей, предполагающий установление демократического политического режима при условии деления единой государственной власти на самостоятельные и различные по назначению ветви.

Практическая реализация принципа разграничения компетенции органов государственной власти осуществлялось десятилетиями, прежде чем данный принцип был воспринят и закреплен в психологии многих стран, став неотъемлемым элементом их правовой культуры.


Степень научной разработанности: проблемы разделения властей разработаны такими учеными как: Венгеров А. Б., Головистикова А. Н., Пиголкин А. С., Дмитриев Ю. А., Жилин С.М., Гончаров В.В., Малько А. В., Матузов Н., Марченко М. Н., Морозова Л.А., Никифоров А.А., Петренко М.Н., Радько Т. Н., Романцова О.В., Самойлюк Р.Н., Смоленский М. Б. и другими.

Объект исследования – система отношений связанных с осуществлением государственной власти.

Предметом исследования являются законодательство, регулирующие особенности и систему государственной власти.

Целью работы является анализ принципа разделения властей и структуры государственной власти.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

1) рассмотреть понятие и природу принципа разделения властей;

2) изучить понятие и признаки государственной власти;

3) раскрыть систему государственной власти.

Теоретическая ценность и практическая значимость исследования. Комплексное исследование принципа разделения властей позволило разработать ряд теоретических аспектов, обеспечивающих углубление научных знаний в соответствующих разделах теории государства и права. Основные выводы исследования могут быть использованы в процессе преподавания курса теории государства и права. Практическая значимость исследования заключается в возможности применения результатов исследования в правотворческой и правоприменительной деятельности.

Методология исследования: Автор использовал такие научные методы как анализ, синтез, обобщение.

Структурно работа включает введение, три главы, заключение, список использованной литературы.

1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

1.1. Виды власти. Государственная власть: понятие, признаки, правовое регулирование

Власть выступает в качестве права и возможности распоряжаться чем-либо и кем-либо, подчиняя данные субъекты своей воле. Власть также следует рассматривать в качестве права и возможности распоряжаться чем-либо или кем-либо, при этом подчиняя их своей воле. Власть осуществляет воздействие на жизнедеятельность общества, на поведение людей, а также их коллективов; это способ получения авторитета, воли, права, насилия.


Существует несколько классификаций видов власти. Власть может классифицироваться по объекту, по области функционирования, по объему прерогатив, по социальному типу и пр. Например, по объекту власти выделяют: общественную, классовую, партийную и личную, по объему прерогатив: государственную, международную, мировую.

Власть бывает политической и неполитической. Если она решает задачи политического характера, реализует и защищает интересы больших социальных групп в обществе в рамках государства, то такую власть можно определить как политическую. Политическая власть – это право, способность и возможность отстаивать и воплощать свои политические взгляды, идеи, цели, используя для достижения этих целей функционал государства.

Чтобы политическая власть возникла, необходимы все те основные признаки, которые характерны для власти как общественного явления. Политическая власть должна осуществляться через государство и в государственной структуре. При наличии политической власти в государстве функционируют политические партии, организации, группы и движения.

Политическая власть тесно связана с государственным регулированием, но это не значит, что она является государственной властью. Политическая власть осуществляется через аппарат – государство и гос. органы. Субъектами власти являются государство, политические партии и другие организации.

Политическая и государственная власть во многом совпадают между собой, но не являются тождественными. Всякая государственная власть является политической властью, однако не всякая политическая власть является государственной.

Политическая власть вбирает в себя различные разновидности. Она может быть властью одной группы в социуме, может быть властью целого государства, либо касаться одной или нескольких партий, власть может принадлежать политическому лидеру.

Различают власть демократического и недемократического типа, причем это признак общий и касается не только политической власти.

Политическая власть может проявлять себя легально (государственная власть) и иметь теневой характер (власть неформальных групп, политических сект, мафиозных организаций).

Понятия «легальной» и «легитимной» власти не следует объединять.

Легальная власть – правомерно существующая с юридической точки зрения, легитимная – власть, поддержанная народом, оцененная с этической точки зрения и признанная справедливой и политически оправданной.

Неполитической властью называется категория власти, которая осуществляется в группах людей, организациях, объединениях, не связанных с политическими вопросами. В управлении гражданским обществом неполитическая власть играет огромную роль, так как проявляется она в сферах и областях насущных потребностей человека: духовное общение, культура, экономика. Особенно активное проявление неполитической власти наблюдается в мелких социальных подсистемах: в семье, религиозной общине, на производстве и т.д.


С точки зрения философской государственная власть первична по отношению к государству. Именно общество стало испытывать потребность во власти, имеющей свойства, которые присущи государственной власти, тем самым предопределило возникновение государства. Государство является носителем государственной власти, силой, на которую власть опирается.

Государственная власть неразрывно связана с государством, но это понятия разные, они не отождествляются.

Признаки государственной власти могут где-то совпадать с признаками государства, а где-то различаться. Основные признаки государственной власти:

  • государство – сила, на которую опирается власть. Больше никакой власти такое средство воздействия не присуще;
  • публичность власти, осуществляемой профессиональным аппаратом, который отделен от общества как объекта власти;
  • суверенность власти, ее верховенство внутри страны. Государственная власть выше власти всех других организаций;
  • универсальность власти, распространяющей свою силу на всю территорию и все население страны;
  • исключительное право на издание юридических норм;
  • постоянство и непрерывность государственной власти.

Правовое регулирование деятельности государственных органов представляет сферу общественных отношений по поводу деятельности государственных органов, урегулированию соответствующими нормами права.

Специальные юридические нормы и правила устанавливают правовую основу деятельности данной категории. При этом общественные отношения в данной сфере имеют особый предмет, что связано с функциями и полномочиями, которые возложены на государственные органы, его структурой и особенностью осуществления управленческой деятельности.

В качестве предмета правоотношения здесь выступают следующие категории: отношения между государством и обществом, гражданами, которые характеризуются управляющим воздействием на указанные субъекты; отношения по поводу предметов ведения и полномочий государства; отношения между людьми, которые вовлечены в систему государственного управления, например, государственных служащих.

Деятельность государственных органов опирается на государственное управление, которое определяется в качестве управляющего воздействия, основанного на организованности общества.

Любые злоупотребления государственным управлением ведут к развитию произвола органов государственной власти, что негативно влияет на общество. Субъекты, которые осуществляют государственную власть, имеют комплекс обязанностей, предусмотренных действующим законодательством. Выход за данный комплект обуславливает произвол в данной системе.


Правовое регулирование деятельности государственных органов основано на существующих нормах права, которые представлены следующими элементами: Конституция РФ; общепринятые принципы и нормы международного права и международные договоры; внутреннее законодательство, например, федеральные законы, подзаконные нормативно-правовые акты и так далее. Указанные нормативно-правовые акты образуют нормативную базу, имеющую особую иерархическое построение, выполняющую ряд специфических функций в сфере регулирования деятельности органов власти, в частности, данные акты предусматривают полномочия отдельных органов власти, например, суда , прокуратуры, МВД и так далее.

Специфика регулирования деятельности органов власти зависит от того, какие функции выполняют органы власти. Так, например, судебная деятельность в большем смысле регулируются процессуальными нормами права. Деятельность высших органов регламентируется в основном нормами Конституции РФ. Принимаются также специальные законы, которые регулируют правовое положение каких-либо органов, например, Госдумы РФ.

В результате того, что деятельность определенных правовых органов регулируется нормами права, они приобретают правовой статус.

Правовой статус государственный орган представлен тремя элементами: системой органов власти в общей иерархии государственных органов, его природой; компетенцией органов, которая выражается в наличие совокупности управленческих функций и полномочий отношений отдельных субъектов права; закрепление в нормах права структуры государственного органа, его полномочий и функций. В целом, правовое регулирование деятельности и полномочий государственных органов играет важную роль в определении места правового статуса конкретного дарственного органа в общей системе иерархии органов, путем нормативно-правового регулирования устанавливается место, полномочия, структура, права и обязанности субъектов, гарантии деятельности органа и так далее. В своей деятельности органы используют различные правовые методы, которые выражены в совокупности юридических приемов, способов и средств воздействия на общественные отношения при реализации возложенных на них функций.

1.2. Свойства и функции государственной власти

Свойства государственной власти отчасти перекликаются с ее признаками. Для более глубокого понимания отличий свойств от признаков государственной власти дадим им подробную характеристику.