Файл: Теория и практика разделения властей.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 711

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Основные свойства государственной власти:

- Публичность государственной власти является первым ее свойством. Публичность как категория в широком смысле выражается в общественном характере власти (к слову, признаком общественности обладает любая власть). Но в узком смысле, в рамках общей теории права, публичность как свойство государственной власти определяется профессиональными навыками субъектов власти по отношению к объектам власти. Население государства делегируя полномочия по управлению делами государства, признает право на публичность всех создаваемых в рамках управления органов.

- Суверенность и верховенство – оба эти свойства обозначают одно и то же. Верховенство обозначает независимость государственной власти в ее пределах, суверенность наоборот говорит о невозможности влиять на внутренние дела государства из-за пределов государственных границ. Верховенство власти внутри государства говорит не только о независимом характере, но и об особом статусе государственной власти в рамках государственного принуждения по отношению к иным проявлениям социальной, экономической и прочим проявлениям власти.

- Универсальность – данное свойство перекликается с признаком государства. Государственная власть в рамках свойства универсальности распространяет свое действие на всей территории и на всё население в рамках этих границ.

- Исключительным правом на нормотворчество обладает только государственная власть. Помимо исключительности, государственной власти присущ общеобязательный характер исключительных прав на нормотворчество. Каждый член общества внутри территории государства должен подчиняться установленным нормам и правилам без исключений.

- Разделение властей представляет собой эффективный механизм по функционированию органов и должностных лиц государственной власти. Разделение властей призвано обеспечивать защиту прав и свобод человека и гражданина. В России, как и в других демократических государствах разделена власть на законодательную, исполнительную и судебную, каждая из которых самодостаточна и независима. При этом каждая из ветвей власти обладает функционалом контроля остальных двух ветвей. Это позволяет избежать авторитарного подхода к управлению делами государства. Все ветви государственной власти для успешного функционирования должны взаимодействовать и быть взаимозависимыми и взаимодополняемыми.

Второстепенные свойства государственной власти:


- Единство государственной власти означает, что именно власть, делегированная государственным органам, даже при условии разделения властей, не содержит в себе конкуренцию ветвей власти. Также исключается конкуренция государственной власти и прочих видов власти. Единство и разделение властей как свойства государственной власти неразрывно связаны между собой.

- Принудительность и общеобязательность государственной власти проявляется в наличии властных механизмов воздействия на население государства. Выражается в обязательном характере для населения вне зависимости от степени согласия индивида по отношению к общим нормам поведения. Уклонение или отклонение от принятых норм поведения обеспечены применением установленных законом принудительных мер.

Подводя итог характеристикам свойств государственной власти следует отметить, что большинство из них перекликаются или вторят признакам власти, что говорит о взаимозаменяемости, взаимодополняемости и взаимозависимости органов и институтов государственной власти.

Свойства государственной власти связаны с ее функциональными особенностями. При этом функции власти нельзя отождествлять с теми функциями, которые выполняет государство. Данные категории соотносятся как форма и содержание.

Основные функции государственной власти следующие: правотворческая; правоисполнительная; правоохранительная.

Правотворческая деятельность представляет собой согласованное действие различных субъектов, которые устраняют противоречия в общественных отношениях, вырабатывают компромиссные варианты поведения, закрепляя их в соответствующих установках, именуемых нормами права. В частности, на данном этапе государственная власть становится легитимной. Более того, она приобретает признаки правильности оправданности, целесообразности, законности, а также ряд иных установок, которые соответствуют ожиданиям личности, а также коллективам и общества в целом. Данную функцию реализуют специализированные органы государственной власти, которым действующим законодательством предоставляются соответствующие полномочия. Основным органом в данной сфере Конституция РФ в ст. 94 определила Федеральное собрание, назвав его законодательным органом. Только данный орган имеет право издавать федеральные законы, которые обязательны на всей территории Российской Федерации.

Правоисполнительная деятельность характеризует специализированную подзаконную деятельность. Данная функция реализует государственные органы, а также должностные лица, которые в своих действиях руководствуются нормами права, реализуя правовые предписания, установленные в действующем законодательстве. При этом по вопросам своей компетенции они имеют право издавать акты применения права. Данный процесс также является творческим, так как зачастую правоисполнительные субъекты вынуждены толковать нормы права, применяя их к конкретным правоотношениям, реализуя все положения, которые установил законодатель. Данную функцию реализуют исполнительные органы, наделенные рядом полномочий в данной сфере, практически реализуя нормы права в общегосударственном масштабе. Правоохранительная деятельность выступает в качестве деятельности специализированных органов, которые обеспечивают защиту прав и свобод, регламентированных Конституцией РФ. Таким образом, данные органы защищают права и свободы граждан, организаций и государства, общества в целом. При этом они руководствуются нормами права, неукоснительно следует им. Важность данных функций заключается в реализации широкого круга социальных полномочий, защиты человека и гражданина. Данная функция обеспечивает различные органы, например суд, прокуратура, полиция, Следственный комитет РФ и так далее.


Вывод: Таким образом, государственная власть выступает в качестве неотъемлемого атрибута государства, так как именно с ее помощью осуществляется руководство обществом. Руководство в данном случае достигается при помощи органов государственной власти, иных государственных учреждений, причем данные действия реализуются в интересах всего общества, но также могут иметь отношение к отдельным классам и социальным группам. В теории государства рассмотрению понятий и особенностей функций государства, форм и методов их реализации принадлежит приоритетное место при изучении функциональной деятельности государства. Данное положение обусловлено проявлением в функциях государства его сущности и социального назначения. Исследование функций и определение форм и методов их реализации позволяет не только установить основные направления в деятельности государства, но и раскрыть существенные способы реализации деятельности государственных структур в различных областях жизнедеятельности общества.

2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИНЦИПА РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ

2.1. Теория разделения властей

В качестве одного из главных принципов конституционализма и демократической структуры государственной власти выступает принцип разделения властей, иными словами, дифференциации властной компетенции между всеми ветвями власти для того, чтобы предотвратить концентрацию ее в руках одного направления и создать структуру сдержек и противовесов от злоупотребления властной компетенцией. Формирование современной теории разделения властей обусловлено многовековым опытом человечества. Должно было пройти много столетий для того, чтобы одни из самых просвещенных правителей поняли всю разрушительность того, что власть концентрируется у одного человека и пагубные последствия тирании одного правителя. Но, стоит отметить, что такие режимы есть и сегодня в некоторых странах.

Дж. Локк и Ш. Монтескье – классики теории разделения властей. Д. Дидро, Г. Гельвеций, а также некоторые другие западноевропейские и североамериканские мыслители развивали их идеи.

В современных демократических государствах разделение власти осуществляется следующим образом: 1) правительственная ветвь - представляет парламент, который избирается посредством тайного голосования с учетом реализации одинаково доступного для всех избирательного права; 2) исполнительная ветвь действующей власти – подчиняется президенту или премьер-министру, которые руководят сразу несколькими правовыми органами: министерствами, администрациями и различными ведомствами; 3) судебная власть - обеспечивает легальность деятельности первых указанных ветвей путем создания Верховного суда или подобной инстанции, которые осуществляют тщательный надзор за соблюдением установленной конституции и соответствием ей основных распоряжений государственных органов.


Итак, очевидно, что когда в стране происходит распределение властей на три ветви, то все соответствующие институты, являясь абсолютно независимыми, будут контролировать друг друга, препятствуя своими действиям попыткам злоупотреблять положением.

Демократизм и эффективность правовой деятельности возможно достигнуть с помощью разделения государственной власти на три ранее рассмотренные ветви, которые выполняют строго предписанные им функции, следовательно, отсутствие одной из них повлечет за собой грубое нарушение принципов демократии. Однако значимая роль в современном мире отводится именно исполнительной власти.

Принцип распределения властей считается одним из центральных конституционных методов, для которого характерны такие общие признаки:

1) грамотное распределение власти между действующими законодательными органами;

2) рассредоточение основных функций государственной деятельности по различным госслужащим;

3) комплексное обеспечение взаимного равновесия всех органов власти;

4) установленное законодательством равенства правовых структур;

5) независимость органов исполнительной, законодательной и судебной власти в проведении специальных государственных мероприятий и определенной компетенции демократических стран.

Классически гипотеза разделения властей подразумевает обязательное создание самостоятельных государственных систем, осуществляющих качественную власть в целях выполнения функций и задач государства, стабильного обеспечения демократического развития общественных традиций, соблюдения свобод и прав граждан. При этом, абсолютно все ветви власти уравновешивают и взаимно дополняют друг друга.

В качестве одного их самых ярких преимуществ теории разделения государственной власти выступает то, что ее реализация дает возможность предупредить излишнюю концентрацию власти в руках одного человека, органа или направления власти, прекратить злоупотребление властью и ее узурпацию, сформировать ряд препятствий на пути антидемократических тенденций тоталитаризма и авторитаризма.

На основании общего правила, которое вытекает из разделения властей, для исполнительной и законодательной власти недопустимо подменять друг друга и вмешиваться в реализацию функций, которые зарезервированы за каждой из них. Данная теория допускает единство государственной власти и то, что ее различные ветви взаимосвязаны. Для государственной власти свойственно оставаться единой в своей природе, источнике и предназначении, потому что она идет от народа в общем, от неделимой цели выражать интересы всего народа – общности граждан определенного государства. Данное единство также можно увидеть в том, что работа всех трех ее направлений происходит не особняком, а в тесном взаимодействии. Чтобы исключить возможный деспотизм, необходимо строгое и тщательное распределение действующей власти. В каждом разумно функционирующем государстве в обязательном порядке должны взаимодействовать три ветви власти: законодательная, которая издает важные законы; исполнительная, осуществляющая комплексное управление на базе изданных законов; судебная, контролирующая соблюдение законопроектов и осуществляющая справедливое правосудие.


Деспотизм может возникнуть там, где достаточная независимость одной ветви правительства не поддерживается другими. В этом случае, законодатель не может быть руководителем, так как первый издает законы, а второй обязан подчиняться им. Ни правитель, ни законодатель не могут самостоятельно творить суд: они только назначают судей.

В истории наиболее предпочтительной считается полная гармония между всеми тремя сферами власти, но такая гармоничность и слаженность подразумевает также борьбу и противоречие. Если же власть исполнительная и законодательная соединены в одном учреждении или физическом лице, то свободы просто не может быть будет. А в случае, если комбинировать судебную и исполнительную власть, то судья получает уникальную возможность стать настоящим угнетателем. Ключевая цель деятельности законодателей состоит в том, чтобы должным образом предоставить народу спокойную, нормальную и социально справедливую жизнь. В идеале между этими тремя правительственными ветвями должно установиться лад в виде правопорядок, который являл бы собой высшее совершенство. Но исторический опыт доказывает, что последовательно реализовать принцип разделение власти практически невозможно, ведь для этого необходимо в течение всего времени соблюдать равенство и баланс между ними.

2.2. Практика реализации принципа разделения властей в России

Разделение власти в России, процесс становления и утверждения данного принципа прошел через долгий период его непризнания. Долгое господство в дореволюционной России режима абсолютной монархии мешало теоретическому и практическому пониманию принципа разделения власти. В Советской России данный принцип также не нашел поддержки, формирование социалистической страны было тесно связано с ликвидацией буржуазного парламентаризма и непонимания «отсталого принципа» разделения власти. Разделение властей в РФ связано с Конституцией, которая действует и сегодня. На основании действующей Конституции РФ 1993 г. под разделением властей понимается один из обязательных критериев демократической организации России. Согласно ст.10 Конституции РФ для государственной власти в РФ свойственно осуществляться, основываясь на разделении на законодательную, судебную и исполнительную власти.