Файл: Теория и практика разделения властей.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 719

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- Право на отправление судебной власти принадлежит исключительно судам;

- Гарантируется независимость и самостоятельность судебной власти, предполагающая недопустимость чьего-либо влияния извне на процесс принятия решений судебными органами;

- Важнейшим началом отправления судебной власти выступает обеспечение единства судебной системы, которое реализуется посредством установления единых для всех судов судебной системы РФ правил судопроизводства, придания свойства обязательности вступившим в законную силу судебным решениям для всех граждан, организаций, государственных и муниципальных органов и т.д. на всей территории РФ, закрепления единого правового статуса судей, как представителей судебной власти и государства, и пр.

Непосредственная реализация судебной власти производится в рамках законодательно определенных видов (типов) судопроизводства, к числу которых в настоящее время относятся:

- Конституционное судопроизводство, призванное проверять в установленном порядке соответствие требованиям действующей Конституции иных законов и подзаконных нормативно-правовых актов всех уровней;

- Гражданское судопроизводство, направленное на рассмотрение и разрешение по существу юридических споров, возникающих между гражданами;

- Арбитражное судопроизводство, в процессе которого рассматриваются и разрешаются споры между специальными субъектами – участниками предпринимательской деятельности, зарегистрированными в установленном законом порядке, а в отдельных случаях – также с участием органов государственной власти;

- Административное судопроизводство, в рамках которого происходит рассмотрение дел по оспариванию нормативных и ненормативных правовых актов, принятых в установленном законом порядке (а равно с его нарушениями), а также обжалованию действий и решений должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления;

- Уголовное судопроизводство – оканчивающее расследование по уголовному делу, путем вынесения обвинительного или оправдательного приговора в отношении конкретного лица, обвиняемого в совершении общественно-опасного деяния, запрещенного нормами Уголовного кодекса Российской Федерации.

Деятельность в рамках обозначенных видов (типов) судопроизводства осуществляется специально сформированными органами - элементами судебной системы РФ – т.е. судебными органами, о структуре и видах которых подробнее будет сказано ниже.

Отправным нормативно-правовым началом формирования судебной системы РФ выступает положение действующей Конституции, согласно которому, судебная власть в нашей стране может осуществляться исключительно федеральными и региональными судебными органами.


В качестве Высших элементов судебной системы РФ на современном этапе признаются Верховный Суд РФ, координирующий деятельность всех нижестоящих судов общей юрисдикции и арбитражных судов, и Конституционный суд РФ, который в рамках осуществления конституционного судопроизводства, как было отмечено выше, призван проверять соответствие Конституции всех иных нормативно-правовых актов в стране.

Далее, в качестве важнейшей подсистемы судебной системы РФ следует назвать систему судов общей юрисдикции, определение которых в общем виде может быть сформулировано следующим образом:

Суды общей юрисдикции – это элементы судебной системы нашей страны, сферу компетенции которых составляет отправление правосудия по гражданским, уголовным и административным делам, а равно иным категориям споров, одним из участников которых выступают граждане РФ, отнесенных к подсудности судов общей юрисдикции.

Непосредственными элементами системы судов общей юрисдикции признаются районные (городские) суды и суды субъектов РФ, включая все их структурные образования (коллегии, президиум, и т.д.), а также военные суды, отличающиеся особой подсудностью, обуславливаемой наличием в рассматриваемом споре специального субъекта – военнослужащего или лица, проходящего в установленном порядке военные сборы.

Второй подсистемой судебной системы РФ выступает система арбитражных судов РФ, включающая в себя арбитражные суды субъектов РФ, арбитражные апелляционные суды и арбитражные суды округов. В свою очередь определение арбитражных судов может быть сформулировано следующим образом: Арбитражные суды – это специализированные элементы судебной системы РФ, призванные рассматривать и разрешать юридические споры, возникающие между субъектами предпринимательской деятельности из гражданских, административных, и иных видов правовых отношений.

Далее следует рассмотреть взаимодействие судебной власти с другими ветвями власти.

Процесс взаимодействия ветвей власти весьма сложен. Взаимодействие властей - это координирование различных совместных вопросов, а также, осуществление определенного влияния друг на друга рассматриваемых ветвей власти.

Анализируя нормы Конституции РФ и действующего законодательства можно понять, что судебная власть зачастую контактирует с остальными ветвями власти государства. Действующая схема взаимодействия выглядит следующим образом:

- законодательная власть определяет систему судебных органов государства, правовой уровень судей, процессуальные стороны разрешения дел, реализует контроль за бюджетом;


- власть исполнительная подготавливает кадры для судебных органов, формирует материальную базу для судов, обеспечивает судебные органы финансированием;

- Президент РФ определяет к назначению судей высших судов, самостоятельно определяет судей федерального уровня нижестоящих судов, реализует право на помилование, принимает участие в реализации законодательной и исполнительной властей и не вправе вмешиваться в деятельность судебной власти;

- судебная власть наделена правом в установленном законом порядке проверять нормативные и иные акты, издаваемые органами исполнительной власти разрешать конфликты между государственными органами, субъектами Федерации, рассматривать жалобы граждан.

Органы законодательной власти воздействуют на работу судебных органов. Они формируют для них нормативно-правовую основу, охватывающую вопросы организации судебной системы.

Также, законодательная власть, посредством применения процессуального права, устанавливает режим деятельности судьи.

Законодательство принимается во взаимосвязи с правовыми предложениями, которые инициируют органы исполнительной и судебной власти.

Деятельность судебной власти в процессе взаимодействия с остальными ветвями власти выражается в том, что с ее стороны предоставляются различные материалы правоприменительной практики.

Также, судебная власть улучшает законодательную и исполнительную деятельность остальных ветвей власти, акцентирует внимание на правовых и моральных нормах, принципах конституции, которые подлежат обязательному соблюдению.

Существует некоторое противостояние между законодательной и судебной властями, которые выражается в периодических попытках законодательной власти изменить статус, компетенции либо отдельные полномочия конституционных и уставных судов. Причем, направлены данные действия в сторону их ослабления.

Например, за весь период осуществления деятельности Конституционного Суда РФ в адрес Государственной Думы поступило приблизительно около 50 предложений по изменению его компетенций.

Авторитет судебной власти в большей мере зависит от того, законодательство какого содержания принимается со стороны законодательной власти.

Исполнительная власть принимает участие в процессе формирования корпуса судебного состава, готовит и создает требуемые условия для осуществления деятельности судебных органов и реализации принятых решений.

Особенностью взаимодействия исполнительной и судебной ветвей власти между собой можно считать тот факт, что данный процесс несбалансирован.


Ветвь судебной власти в своем положении неоднозначна. Это сильная власть, поскольку, только в ее компетенции осуществление таких мер, которые не могут предпринять ни законодательная, ни исполнительная власти. Одновременно с этим, она и относительно слабая, поскольку она не опирается на поддержку непосредственно избирателей.

Вывод: Система органов государственной власти представляет собой совокупность государственных органов, объединенная на основе общих функций, признаков, полномочий. Необходимость существования данного понятия обусловлена строением государственного аппарата Российской Федерации, который выражен в качестве целостной системы, объединяющей в своем составе множество элементов и конструкций. Данные элементы и являются органами власти различных уровней, объединенных в различные самостоятельные системы. Этим элементам присуща внутренняя согласованность, единство, особые условия и правила построения и взаимоотношений между ними. Данная система характеризуется также упорядоченностью, особой связью между элементами. В итоге вся система государственных органов представляет собой единое целое, а именно - государственный аппарат.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Принцип разделения властей присущ исключительно демократическому государству, - ни в рабовладельческом, ни в феодальном государстве он невыполним, так как непосредственно принцип предполагает присутствие экономически независимого собственника, - ключевого представителя общества, имеющего определенные общественно - политическими права. Принцип разделения властей в его нынешнем прочтении включает два взаимозависимых элемента - попытка ограничения власти и законность, образующих единое целое.

По-прежнему он нацелен на то, чтобы избежать абсолютизации одной власти, принятие авторитарного правления в мире. Следуя этому, ни одна из ветвей общегосударственной власти никак не обязана вторгаться в прерогативы остальной власти, а тем более, соединяться с иной властью. Это обеспечивается разными источниками образования ветвей власти, сроками полномочий и степенью защищенности властей друг от друга. Из этого следует, что взаимодействие всех ветвей единой государственной власти необходимо для нормального функционирования самого государства.

Под государственной властью понимается вид социальной власти и особая разновидность публичной власти, которая осуществляется государством при помощи государственных органов, должностных лиц и органов государственной власти.


Орган в системе государственной власти в РФ, как правило, воспринимается как звено государственного аппарата, которое принимает участие в реализации ряда государственных функций и наделено рядом властных полномочий.

В качестве особого вида государственного органа выступает ряд органов государственной власти, которые представляют одну из трех ветвей власти в структуре разделения властей. Речь идет о законодательной, исполнительной и судебной власти.

Существует ряд ключевых функций в системе государственной власти, которые реализуют государственные органы. Речь идет правотворческой, правоисполнительной и правоохранительной деятельности.

Под правотворчеством понимается деятельность относительно принятия нормативно-правовых актов. Осуществление данной деятельности свойственно для всех органов государственной власти. Законодательная работа – одно из направлений данной деятельности. Исключительно для Федерального Собрания допустимо принимать ряд федеральных законов, которые распространяются на все государство.

Для законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ свойственно принимать ряд законов, которые применимы для всей России.

Для правоисполнительной деятельности свойственно осуществляться компетентными государственными органами и должностными лицами в пределах подзаконного правотворчества и правоприменительной работы. Правоприменение выступает как творческий процесс, когда ряд властвующих субъектов устанавливают фактические обстоятельства дела и находят необходимые правила поведения, которые предложены законодателем, а после завершения проверки осуществляют его.

В большинстве случаев правоисполнительной деятельностью занимаются органы исполнительной власти, у которых есть определенная часть полномочий государственно-властного характера, которые важно иметь для того, чтобы практически их реализовать в общегосударственной направленности.

Под правоохранительной деятельностью понимается деятельность, которую осуществляют уполномоченные органы, направленная на охрану законности и правопорядка, свобод человека и конституционных прав при помощи использования мер воздействия юридической направленности на основании закона, неуклонно соблюдая установленный им порядок.

Проявление многонаправленности данного направления можно увидеть в большом масштабе функций, предопределяющих ключевые векторы правоохранительной работы. Речь идет о конституционном контроле, правосудие, организационном обеспечении работы судов, прокурорском надзоре, выявлении и расследовании незаконных действий, оказании юридической помощи и защите по ряду уголовных дел.