Файл: Понятие и границы суверенитета государства (Особенности, структура, классификация, принципы, формирование государства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 144

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Суверенитет Российской Федерации как демократического федеративного правового государства, распространяющийся на всю ее территорию, закреплен Конституцией Российской Федерации в качестве одной из основ конституционного строя (статья 4, часть 1).

Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации, является ее многонациональный народ (статья 3, часть 1).

Суверенитет, предполагает верховенство, независимость и самостоятельность государственной власти, полноту законодательной, исполнительной и судебной власти государства на его территории и независимость в международном общении. (статьи 3, 4, 5, 67 и 79)

Конституция Российской Федерации не допускает какого-либо иного носителя суверенитета и источника власти, помимо многонационального народа России, и, следовательно, не предполагает какого-либо иного государственного суверенитета, помимо суверенитета Российской Федерации.

Суверенитет Российской федерации как государства ограничивается Конституцией РФ и принимаемыми в соответствии с ней федеральными конституционными законами и федеральными законами.

Ограниченность суверенитета направлена на ограничение вмешательства государства в личную жизнь гражданина, охрану неприкосновенности частной жизни, защиту личной и семейной тайны, а также жилища.

Согласно Конституции РФ государство как федеральная власть имеет ограниченный суверенитет в части разграничения сфер между Российской Федерацией, субъектами федерации и органами местного самоуправления.

Государственный суверенитет РФ неразрывно связан с многонациональным народом страны. Конституция России определяет население как единственный источник и носитель власти. В соответствии со ст. 32 в основном законе, россияне имеют право принимать участие в управлении делами страны как посредством своих руководителей, так и непосредственно сами. Граждане РФ наделены правом выбирать и быть выбранными в органы государственной и местной власти, принимать участие в референдуме. Кроме того, они обладают равноправным доступом к госслужбе, а также правом отправлять правосудие.

Актуальность феномена государственного суверенитета определяется тем, что данное явление активно исследуется с момента появления и становления демократии, и на сегодняшний день представляет собой сложную категорию. И хотя юридическое понятие «государственный суверенитет» возникло в науке несколько веков назад, само по себе явление государственного суверенитета появилось гораздо раньше с образованием первых государств.


Цель данной работы – изучение понятий и границ суверенитета государства.

Для осуществления данной цели необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть понятие и виды суверенитета;

- изучить понятие государственного суверенитета в современном мире;

- рассмотреть суверенитет в России.

В процессе выполнения работы были использованы следующие методы исследования:

- изучение учебной литературы, научных статей;

- анализ нормативно – правовых документов регулирующих вопросы суверенитета.

Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.

Глава 1. Особенности, структура, классификация, принципы, формирование государства

Институт современного государства является главной организующей силой общества. Ни одно объединение людей не может выполнять все многообразие функций, которое реализует государство. Оно призвано обеспечивать целостность и управляемость общества [3].

Все функции, которые реализует современное государство, обусловлены социальными потребностями. Соответственно, оно служит интересам населения. Без института государства невозможен прогресс общества, его культурное, техническое развитие. Оно является основной политической организацией и достоянием населения. Рассмотрим подробнее особенности современных государств.

В настоящее время понятие современного государства раскрывается в разных источниках по-разному. Одни авторы считают его единой политической организацией общества, распространяющей свою власть на всех граждан, проживающих в стране, и обладающей суверенитетом. В структуре современного государства присутствует специальный аппарат управления и принуждения.

Другие авторы полагают, что государство представляет собой политико-территориальную суверенную организацию публичной власти. Она располагает специальным аппаратом для реализации охранительной, управленческо-обеспечительной функций, способна придавать своим велениям обязательный характер для всех граждан, населяющих страну.

Есть еще одно определение, которое, представляется, наиболее полно характеризует специфику формирования современных государств. По мнению Венгерова, оно представляет собой взятую в комплексе политически властную, структурную, территориальную организацию общества, наделенную специальным назначением. В первую очередь, задачи государства состоят в выражении и защите общих целей и интересов населения, развитии общества на правовой основе, использовании в необходимых случаях принудительной силы для обеспечения стабильности, укрепления правопорядка в стране и реализации власти.


1.1 Принципы государства

Современные государства обладают множеством признаков. Основные из них используются как критерии признания стран участницами международного взаимодействия. Ключевыми принципами создания современного государства являются:

•Единство территории.

•Наличие населения, проживающего в границах страны.

•Суверенитет власти.

Территория государства

Она нераздельная, неотчуждаема и неприкосновенна. Для обеспечения целостности территории в международных соглашениях закрепляются границы государств.

Территория страны исключительна. Это выражается в реализации принципа невмешательства власти одной страны в дела другой.

Народ государства – человеческое общество, которое проживает на территории страны и подчиняется ее органам власти [6].

Население сегодня зачастую обладает полиэтническим характером. Оно является социальной основой современного государства. Для обеспечения целостности страны необходимо всеобщее подчинение народа органам госвласти.

1.2 Суверенитет публичной власти

Он признается одним из самых важных признаков государства.

Понятие "суверенитет" стали использовать еще в XVI в. В оборот его ввел французский юрист Ж. Боден. Автор определял суверенитет как абсолютную, постоянную власть государства. Этим понятием обосновывались самостоятельность и верховенство национальной власти на своей территории. Спустя время сформировались представления о суверенитете нации, народа, этнических сообществ.

Суверенная власть предполагает полноту и верховенство судебной, законодательной и исполнительной власти внутри государства, независимость на международном уровне. Она является универсальной. Это означает, что суверенная власть распространяется на всю территорию государства, на все население, которое на ней находится, в том числе на иностранных граждан, на все общественные (включая и политические) организации [5].

Для реализации суверенной власти необходимы специальные государственные институты. В комплексе они образуют аппарат госуправления с высшим должностным лицом во главе.

В современных государствах функционируют:

•Представительные органы.

•Исполнительно-распорядительные структуры.

•Судебные инстанции, прокуратура, контрольные органы.


•Правоохранительные структуры.

•Вооруженные силы.

Механизм принуждения

На него опирается публичная власть. Законодательством страны предусматриваются специальные правовые санкции, которые могут применяться при нарушении гражданами установленных предписаний. Для поддержания законности формируются соответствующие органы, должностные лица которых являются государственными служащими.

Применение принудительных мер – прерогатива исключительно публичной власти. Только государство имеет специализированные органы, которые используют принуждение в случаях, определенных законодательством.

Стоит сказать, что меры, закрепленные нормативными актами, могут применяться не только к гражданам, но и к партиям, административно-территориальным единицам, предприятиям, общественным объединениям, действующим в стране.

Только органы госвласти наделены монопольным правом издавать законы, регламентирующие общественную жизнь и обладающие общеобязательным характером, создавать налоговую систему, необходимую для обеспечения нужд публичной власти, содержания аппарата чиновников.

Классификация современных государств

Существуют разные признаки, по которым проводится разделение. В современной теории выделяют формы государств, отличающихся по:

•Способу организации высших структур госвласти (форме правления). Так, существуют президентские республики (с президентом во главе), монархии (высшим лицом является король или королева) и пр.

•Территориальному устройству.

•Характеру взаимосвязей между структурами власти, методами ее реализации, способами взаимодействия государственных институтов с иными политическими субъектами, отдельными гражданами, всем обществом в целом (политическому режиму).

1.3 Функции государства

Их можно разделить на внешние и внутренние. К первым относят:

•Защиту страны на международном уровне.

•Участие в решении вопросов, связанных с развитием мира, поддержанием порядка.

•Сотрудничество с другими странами.

•Участие в работе международных организаций.

Внутренними являются функции по:

•Охране правопорядка.

•Обеспечению свобод и прав граждан.

Кроме того, внутри страны публичная власть реализует идеологическую, социальную, хозяйственную функции.

В любом обществе возникают конфликты. Обязанность по их урегулированию возлагается на публичную власть.


Конфликты возникают в связи с разнообразием социальных групп: у каждой свой интерес, который они стремятся удовлетворить. Часто они не совпадают с потребностями всего общества в целом. В результате возникает необходимость обеспечить равномерное распределение ресурсов и прочих благ [7].

В рамках социально-политического арбитража государство предоставляет одним группам определенные гарантии, а для других устанавливает ограничения. Это, безусловно, в известной степени ущемляет интересы тех или иных объединений, но вместе с тем предотвращает возникновение напряженности в обществе.

Современное государство – уникальная политическая организация, которая действует в обществе на конкретной территории, очерченной госграницей. В структуру этой организации входят все субъекты, находящиеся на этой территории, вне зависимости от их желания и их статуса.

Лица, проживающие в стране, распределены по определенным административно-территориальным единицам и подчиняются органам управления.

Уникальность государства заключается, в первую очередь, в его исключительном праве иметь разветвленный, специализированный административный аппарат, вооруженные силы. Оно располагает огромным объемом материальных и человеческих ресурсов. Только государство является представителем общества внутри страны и за ее пределами.

Глава 2. Понятие и виды суверенитета

Слово суверенитет произошло от французского слова souverainete и английского sovereignty - «верховная власть» и означает верховенство и независимость власти данного государства от всякой иной власти.

Верховенство власти заключается в способности государства самостоятельно проводить политику устройства общества и обеспечивать единый правопорядок в стране. Независимость государства предполагает проводить самостоятельную внешнюю политику в международных делах [10].

Суверенитет это то национальная свобода от внутреннего соперничества и внешнего влияния. «Для России суверенитет — не политическая роскошь, не предмет гордости, а условие выживания в этом мире. Россия — такая страна, которая не может существовать без защиты своего суверенитета. Она будет либо независимой и суверенной, либо, скорее всего, её вообще не будет».

Уже с ХХ века, понятия абсолютного суверенитета не существует. Мировая цивилизация выработала ряд международных правил, которые, в какой-то мере ущемляют национальный суверенитет любой страны. Для того чтобы жить в мире и развиваться, независимые государства вынуждены принимать это как данность.