Файл: Понятие и границы суверенитета государства (Особенности, структура, классификация, принципы, формирование государства).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 148
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Особенности, структура, классификация, принципы, формирование государства
1.2 Суверенитет публичной власти
Глава 2. Понятие и виды суверенитета
2.1 Суверенитет и международное право
2.3 Государственный суверенитет в современном мире
2.4 Экономическая надстройка и политическая основа суверенитета.
2.5 Вызовы и риски для суверенного развития
Есть некоторые составляющие полного суверенитета, которого нет, наверное, ни в одной стране в мире:
· Признание международным сообществом страны, флага, герба, гимна.
· Дипломатический суверенитет, как возможность проводить самостоятельную политику.
· Военный суверенитет - способность отразить агрессию.
· Экономический суверенитет.
· Культурный суверенитет.
Рассмотрим эти принципы, в отношении России.
С недавних пор появилось новое понятие - геополитический суверенитет, возможность влиять на события в мире. А вот здесь пальма первенства принадлежит США, Китаю и России.
Но все действия Соединенных Штатов на международной арене направлены во многом на усиление своих суверенных позиций и разрушение суверенитета других государств [12].
Еще одно старое забытое понятие – реальный суверенитет. Наша страна обладает очень значительным потенциалом реального суверенитета, и вся историческая традиция России, те усилия, которые были предприняты на протяжение столетий нашим народом, говорят о том, что Россия способна и имеет огромный потенциал национального самосознания для отстаивания и обеспечения своего реального суверенитета.
Международным сообществом вроде выработаны цивилизованные принципы отношений между государствами, которых они должны придерживаться. Общепринято, что состояние дел с соблюдением прав и свобод человека в том или ином государстве может быть предметом международной защиты. Но это все на словах, а на деле странами Запада широко используются двойные стандарты в этой сфере.
2.1 Суверенитет и международное право
Ошибочно полагать, что суверенитет означает абсолютное право распоряжаться внутри страны. Все демократические государства подчиняются нормам международного права. Это значит, что существуют нормативные акты, принятые за пределами определенной страны, но имеющими власть над ней.
В качестве примера возьмем наше государство. Высшей судебной инстанцией в России являются Верховный и Конституционный суд. Существует Европейский суд по правам человека. Он находится в Страсбурге, во Франции. В нем рассматриваются дела, основанные на Конвенции по правам человека. Это международный нормативно-правовой акт, который ратифицировало большинство независимых стран [2]. Если в Страсбурге укажут, что какое-либо рассматриваемое судебное дело в России велось с нарушениями Конвенции, наши суды будут обязаны отменить принятые вердикты.
Это не значит, что Россия не имеет суверенитета. Наша страна добровольно подписала и ратифицировала интернациональные соглашения, позволяющие Международным судам отменять решения российских. Мы можем в любой момент в одностороннем порядке выйти из договора и игнорировать решение Страсбурга. Добровольное подчинение - это проявление внешней политики. Теперь подробнее про виды суверенитета. Далее об этом.
2.2 Виды суверенитета
Итак, каждое независимое государство обладает правом на самостоятельную внутреннюю и внешнюю политику. Выделяют следующие виды суверенитета:
•государственный;
•народный;
•национальный.
Государственный суверенитет: формирование понятия
Понятие "государственный суверенитет" сложилось в конце средних веков. Применялось для того, чтобы отделить государственную власть от церковной. На Западе церковь являлась самостоятельным институтом власти. В отличие от государства, она не имела территориальных границ и была надгосударственным формированием. С развитием централизованной власти появилась необходимость территориальной обособленности одного монарха от другого. Отсюда и пошло понятие государственного суверенитета, как противопоставление церковному [5].
Государственная власть находится на вершине иерархии. Все подсистемы и социальные институты подчиняются ей. Представим ненадолго, что отменили государственный суверенитет. Наступит эпоха анархии. Не смогут существовать высшие контролирующие и регулирующие институты. Единая страна разделится на местные княжества, кланы, которые начнут постоянную войну друг с другом. Такие сферы, как образование, здравоохранение, безопасность не смогут функционировать. Без единой системы управления, стандартов, законов общество не сможет существовать в привычном нашем понимании.
История знает множество примеров, когда не было единого центра власти. Это так называемые периоды двоевластия. Подобный случай в нашей истории был в 1917 году, от отречения Николая Второго до Великой Октябрьской социалистической революции, когда сторонники Ленина единолично взяли власть в свои руки. Эксперимент нагляден тем, что шла мировая война. Хаос в армии, неисполнение приказов, саботаж работников тыла, продовольственные кризисы – это только малая часть проблем, спровоцированных безвластием. Две разных системы власти привели в конечном итоге к кровопролитнейшей гражданской войне, которая по своим жертвам не уступала мировой.
Отсутствие суверенитета государства, неспособность власти отстаивать его негативно отражается на всем обществе. Так сложилось, но и подобный эксперимент, к сожалению, знает наша история. После распада СССР был взят курс на либерализацию и, как следствие, уничтожение государственного суверенитета внутри страны. Власть, по задумке реформаторов, должна была представлять интересы общества за пределами страны. Внутри же нее должны отсутствовать любые проявления государственности во всех сферах общества [9].
Это привело к катастрофическим последствиям: «невидимая рука рынка» не отрегулировала экономические отношения, наступил голод, армия потеряла боеспособность, правоохранительные органы оказались неспособны бороться с преступностью, единые стандарты образования отсутствовали. Это лишь малая доля проблем, выпавших на долю нашей страны в начале 90-х годов прошлого столетия.
Государственный суверенитет имеет два вида:
1.Внутренний. Государство имеет исключительное право принимать законы, легально применять силу.
2.Внешний. Государство может самостоятельно проводить внешнюю политику от имени всего общества. Международные договоры, подписанные от имени государственной власти, обязаны исполнять все граждане.
Народный суверенитет
Продолжаем говорить про виды суверенитета. Помимо государственного, политологи выделяют народный. Смысл состоит в том, что народ, т. е. постоянно проживающее внутри страны население, выступает субъектом власти. От людей зависят важнейшие политические решения.
Понятие "народный суверенитет" тесно связано с понятием демократии. Народ, люди определяют судьбу и характер своего государства. Официально не прописаны виды суверенитета. Конституции РФ не упоминают об этом. Однако в Основном законе страны, в части 1 статьи 3 сказано, что носителем суверенитета и источником власти в нашей стране является многонациональный народ Российской Федерации [7].
Не случайно в Конституции упоминается «многонациональный народ». Это значит, что у нас нет доминирующей нации, которой принадлежит народный суверенитет. Да, русских в России большинство. Они являются образующей государство нацией. Это подчеркивают первые лица страны. Однако это не значит, что русские обладают исключительностью в осуществлении народного суверенитета.
Народ осуществляет свое право принимать решения через различные демократические инструменты:
•референдумы;
•выборы;
•пикеты, акции;
•петиции;
•общественные организации, политические партии и т. д.
Сложно организовывать референдумы по каждому случаю. Утопия анархиста Нестора Махно - каждый раз собирать крестьянские сходы - в условиях больших территорий и огромного населения неосуществима. Для этого в демократических странах суверенитет народа осуществляется через представителей. Наши граждане называют их «слугами народа».
К таковым относятся по Конституции РФ:
•Президент РФ.
•Федеральное Собрание РФ.
•Парламенты субъектов РФ.
•Представительные органы местного самоуправления.
•Присяжные заседатели в судах.
Народный суверенитет – это право жителей решать важнейшие вопросы в государстве.
Национальный суверенитет
Заканчиваем тему "Виды суверенитета" национальным. Данное понятие означает проявление в реальности полновластия нации. Каждая нация имеет право определять свою судьбу, решать различные вопросы, связанные с национально-государственными объединениями и т. д.
Национальный суверенитет проявляется в сохранении идентичности, языка, культуры. Также сюда можно отнести право нации на самоопределение, закрепленное во многих международно-правовых актах, вплоть до отделения одной национальной территории от другой.
Ярким примером проявления национального суверенитета служит отделение Косова от Сербии. Косовский край традиционно является территорией сербов. Однако на протяжении многих веков сюда заселялись этнические албанцы. Косовские албанцы стали полновластной нацией, считавшей территорию Косова своей родиной [3]. Они воспользовались национальным суверенитетом и объявили о своей независимости.
Право нации на самоопределение было заложено и в первой Конституции СССР. На этом настоял сам Ленин, так как нашлись противники во главе со Сталиным. Национальным республикам давалось право свободного выхода из Союза. Республики в составе Российской Федерации не могут выйти из страны по Конституции, однако они также обладают национальным суверенитетом. Он проявляется в политике внутри национальных республик. Единственное ограничение - местные законы не должны противоречить федеральным.
2.3 Государственный суверенитет в современном мире
Под суверенитетом государства (страны) целесообразно понимать право и возможность самостоятельного осуществления государством внешней и внутренней политики (выбора пути развития и движения по нему) в национальных интересах. При этом к формам суверенитета можно отнести:
1) по сфере реализации:
культурный (цивилизационный, духовный),
политический (военно-политический, дипломатический),
экономический;
2) по характеру реализации:
формальный (заявляется, но может быть необеспеченным),
фактический (обеспечивается, но может быть неформализованным, непризнанным);
3) по степени (уровню, качеству) реализации:
полный (государство и народ вместе – полновластный субъект управления страной),
ограниченный (суверенитет страны существенно ограничен по ряду направлений деятельности влиянием внешних сил),
«нулевой» (государство выполняет роль посредника между действительным субъектом власти и народом).
Суверенитет России: демографические и духовные ограничения
В настоящее время приходится признать, что Россия занимает крайне уязвимое место в системе международных отношений с точки зрения реализации своего суверенитета, так как последний является в значительной степени ограниченным. Что позволяет судить об этом? Прежде всего, различные социально-экономические показатели, но также и характер осуществления политики [8].
С точки зрения обеспечения суверенитета, тем более в сложных геополитических условиях России, большое значение имеет человеческий потенциал. Измеренный по численности населения, он свидетельствует о кризисе демографического воспроизводства России. Так, если на графике процентного отношения населения России и мира фиксируется неуклонное на протяжении последних 60 лет снижение доли России, то на графике компонент общей численности населения ярко выражен «импортируемый» характер прироста населения
О духовных основаниях «демографического» суверенитета свидетельствуют данные о статистически фиксированных в России абортах и разводах.
В совокупности приведенные данные позволяют судить о подрыве культурного (духовного) суверенитета России. Надлом в демографическом воспроизводстве нации свидетельствует об остром духовном кризисе. Причиной этого кризиса видится утрата (поражение) объединяющих народ целей и смыслов, а средством его преодоления – обретение (восстановление) истинных духовных ценностей и объединение народа вокруг ценностей и идей, имеющих непреходящее значение и повышающих его жизнеспособность.