Файл: Методы управления инновационными проектами (Теоретические основы методов управления инновационными проектами).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 113

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

составлять план, включающий срок претворения в жизнь работ, использование ресурсов, требуемые затраты;

эффективным образом организовать осуществление работ и согласованность участников проекта;

планировать и управлять качеством;

проводить анализ отклонений процесса выполнения работ от запланированного и прогнозировать результаты отклонений;

архивировать проекты и анализировать опыт реализации, для применения в других проектах.

1.2 Фазы проектного цикла в бизнес - среде

Каждый проект в процессе реализации проходит стадии, называемые жизненным циклом проекта.

Универсального подхода к разделению реализации проекта на фазы нет. Решая данную задачу, участники проекта должны руководствоваться личной ролью, опытом и условиями реализации проекта. Переход от одного этапа к другому четко не определены, за исключением случаев, когда они разделяются формально принятием предложения либо получением разрешения на продолжение работ. В связи с чем, на практике разделение проекта на фазы может быть любым – только бы данное деление раскрывало контрольные «вехи", во время прохождения которых просматривается дополнительная информация и оцениваются вероятные направления созревания проекта.

В свою очередь, каждый этап может делиться на подэтапы и т.д.

Относительно крупных проектов, к примеру, строительства метрополитена, освоению месторождения количество фаз и этапов реализации может возрастать.

Выделение этапов в крупных проектах связано с длительной продолжительностью строительства объектов, и с необходимостью детального согласования действий участников проекта.

Деятельность по проекту протекает взаимосвязано во времени и пространстве. Однако обеспечить однозначное распределение фаз и этапов исполнения проекта в логической и временной последовательности невозможно. Проблемы, связанные с этим, решаются при помощи знаний и опыта, работающих над проектом специалистов.

Окружение, проекта и управление проектами, шире, окружения, затрагивающего проект. Команда управления проекта должна учитывать среду и выбирать фазы, процессы, инструменты и методы, которые наиболее подходят для проекта 23, с. 69.

Менеджеры либо организация могут разделить проект на фазы, с целью обеспечить более качественное управление с соответствующими отсылками на операции организации исполнителя. Комплекс фаз составляет жизненный цикл проекта.


Переход из фазы в фазу в пределах жизненного цикла проекта подразумевает определенную форму передачи или сдачи результатов, и как правило именно это указывает на переход от одной фазы к другой. Результаты поставки одной фазы обычно проверяются на предмет завершенности и точности и проходят процедуру одобрения, до начала работы следующей фазы. Иногда фаза может начаться до одобрения результатов поставки предшествующей фазы тогда, когда сопутствующий риск рассматривается как приемлемый. Подобная практика наложения фаз, выполняемых обычно последовательно, есть пример применения метода сжатия расписания, называемого "быстрый проход".

Нет оптимального способа определить идеальный жизненный цикл проекта. В некоторых компаниях существуют принятые принципы, в соответствии с которыми для всех проектов предполагается одинаковый жизненный цикл, тогда как другие организации дают возможность команде управления проектом выбирать жизненный цикл, максимально подходящий для проекта. Общеотраслевые принципы обуславливают применение предпочтительного жизненного цикла в отрасли.

Жизненный цикл проекта обычно определяет:

Какие работы должны быть проведены в каждой фазе;

В какой момент фазы должны быть получены результаты поставки и как проходит проверка и подтверждение результата поставки;

Кто является исполнителем в каждой фазе;

Как контролирует и подтверждает каждую фазу.

Описания жизненных циклов могут быть обобщенными, и подробными. Описания жизненных циклов проектов могут включать в себя формы, диаграммы и контрольные списки для структурирования и управления. Жизненные циклы проектов имеют ряд общих характеристик:

Фазы идут последовательно и ограничиваются передачей технической информации либо сдачей технического элемента.

Только некоторые жизненные циклы проектов идентичны друг другу, но во многих случаях жизненные циклы проектов включают фазы с аналогичными названиями и результатами поставки. Некоторые жизненные циклы состоят из 4,5 фаз, но некоторые 9 фаз и даже больше. Даже в пределах области могут иметься существенные отличия. В одной организации жизненный цикл разработки ПО может включать одну фазу создания продукта, а в другой могут быть выделены фазы для разработки архитектуры и доводки. У подпроектов также могут быть разные жизненные циклы. (рис3)

Рис. 3 Фазы жизненного цикла

Можно выделить четыре фазы жизненного цикла проекта:


1фаза - предынвестиционные исследования;

2фаза - инвестирование;

3фаза - эксплуатация проекта;

4фаза - послеинвестиционные исследования 17, с. 20.

Фаза предынвестиционных исследований предшествует основному объему инвестиций. На данном этапе выполняется анализ альтернативных вариантов, выбирается самый удачный, осуществляется технико-экономическое обоснование, проводятся маркетинговые исследования, выполняется выбор сырья, поставщиков и оборудования, ведутся переговоры с инвесторами и участниками проекта, проводится регистрация предприятия, оформление контрактов, осуществляется эмиссия ценных бумаг.

Предынвестиционные исследования включают подготовку огромного объема документов: экспертное заключение консалтинговой фирмы, технико-экономическое обоснование проекта, инженерно-технические заключения, отчеты о результатах анализа вариантов, план-схем проекта, договора между участниками проекта, отчеты об аудиторской проверке финансового состояния инициаторов проекта, доклад-резюме технико-экономического обоснования проекта, экспертное заключение инвестора, договор о финансировании. Наличие пакета документов отражает тщательность подготовки и сводит риски к минимуму.

Фаза инвестирования. Принципиальное отличие фазы развития состоит, в том, что предпринимаются действия, требующие больших затрат и они носят необратимый характер, но проект еще не в состоянии обеспечить развитие собственными средствами. На фазе инвестирования создаются постоянные активы. На этой стадии выполняется контроль и идет наблюдение за деятельностью по мере развития, инспекция и контроль надзорными органами, где ведутся работы, либо финансовыми агентствами. Порядок осуществления контроля должен согласовываться уже на стадии переговоров.

Фаза эксплуатации проекта характеризуется началом производства продукции либо оказания услуг, поступлениями и текущими издержками.

Фаза послеинвестиционных исследований, это итоговая оценка, по существу, устанавливающая, насколько план соответствует условиям, осуществления проекта и эксплуатации, и каким оказался вклад плана проекта в влияние проекта на экономику. Итоговая оценка ведется преимущественно тогда, когда проект находился после осуществления в эксплуатации от 2 до 3 лет.

Рис. 4 Обычная последовательность фаз в жизненном цикле проекта

1.3 Методы стоимость-ориентироанного управления в управления проектами в малом и среднем бизнесе


Методы стоимость-ориентированного управления проектами в малом и среднем бизнесе дают возможность:

  • определить цель проекта и провести обоснование проекта;
  • раскрыть структуру проекта, которую надлежит реализовать;
  • установить объемы и источники финансирования;
  • выбрать исполнителей при помощи конкурсов и торгов, заключить контракты;
  • назначить сроки реализации проекта, подготовить график реализации, просчитать требующиеся ресурсы;
  • подготовить смету и бюджет проекта, спланировать и учесть риски;
  • обеспечить контроль исполнения проекта.

Методы управления проектами включают:

  • ресурсное планирование;
  • календарное планирование;
  • структурное планирование;
  • логистику;
  • стандартное планирование;
  • имитационное моделирование на ЭВМ;
  • сетевое планирование и управление.

Итак, в малом и среднем бизнесе принято выделять 16 основных методик управления проектами. Вот они:

1. Использование адаптивных/регулируемых рамок проектов APF (Adaptive Project Framework)

Дает возможность улучшать проект на каждой стадии, опираясь на опыт от предыдущих результатов. Выявив цели проекта и контролируя работу проекта, менеджер в силах обеспечить успех максимально возможной стоимости бизнеса и создать бизнес-ценность для потребителя.

2. Benefit Realization (BF)

Цель: Выгода от реализации проекта

Успех определяется как достижение ожидаемой выгоды. Если клиент желает увеличить продажу CRM (система управления взаимоотношениями с клиентами – customer relationship management software), проект не будет реализован до того момента, пока продажи не возрастут на 20% - даже если установлена и налажена работа CRM вовремя и в соответствии с бюджетом.

3. AGILE

В процессе управления проектом необходим навык адаптироваться к изменениям, отслеживать тенденции и уметь извлекать выгоду. Важен человеческий ресурс. Поэтому и необходимо умение создавать динамичную команду проекта на основе сотрудничества и гибкости, возможности поиска компромисса. Важную роль играют заинтересованные стороны контролирующие и проверяющие проект на каждой стадии, а члены команды, с свою очередь, правильно и своевременно корректируют проект, создавая высококачественные продукты/услуги, соответствующие потребностям и запросам потребителей 13, с,112.

Основной документ Manifesto for Agile Software Development

• Люди и их взаимодействие важнее, чем процессы и средства

• Работающее ПО важнее, чем исчерпывающая документация

• Сотрудничество с заказчиком важнее, чем обсуждение условий контракта


• Реагирование на изменения важнее, чем следование плану

• Мы не отрицаем необходимость и важность всех остальных пунктов, мы просто выше ценим те, которые мы подчеркнули.

4.Critical Chain Project Management (CCPM) Управление проектом по методу критической цепи

Помогает избегать отставаний/задержек в проекте, определяя критический путь/цепь работ, а также резервы ресурсов (запас времени) для этих работ.

Поскольку графики строятся, учитывая доступность ресурсов, срок проекта может быть дольше, но вероятность срыва сроков ключевых событий может быть снижена. Основа методологии критических цепочек – формирование основных работ критически важных для проекта и удержание сроков работ, соответственно и финальной даты завершения проекта. Критические работы проекта провязываются логическими связями с учетом ресурсных и административных ограничений; Если в проекте ресурсы не ограничены, расчётные показатели будут схожими с PERT.

Если в проекте все же ограничены ресурсы, то необходимо:

- Определить околокритические работы в графике, такие работы очень часто идут параллельно основной «красной» цепочки, но с уменьшенными сроками, они могут довольно легко стать критическими если им не уделять внимание.

- Определить критическую цепочку проекта при помощи ресурсных связей

5. Метод критического пути Сritical Path Method (Cpm)

Метод критического пути – довольно часто используется в строительстве и характеризуется наличием четко выраженного пути проекта, этот путь формируют самые длинные работы проекта. Сам критический путь и определяет продолжительность всего проекта. Определяя/идентифицируя наиболее важные задачи, Вы можете оценить даты завершения, зависимости, ключевые вехи и конечные результаты.

Любые отставания по датам для тех работ, которые лежат на критическом пути ведут к увеличению длительности последующих работ. При необходимости сократить длительность проекта необходимо сокращать сроки работ на «критике». Методология управления проектами при помощи критического пути позволяет сравнивать плановые и фактические показатели (как ситуация должна развиваться и что происходит на самом деле) каждый день.

4 этапа планирования по методу:

- цели и ограничения (рассмотрение проекта по нескольким аспектам – длительность, рас, качество и проч.);

- продолжительность работы;

- сетевой график работ;

- построение диаграммы Ганта

6.Методология моделирования событий Event Chain Methodology (ECM)

Эта методология управления проектами помогает выявить и спрогнозировать потенциальные риски. Анализ проекта при помощи метода Монте Карло и Диаграммы цепочки событий помогает определить вероятность некоторых рисков и их возможное влияние на проект в целом. Визуализация связей между внешними событиями и работами проекта помогает создать план, максимально приближенный к реальности.