Файл: Коммерческая деятельность розничного торгового предприятия и ее совершенствование (Коммерческая деятельность и методы оценки ее эффективности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 142

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рисунок 3 – Факторы внешней среды

Помимо этого, коммерческая деятельность осуществляется под влиянием факторов, которые непосредственно влияют на выполнение коммерческих операций, которые часто называются факторами микросреды [2, c.10].

К ним относятся факторы, которые связаны с функционированием:

  • поставщиков (количество фирм-поставщиков, источники закупок, предлагаемые условия сделок и т. д.);
  • конкурентов (количество и потенциал конкурентов, реализуемые конкурентами стратегии, острота конкурентной борьбы и т. д.);
  • потребителей (структура потребностей потребителей, их количество, особенности потребительского поведения);
  • партнеров по коммерческой деятельности (торговые посредники, маркетинговые агентства, предлагаемые посредниками и агентствами условия, сформировавшаяся практика взаимоотношений);
  • контрольно-инспекционных органов (инспекции по торговле и качеству товаров, налоговые службы, органы судопроизводства и пр., их требования, сформировавшиеся приемы и методы работы);
  • прочих контактных аудиторий (средства массовой информации, общества прав потребителей, их интересы и особенности работы и др.) [5, c. 21-22].

Все множество факторов внутренней и внешней среды необходимо рассматривать в совокупности и взаимодействии. Исходную информацию о внешней и внутренней среде вводят в банк данных компьютера с целью обработки и систематизации, а далее она подвергается анализу [13, c. 175].

Полученные данные дают возможность более активно влиять на коммерческий процесс, который связан с доведением товаров до потребителей и направлен на удовлетворение их потребностей [13, c.177].

С целью реализации данной задачи коммерческой деятельности планируется:

  • расширение отношений с субъектами рынка при помощи коммерческих подходов и компромиссов;
  • влияние на производство необходимых товаров через спрос с целью перехода от рынка продавцов к рынку покупателей;
  • всестороннее развитие предпринимательства на базе рыночных отношений;
  • интегрированный подход, который охватывает разные уровни коммерческой деятельности; сообщение коммерческому процессу оперативности, динамичности и результативности;
  • использование современных технических средств с целью информационного обеспечения для принятия эффективных управленческих решений в коммерции [10, c. 374].

В ситуации многообразия факторов, влияющих на область коммерческой деятельности, существенной задачей считается определение действий, с помощью которых можно достигнуть согласованности внутренних потенциальных возможностей предприятия с обстоятельствами внешней среды


1.2.Методы оценки эффективности коммерческой деятельности

С целью исследования коммерческой деятельности организации применяются общенаучные методы. Главным из них считается системный метод, позволяющий подвергать анализу коммерческую деятельность в качестве системы с характерными ей признаками: элементы, связи между ними, функции, целостность организации. Использование математических методов позволяет исследовать показатели коммерческой деятельности, которые связаны с закупками, продажей и продвижением товаров [10, c. 205].

В настоящее время широко распространяется изучение коммерции с помощью изучения и построения моделей, в которых отображаются покупательский спрос, конъюнктура товарных рынков, поведение потребителей, создание товарных запасов, оптимизация использования ресурсов, формирование ассортимента, а также прогнозируется развитие потребительского рынка [6, c. 202].

Создание и развитие коммерческой деятельности предприятия находится в зависимости от его обеспеченности различными средствами: товарно-материальными и денежными ресурсами, инвестициями, материально-технической базой, рабочей силой в виде трудовой деятельности работников и информационными системами.

Коммерческая деятельность предприятия – это главная составная часть теории о торговле и основывается на целом комплексе наук. Она находится в тесной взаимосвязи с экономикой предприятия, что содействует планированию, анализу и оценке в целом коммерческой деятельности, а также отдельных ее составляющих [13, c. 187].

Анализ коммерческой деятельности предприятия тесно связан с анализом финансово-хозяйственной деятельности [13, c. 188].

При этом анализ состояния коммерческой деятельности организации и эффективности управления ею включает в себя также оценку ее работы по таким направлениям, как:

  • анализ структуры организации коммерческих служб предприятия и взаимодействие их между собой, т. е. определение эффективности их работы, нарушений во взаимодействии с прочими подразделениями организации;
  • анализ деятельности коммерческих служб по ключевым направлениям (закупочная, сбытовая деятельность);
  • анализ объемных показателей функционирования коммерческих служб организации;
  • анализ резервов улучшения коммерческой деятельности предприятия в целом и его отдельных структурных подразделений с уточнением или корректировкой целей снабженческо-сбытовой политики предприятия [12, c.500].

Систематический анализ коммерческой деятельности содействует:

  • реализации качественной, быстрой и профессиональной оценке итогов коммерческой деятельности как организации в целом, так ее структурных подразделений;
  • своевременному и точному определению и учету факторов, которые влияют на прибыль, получаемую предприятием по определенным видам предоставляемых услуг и реализуемых товаров;
  • установлению величины затрат на торговую деятельность, т. е. издержек обращения, и направлений их изменения, что нужно для определения продажной цены и рентабельности продаж;
  • определению наиболее оптимальных путей решения проблем коммерческого предприятия и получения требуемой прибыли в краткосрочной и долгосрочной перспективе [7, c.111].

С целью всестороннего анализа эффективности коммерческой деятельности организации необходимо иметь некоторую систему показателей. Потому невозможно найти один единственный показатель, который 19 исчерпывающе отражает все аспекты коммерческой деятельности организации. Этим показателем не является даже прибыль, несмотря на то, что данный показатель наиболее точно определяет эффективность деятельности предприятия. Поэтому все показатели деятельности организации должны рассматриваться в комплексе [14, c. 177]

Помимо этого, существенным показателем эффективности деятельности коммерческого предприятия считается прибыль, которая отражает итоги всей коммерческой деятельности организации – объем реализованной продукции, ее ассортиментную структуру и состав, уровень затрат, производительность труда, наличие потерь и непроизводительных расходов и т. п.

От величины полученной прибыли находится в зависимости пополнение фондов, уплата налогов, материальное поощрение сотрудников и пр. Наличие прибыли говорит о том, что затраты коммерческих предприятий всецело покрываются доходами от реализации продукции и оказания услуг. Прибыль коммерческого предприятия определяется как разность между его доходами и расходами [1, c. 200].

С целью характеристики экономической эффективности коммерческого предприятия, а также для проведения сравнительного анализа нужно знать кроме абсолютной величины прибыли, ее уровень, который определяет рентабельность коммерческих организаций, являющуюся ключевым итоговым показателем экономической эффективности деятельности коммерческого предприятия и вероятным направлением сравнительных расчетов величины ожидаемой прибыли и размера издержек обращения. Самым распространенным показателем рентабельности коммерческого предприятия является отношение величины прибыли к товарообороту. Но коэффициент рентабельности является не единственным показателем деятельности коммерческой организации, поскольку он показывает только долю чистого дохода в сумме товарооборота. В нем не отображена степень эффективности всех вложенных затрат (текущих и единовременных), которые связаны с коммерческой деятельностью [3, c.21-22].


Например, при одинаковой сумме товарооборота и прибыли у различных коммерческих предприятий имеются разные вложения в оборотные средства и основные фонды. Поэтому большое значение для анализа эффективности коммерческой деятельности имеет сопоставление прибыли и затрат (издержек обращения), которое находится по формуле (1):

Прибыль предприятия / Издержки обращения × 100 %, (1)

Данный показатель дает возможность говорить об эффективности коммерческой деятельности, поскольку показывает, какая доля прибыли приходится на каждый рубль затрат по ведению коммерции. Также к показателям эффективности деятельности коммерческого предприятия относятся: сумма прибыли, которая приходится на одного работника коммерческого предприятия; отношение прибыли к фонду заработной платы; отношение прибыли к основным и оборотным средствам и другие [5, c. 20].

Один из качественных показателей эффективности коммерческой деятельности – это издержки обращения, т. е. расходы по реализации коммерческой деятельности предприятия. Издержки обращения – это затраты, выраженные в денежной форме и связанные с коммерческой деятельностью организации. Они могут быть связаны также с продолжением процесса изготовления продукции в сфере обращения, т. е. с дополнительными затратами, которыми являются расходы по перевозкам, фасовке, хранению, упаковке товаров и пр.). Эти расходы называют дополнительными издержками [13, c. 147].

Расходы, которые связаны с реализацией процессов купли-продажи продукции (закупка, реализация товаров, а также и процессы, непосредственно способствующие осуществлению актов купли-продажи), называют чистыми издержками обращения. При исследовании коммерческой деятельности необходимо определить долю чистых и дополнительных издержек обращения. Величина издержек обращения определяется как процентное отношение суммы издержек обращения к товарообороту. Она в некоторой степени отображает экономичность коммерческой деятельности и используется при сравнении деятельности однотипных и находящихся примерно в одинаковых условиях коммерческих предприятиях [2, c. 12].

В последнее время по причине роста цен на тарифы по перевозкам продукции, энергоносителей, услуги и пр. отмечается резкое увеличение издержек обращения в деятельности коммерческих организаций, которое приводит отдельные предприятия к убыточности или даже к банкротству. Поэтому экономия издержек обращения играет важную роль при повышении эффективности коммерческой деятельности организаций [13, c. 200].


Другим существенным условием эффективности коммерческой деятельности предприятия считается скорость обращения продукции, которая выражена в показателе товарооборачиваемости. Ускорение этого показателя является главным критерием оценки деятельности коммерческого предприятия, поскольку он означает уменьшение времени пребывания продукции в сфере обращения, следовательно, и более стремительный оборот денежных средств и их меньшая величина для совершения коммерческих процессов [8, c. 144].

Товарооборачиваемость в днях к обороту определяется с помощью деления среднего запаса товаров на среднедневной оборот за некоторый период по формуле (2):

О=, (2)

  • где О – товарооборачиваемость в днях (продолжительность одного оборота);
  • Зс – средний запас товаров за определенный период;
  • Тс.д. – среднедневной товарооборот за тот же период.

Сопоставляя фактические показатели товарооборота на метр квадратный складской или торговой площади с нормативными, можно видеть эффективность использования торговой или складской площади склада или магазина. Все рассмотренные выше показатели эффективности коммерческой деятельности, взятые каждый в отдельности, недостаточно полно учитывают и характеризуют эффективность деятельности торгового предприятия в целом. Итогом деятельности коммерческого предприятия является стоимость реализованной продукции и услуг. Помимо этого, анализу подвергают такие показатели, как доходы от реализации товаров деятельности, не относящейся к торговой, от внереализационных операций, от продажи другого имущества и валовой доход. В зависимости от особенностей объектов (финансовые показатели, равномерность закупки и реализации продукции, ритмичность завоза и отгрузки, уровень механизации и автоматизации складских и управленческих операций и т. д.) анализ проводится за год, по кварталам, месяцам и в оперативном режиме [3, c.095].

Таким образом, анализ коммерческой деятельности предприятия проводится в четырех основных направлениях: снабжение, сбыт, кадры, объемные показатели. Помимо этого, анализ коммерческой деятельности предприятия тесно связан с анализом финансово-хозяйственной деятельности. По результатам анализа разрабатываются предложения о направлениях улучшения коммерческой деятельности предприятия: снабженческо-сбытовой политики и других выполняемых организацией функций, а также по изменениям ее специализации и профиля работы в случае, если это целесообразно.