Файл: Научные основы методологии прогнозирования и планирования экономики (Теоретические основы прогнозирования и планирования развития предприятия).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 304

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

     4. Прогнозирование «сквозь шоры».  Этот вид прогнозирования характеризуется такими понятиями, как «выше, быстрее и дальше» или «больше и лучше». Предполагается, что будущее будет похоже на прошлое, только уровень развития будет более высоким. Этот принцип лучше, чем предыдущие, т.к. признается неизбежность изменений, однако при этом отрицаются другие направления развития фирмы, общества. Любая фирма, опирающаяся на этот принцип, в рыночных условиях рано или поздно попадет в тупик, поскольку те или иные непредвиденные изменения положат конец избранному курсу ее развития.

5. Принцип «решительные действия».  В основу этого подхода заложен принцип «ожидания и действия» - ожидается наступление той или иной кризисной обстановки, и сразу же осуществляются меры по смягчению ее неблагоприятных последствий. Результатом такой политики может быть только зигзагообразное развитие фирмы вместо непосредственного движения к определенной цели. Кроме того, этот принцип основан на предположении, что предприятие (фирма) будет иметь резерв времени для принятия эффективных решений после наступления кризисной обстановки. Если же этого резерва времени нет, фирма прекратит свое существование. При использовании этого принципа полностью игнорируется возможность избежать кризисной обстановки, если воспользоваться соответствующим прогнозом. Он не приемлем в рыночных условиях, хотя иногда и используется.

6. Прогнозирование с помощью «гения».  В основу этого метода заложена идея нахождения «гения» и получение от него интуитивного прогноза. Этот метод исключает использование рациональных и точных методов. Прогноз, составленный «гением», невозможно проверить, что чревато для предприятия (фирмы), осуществляющего свою деятельность в условиях рынка, большими неприятностями. 

Таким образом, вышеприведенные принципы неприемлемы. Кроме того, с позиций рыночной экономики основным требованием, предъявляемым к прогнозу, является не только и не столько умение предвидеть будущее, сколько разработка программ достижения установленных на будущее ориентиров (целей) развития фирмы, а также рычагов управления, позволяющих направлять деятельность фирмы по тому или иному варианту ее развития, обеспечивая эффективность ее перехода из настоящего в желаемое будущее ее состояние.

В отличие от экономического научно-техническое прогнозирование определяет вероятное натурально-вещественное состояние прогнозируемого объекта. Взаимосвязь экономического и технического прогнозирования выглядит следующим образом. Вначале разрабатываются технические прогнозы, непосредственно связанные с объектом экономического прогнозирования, выявляются и конкретизируются потребности рынка в нововведениях, которые являются составной частью рыночной конъюнктуры. Эти прогнозы могут увязываться с задачами повышения качества продукции, снижения ее себестоимости или, например, с возможностью увеличения объема производства. Исходя из конкретных потребностей рынка, разрабатываются прогнозы, описывающие область сбыта продукции и возможные методы (технология, организация) производства и развития самого объекта прогнозирования. 


Реализация  установленных методов должна решать поставленные предприятием целевые  задачи в рамках нижнего и верхнего пределов затрат, указанных в заказе при разработке прогноза. Наконец, в результате итеративной процедуры происходит дальнейшая конкретизация полученных прогнозов и расчетов, уточняется область соответствующих возможных путей технического и экономического развития, определяются необходимые ресурсы, готовятся хозяйственные распоряжения по реализации поставленной задачи. Взаимосвязь технических и экономических прогнозов помогает определить новые возможности предприятия в соответствии с потребностями рынка.

Экономические прогнозы могут разрабатываться для предприятия в целом, а также для отдельных его цехов или видов продукции - в каждом случае используются определенные методы и конкретные показатели. 

Наиболее общими показателями, которые должен давать прогноз, являются: вероятность достижения поставленной цели в рамках рассматриваемого в прогнозе направления;

- капитальные вложения, необходимые на программу в целом и на каждом этапе прогнозного периода; 

- затраты труда (в человеко-часах) в каждом отдельном отрезке прогнозного периода с выделением затрат по категориям профессий;

- текущие издержки производства на каждом этапе прогнозного периода с выделением издержек на различных стадиях жизненного цикла изделий;

- прибыль предприятия, получаемая в результате достижения поставленной цели.

Таким образом, основная  функция прогнозирования - обоснование возможного состояния объекта в будущем и определение альтернативных путей и сроков достижения поставленной цели. Прогноз носит вероятностный характер, но обладает определенной степенью достоверности. На практике прогноз - это предплановый документ. Прогнозирование можно разделить на пассивное и активное.

Пассивное прогнозирование основано на изучении экономических процессов. активный основан на системе моделей и приемов, учитывающих возможность воздействия на общий ход экономических процессов.
      К функциям прогнозирования можно отнести количественный и качественный анализ тенденций и вероятное альтернативное изменение будущего развития предприятия с учетом сложившихся тенденций и поставленных целей, оценку возможностей и последствий активного воздействия на предвидимые процессы и тенденции. Прогноз, учитывая задачи управления, прежде всего, должен в максимальной степени соответствовать требованиям объективных процессов.


Прогноз подразумевает только анализ внутренних возможностей предприятия. Для того чтобы прогноз мог явиться основой разработки стратегического плана и организации управления предприятием, он должен охватывать значительно более широкий круг вопросов, чем внутренняя деятельность предприятия, и в том числе:

    - анализ развития отрасли прогнозируемого, современное состояние спроса и предложения;

- основные макротехнические и организационно-экономические проблемы и сроки их решения в отрасли, стране и за ее пределами;

- наличие материалов, технологии и оборудования, пригодных для изготовления прогнозируемой продукции;

- ожидаемый объем производства целевой для предприятия продукции у конкурентов и будущая потребность в ней на рынках;

- ожидаемую стоимость разработки и производства этой продукции и ее рыночную цену;

- мощность, необходимую для эффективного изготовления новой целевой продукции;

- потребность в трудовых ресурсах;

- выявление перспективных для предприятия технических и хозяйственных решений, уже подготовленных, но не получивших широкого практического применения;

- оценку важности про водящихся исследований, требующих затрат для решения будущих технических и хозяйственных задач.

Разумеется, по структуре и параметрам прогноз  должен соответствовать плану, т.е. давать однозначную оценку ожидаемого результата развития предприятия в течение всего периода прогнозирования и планирования.

В зависимости от внутренней и внешней  ситуации, а также целей, которые  определяет руководство предприятия, используются два подхода к разработке прогнозов: 1) генетический (исследовательский); 2) целевой (нормативный). 

Задачи генетического прогнозирования - выявление экономических и производственно-технических закономерностей и возможностей данного направления производства исходя из естественной, присущей этому направлению логики развития; оценка возможных изменений ассортимента, характеристик и объема выпускаемой продукции; определение достижимых значений экономических и технических параметров и показателей новых изделий и сроков их выпуска.

Целевое прогнозирование направлено на формулирование и конкретизацию перспективных целей развития данного предприятия и определение необходимых средств и сроков для решения отдельного комплекса и всех вместе взятых задач перестройки производства, создания и освоения выпуска новых изделий с необходимыми техническими и экономическими показателями в требуемых объемах. Основой данного прогноза являются установочная цель и требующиеся ее будущие параметры, на основании которых достигается цель, и определяются возможные пути движения от настоящего к будущему.


В прогнозах, которые разрабатываются на предприятиях, предусматривается, как правило, использование целевого подхода, т.е. ориентация на удовлетворение потребностей владельца и решение стоящих перед предприятием социальных, экономических, технических, производственных и прочих, в том числе амбициозных задач, позволяющих определить и экономически обосновать его перспективную политику.

Выделяются различные признаки классификации прогнозов[13]. В соответствии с подходом, разработанным в Финансовой академии при Правительстве РФ, составим следующую классификационную таблицу.

Признаки классификации прогнозов

Виды прогнозов

Временной охват (горизонт прогнозирования)

Краткосрочные, Среднесрочные, Долгосрочные

Типы прогнозирования

Поисковые, Нормативные, Основанные на творческом видении

Степень вероятности будущих событий

Вариантные, Инвариантные

Способ представления результатов прогноза

Точечные, интервальные

При этом не исключается параллельное использование и генетического подхода, на основе которого возможно получение более объективной картины будущего, чем с помощью целевого прогнозирования. Составление и согласование прогнозов на базе указанных двух подходов способствует получению наиболее полного материала для определения политики предприятия.

Большое значение имеет точность прогнозирования, т.е. совпадение прогнозных и фактических данных. Поэтому период, на который делается прогноз, в значительной мере зависит от жизненного цикла изделия и его рыночной стоимости.

1.3. Планирование на предприятии: сущность и виды

В современных экономических условиях эффективность функционирования предприятий любой хозяйственно-правовой формы определяется многими факторами. Наиболее важными среди них являются следующие: определение того, что, сколько и какого качества необходимо произвести; выбор оптимальной технологии и организации производства; своевременное и рациональное ресурсное обеспечение; определение необходимой величины основного и оборотного капитала;  учет возможных форм и методов реализации продукции и др. 


Диапазон  использования этих факторов значителен. Поэтому каждое предприятие должно стремиться к их оптимальному сочетанию, что предполагает необходимость их внутренней увязки. А ограниченность производственных ресурсов создает дополнительные предпосылки для использования различных форм и методов подобного согласования[14],одной из таких форм является планирование на предприятии [1, с. 12].

Применение планирования на предприятии создает следующие важные преимущества:
      - делает возможной подготовку предприятия к использованию благоприятных условий;

- дифференцирует возникающие производственно-хозяйственные и финансово-экономические проблемы;

- улучшает координацию действий подразделений предприятия;
      - создает предпосылки для повышения профессиональной подготовки специалистов;

  - способствует более рациональному распределению имеющихся ресурсов;

  - увеличивает возможности обеспечения предприятия необходимой информацией;

 - усиливает контролирующие функции внутри предприятия.
     На  современном этапе для большинства  отечественных предприятий главная цель планирования - получение максимальной прибыли, а в качестве основных путей достижения этой цели могут быть выбраны два: за счет экономного расходования применяемых ресурсов и на основе приращения используемого капитала.

Первый путь ориентирует производителей на планирование[15]  снижения затрат, второй - на улучшение результатов производства [2, с. 34].

Планирование  осуществляется обычно в несколько этапов, основное назначение которых - формулирование целей и задач предприятия, выявление проблем и возможных вариантов его развития, планирование основных средств достижения поставленных целей и задач, определение потребности в ресурсах и планирование структуры и сроков их поступления, внедрение разработанных планов и контроль за их выполнением[16].

Необходимость планирования и прогнозирования на предприятий[17], сказывается на том, что планирование опирается на фактические, нормативные данные настоящего или прошлого периода, но ориентируется на установление контроля за процессом развития предприятия в будущем [8, с. 43] 

Таким образом, возникла необходимость разработки новой системы, отвечающей целям и задачам предприятия в условиях рыночной экономики, помогающей осуществлять эффективную управленческую деятельность. Разумеется, эта система должна базироваться на подходах и технологиях, используемых на западных предприятиях, имеющих многолетний опыт планирования[18].