Файл: Научные основы методологии прогнозирования и планирования экономики (Теоретические основы прогнозирования и планирования развития предприятия).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 294
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ И ПЛАНИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1. Развитие как экономическая категория
1.2. Организация процесса прогнозирования на предприятии
1.3. Планирование на предприятии: сущность и виды
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ПРОГНОЗИРОВАНИЯ И ПЛАНИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ
2.1. Система прогнозов и планов: основы их сопряжения
2.2. Методы прогнозирования и планирования
ГЛАВА 3. МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ
3.1. Понятие и функции прогнозирования
3.2. Традиционные методы социального прогнозирования
Таким образом, для организации прогнозирования и планирования развития предприятия важно не просто развитие, а именно устойчивое развитие, которое, базируясь на оптимальном соотношении текущей деятельности и процессов развития, позволяет осуществить переход из одного устойчивого состояния в другое с увеличением эффективности, но избегая ситуаций, провоцирующих необратимый кризис.
Определив основные понятия прогнозирования и планирования, необходимо охарактеризовать систему планов и прогнозов и методы их осуществления.[25]
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ПРОГНОЗИРОВАНИЯ И ПЛАНИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ
2.1. Система прогнозов и планов: основы их сопряжения
Для формирования стратегии и тактики развития экономики разрабатывается система прогнозов, включающая прогнозы временного аспекта и по уровням управления, а также частные и комплексные прогнозы экономического и социального развития страны и регионов.
На основе результатов прогнозных расчетов определяются важнейшие направления стратегии социально-экономического развития, составляются индикативные планы, формируется механизм государственного регулирования экономики, и определяются параметры основных регуляторов (государственный заказ, цены, налоги и льготы, государственные инвестиции и ссуды, страховые резервы и т.д.).
В основе разработки планов находится прогноз, т.е. система аргументированных представлений о направлениях развития и будущем состоянии организации и ее окружения. В самом простом случае прогноз представляет собой утверждение о возможности или невозможности того или иного события. Выделяют следующие виды прогнозов:
- по функциональному назначению - прогноз будущего организации при различных вариантах внешних воздействий; прогноз путей достижения цели (программный); прогноз проблемных ситуаций, которые могут возникнуть; прогноз возможных последствий принимаемых решений; прогноз состояния среды;
- по содержанию - научно-технические, экономические (финансовый, рыночный и т. п.), военно-политические и прочие;
- по периоду: оперативные (до 1 месяца); краткосрочные (до 1 года); среднесрочные (до 5 лет); долгосрочные (более 5 лет);
- по степени надежности (вероятность наступления предсказанного события при заданных условиях в пределе установленных допусков);
- по форме представления результатов - качественные и количественные (интервальные и точечные). Чем выше срок прогноза, тем в большей мере он ориентируется на качественные характеристики объекта;
6) по степени охвата объекта - локальные и комплексные, включающие все его основные характеристики, ограничения и проч.
Оперативный прогноз основывается на предположении, что в прогнозируемом периоде не произойдет существенных изменений, как количественных, так и качественных, или эти изменения можно предусмотреть. В оперативном прогнозе даются возможные количественные характеристики объекта на ближайшие месяцы.
Оперативный прогноз должен быть обязательно сопоставлен с фактическими результатами. Ведь при прогнозе на 20 лет вперед маловероятно, что заказчики будут по-прежнему проявлять к нему интерес и предъявят к разработчикам претензии, если он окажется ошибочным. Однако за неправильное прогнозирование[26], например, уровня спроса на продукцию на предстоящий год заказчики разработки прогноза могут предъявить претензии, если использование этого прогноза привело к неоправданным финансовым и материальным затратам [5, с. 207].
Среднесрочный прогноз учитывает количественные и качественные изменения; долгосрочный прогноз разрабатывается на основе качественных характеристик, в некотором роде связан с программами; дальнесрочный по методологии и целям приближается к гипотезе.
Прогнозы бывают следующих видов:
1. Условные, когда высказывание о неизвестном событии зависит от другого основного события и безусловные, когда никакие условия не ставятся.
2. Точечные и интервальные: интервальные прогнозы характеризуют будущую ситуацию не одним значением, а некоторым интервалом. При слишком широком интервале прогноз наверняка сбудется, но его ценность снижается. Утверждение, что цены будут или расти, или останутся на прежнем уровне, или снизятся, не имеет практической ценности, хотя и охватывает все возможные варианты развития событий.
3.Единичный прогноз, при его использовании ограничиваются одним
явленим или одним аспектом явления, одним показателем, и множественный
прогноз, который относится к нескольким явлениям, событиям, показателям.
В сложных случаях, когда не известны параметры основного условия, которое определяет конечный результат прогнозируемого явления или события, составляются альтернативные точечные прогнозы, которые являются разновидностью условных прогнозов при разных вариантах предположений. Подобные прогнозы позволяют установить пределы возможных изменений факторов, определяющих прогнозируемое явление. Крайние значения точечных условных прогнозов[27] могут быть преобразованы в необусловленный интервальный прогноз [4, c. 94].
Различают два типа прогнозов: поисковые (исследовательские, изыскательские, трендовые, генетические); нормативные (программные, целевые).
Поисковый прогноз - это прогноз, с помощью которого определяется возможное состояние явления в будущем. Имеется в виду условное продолжение в будущем тенденций развития изучаемого явления в прошлом и настоящем. Такой прогноз отвечает на вопрос, что вероятнее всего произойдет при условии сохранения существующих тенденций.
Нормативный прогноз - определение путей и сроков достижения возможных состояний явления, принимаемых в качестве целей. Такой прогноз отвечает на вопрос: какими путями достичь желаемого.
Поисковый прогноз строится по определенной шкале возможностей, по которой затем устанавливается степень вероятности прогнозируемого явления. При нормативном прогнозировании происходит такое же распределение вероятностей, но уже в обратном порядке: от заданного состояния к наблюдаемым тенденциям. Целевой прогноз - прогноз желаемых состояний – отвечает на вопрос: что именно желательно и почему. В данном случае происходит построение по определенной шкале возможностей сугубо оценочной функции: нежелательно; менее желательно; желательно; более желательно; наиболее желательно. Плановый прогноз отвечает на вопрос: как, в каком направлении ориентировать планирование, для эффективного достижения поставленных целей. Программный прогноз отвечает на вопрос: что конкретно необходимо, чтобы достичь желаемой цели. Для ответа на него важны и поисковые, и нормативные прогнозные разработки. Первые выявляют проблемы, которые нужно решить, чтобы реализовать программу, вторые определяют условия реализации.
Логика разработки комплексных прогнозов экономического и социального развития в переходный период предусматривает: оценку тенденций социально-экономического развития, факторов экономического роста; определение возможных альтернатив развития в перспективе и проблем, которые могут возникнуть при том или ином варианте развития; основные направления структурной, научно-технической, социальной и региональной политики; институциональные изменения в экономике; формирование механизма государственного регулирования экономического и социального развития; оценку ресурсного обеспечения.
Система планов на предприятии может быть систематизирована по таким основным классификационным признакам, как:
1)по содержанию можно выделить технико-экономические, оперативно-производственные, организационно-технические, социально-трудовые, снабженческо-сбытовые, финансовые, бизнес-планирование, стратегическое, программное и другие;
2)по уровню управления в зависимости от числа линейных звеньев на предприятии различают такие виды, как корпоративные и заводские – на высшем уровне управления. На среднем уровне применяется цеховая система планирования, на нижнем – производственная, которая охватывает участки, бригады и рабочее место;
3) по времени охвата планы бывают краткосрочными или текущим
(один год, квартал, декада или неделя), среднесрочным в пределах (1-3 лет) и долгосрочным или перспективным (от 3 до 10 лет);
4) по стадиям разработок планы бывают предварительными и окончательными;
5)по типам целей план может быть оперативным, тактическим, стратегическим и нормативным.
Тактический план заключается в обосновании задач и средств, необходимых для достижения заранее установленных или традиционных целей.
Стратегический план включает выбор и обоснование средств, задач и целей для достижения заданных или текущих для предприятия результатов.
Нормативный план требует открытого и обоснованного выбора средств, задач, целей и идеалов. Он не имеет установленных границ или фиксированного горизонта. В таком планировании[28] решающую роль играет правильный выбор идеала или миссии предприятия [13, с. 63].
В рамках долгосрочных планов создается концепция развития фирмы на перспективу Она предусматривает решение таких проблем, как выбор сфер деятельности, направлений диверсификации, новых поколений продукции и услуг, путей сохранения или улучшения позиций на рынке, максимизации прибыли; расширение экспорта, развитие НИР, увеличение потенциала (на основе технического перевооружения, реконструкции) и т.д.
Задачи, обозначенные в них преимущественно в качественных положениях, конкретизируются по срокам, ресурсам, исполнителям в среднесрочных планах в количественных показателях (в том числе финансовых). Таким образом, среднесрочные планы являются проекцией долгосрочных на ближайшие годы, детализируя их интервальные показатели в точечные; более агрегированные - в менее агрегированные.
Традиционные долгосрочные и среднесрочные планы, основывающиеся на экстраполяции существующих тенденций, исходят из принципиальной неизменности внешнего окружения организации и ориентируются на мобилизацию ее потенциала и имеющихся ресурсов. С их помощью происходит определение шагов, которые необходимо предпринять в будущем для достижения целей организации (получения заданного объема продукции, прибыли и т. п.).
2.2. Методы прогнозирования и планирования
Прогнозирование и планирование[29] экономики представляет собой сложный многоступенчатый и итеративный процесс, в ходе которого должен решаться обширный круг различных социально-экономических и научно-технических проблем, для чего необходимо использовать в сочетании самые разнообразные методы. В теории и практике плановой деятельности за прошедшие годы накоплен значительный набор различных методов разработки прогнозов и планов. По оценкам ученых, насчитывается свыше 150 различных методов прогнозирования; на практике же в качестве основных используется лишь 15—20. Развитие информатики и средств вычислительной техники создает возможность расширения круга используемых методов прогнозирования и планирования и их совершенствования.
По степени формализации методы экономического прогнозирования можно подразделить на интуитивные и формализованные.
Интуитивные методы базируются на интуитивно-логическом мышлении. Они используются в тех случаях, когда невозможно учесть влияние многих факторов из-за значительной сложности объекта прогнозирования или объект слишком прост и не требует проведения трудоемких расчетов. Такие методы целесообразно использовать и в других случаях в сочетании с формализованными методами для повышения точности прогнозов.
Среди интуитивных методов широкое распространение получили методы экспертных оценок. Они используются как в нашей стране, так и за рубежом для получения прогнозных оценок развития производства, научно-технического прогресса, эффективности использования ресурсов и т.п.
Применяются также методы исторических аналогий и прогнозирования по образцу, мы и не забываем основные методы и планирования.[30]
Здесь имеет место своеобразная экстраполяция. Техника прогнозирования состоит в анализе высокоразвитой системы (страны, региона, отрасли) одного и того же приближенного уровня, который теперь имеется в менее развитой аналогичной системе, и на основании истории развития изучаемого процесса в высокоразвитой системе строится прогноз для менее развитой системы. Практика свидетельствует, что такие аналогии можно использовать при определении путей развития новых отраслей и видов техники (производство ЭВМ, телевизоров и т.п.), структуры производства, потребления и т.д. Естественно, что полученный таким образом "образец" — лишь начальный пункт прогнозирования. К окончательному выводу можно прийти, лишь исследуя внутренние условия и закономерности развития.