Файл: Финансовая политика и ее реализация в РФ (Оценка финансовой политики в 2018-2019гг).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 150
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы финансовой политики и ее задачи
1.1 Понятие, цели и принципы финансовой политики государства
1.2 Классификация видов финансовой политики
1.3 Финансовая стратегия и финансовая тактика
Глава 2. Анализ финансовой политики рф в современных условиях
2.1 Особенности финансовой политики в России
2.2 Оценка финансовой политики в России в 2018-2019 гг
2.3 Основные направления финансовой политики России на 2019 год
Глава 3. Проблемы и пути развития финансовой политики государства
3.1 Проблемы финансовой политики РФ на современном этапе
Помимо государственных заимствований, на финансирование дефицита федерального бюджета будут направлены средства от приватизации федерального имущества. Финансирование федерального бюджета средствами от приватизации федерального имущества представлено в таблице 5.
Средства от приватизации федерального имущества всего за период 2019-2021 гг. составят 883,5 млрд. руб.
Таблица 5
Финансирование федерального бюджета средствами от приватизации федерального имущества, млрд. руб.
Показатель |
2019 |
2020 |
2021 |
Средства от приватизации федерального имущества |
298,0 |
276,1 |
309,4 |
В целом, объем внутренних заимствований в форме государственных ценных бумаг и средств от приватизации за период 2019-2021 гг. составят 4785,3 млрд. руб.
Объем внутренних и внешних заимствований за период 2019-2021 гг. составят 49806 млрд. руб. Таким образом, финансирование дефицита федерального бюджета будет осуществляться преимущественно за счет внутренних государственных заимствований и средств, поступающих от приватизации федеральной собственности. Источники финансирования дефицита федерального бюджета представлены в таблице 6 [5, c.18].
Таблица 6
Источники финансирования дефицита федерального бюджета
Показатель, млрд. рублей |
2018 год |
Прогноз |
||
2019 год |
2020 год |
2021 год |
||
Всего источников: финансирования дефицита |
1 006,8 |
1 520,0 |
1 705,4 |
1 755,2 |
%% к ВВП |
2,2 |
3,1 |
3,1 |
2,8 |
увеличение |
1 820,8 |
2 307,1 |
2 658,3 |
2 727,9 |
уменьшение |
- 814,0 |
- 787,1 |
- 952,9 |
- 972,7 |
Источники внутреннего финансирования дефицита |
922,5 |
1 475,9 |
1 628,5 |
1 680,9 |
увеличение |
1 550,4 |
2 074,4 |
2 433,7 |
2 509,4 |
государственные ценные бумаги |
1 210,0 |
1 705,9 |
2 009,1 |
2 090,9 |
приватизация |
7,0 |
298,0 |
276,1 |
309,4 |
уменьшение |
- 627,9 |
- 598,5 |
- 805,3 |
- 828,6 |
из них: государственные ценные бумаги |
- 275,7 |
- 369,1 |
- 518,9 |
- 616,6 |
Объем внешних обязательств РФ до 2021 г. возрастет в 1,5 раза, оставаясь в пределах 2,3 трлн. руб., а внутренних - возрастет в 2,5 раза, достигнув 8,5 трлн. руб. Таким образом, госдолг в ближайшие три года будет увеличиваться с 13,6 процентов ВВП в 2013 г. до 17,4 процентов ВВП в 2021 г.
В проекте федерального закона "О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020-2021 годов" предусматривается использование средств фондов для покрытия дефицита бюджета в ограниченном объеме - 284,4 млрд. руб., при этом на 70-80 процентов дефицит бюджета будет финансироваться за счет государственных заимствований.
Таким образом, основным направлением современной финансовой политики является финансовая стабилизация государственного бюджета. Финансирование дефицита федерального бюджета будет осуществляться преимущественно за счет внутренних государственных заимствований и средств, поступающих от приватизации федеральной собственности.
Глава 3. Проблемы и пути развития финансовой политики государства
3.1 Проблемы финансовой политики РФ на современном этапе
Прогноз основных макроэкономических показателей социально-экономического развития Российской Федерации, использовавшийся при разработке финансового плана до 2030 г., основан на направлениях экономической политики, предусмотренных Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации (КДР.). КДР призвана обеспечить условия для инновационного развития на основе инвестиций в человеческий капитал, создания благоприятной деловой среды, повышения качества государственных институтов, при сохранении макроэкономической стабильности [11, c.298].
Развитие экономики в предстоящий период будет происходить на фоне неблагоприятных демографических тенденций. Несмотря на то, что, благодаря мерам демографической и социальной политики, совершенствование здравоохранения и распространение здорового образа жизни, сокращение численности населения, согласно прогнозу Минэкономразвития России, сменится его небольшим ростом, продолжится процесс старения населения. В результате доля населения в трудоспособном возрасте снизится с 63% в 2016 году до 53% в 2030 году. Соответственно численность экономически активного населения сократится на 11% (в среднем на 0,8% в год) (Схема 3).
Низкие показатели инвестиционного финансирования
Несовершенство налоговой системы
Проблемы
финансовой политики России
Несбалансированность бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов
Отсутствие единства денежно-кредитной и финансовой политики
Нестабильность валютного курса рубля
Неэффективное использование государственной собственности
Схема 3. Главные проблемы финансовой политики России
Доходы бюджетной системы постепенно снижаются с 40,2% ВВП в 2016 году до 31,7% ВВП в 2030 году, федерального бюджета - с 23,6% ВВП в 2016 году до 12,9% ВВП в 2030 году.
Прогнозируемое до 2030 года сокращение доходов бюджетной системы по сравнению с фактическим исполнением в 2016 году включает в себя снижение, как нефтегазовых, так и ненефтегазовых доходов.
Однако следует учесть, что в 2016 году в бюджетную систему поступили дополнительные разовые средства от погашения налоговой задолженности в размере 1,8% ВВП. Поэтому для сравнения лучше использовать доходы бюджетной системы за 2016 год, очищенные от этих дополнительных поступлений (Таблица7).
Таблица 7
Прогноз доходов бюджетной системы
Доходы федерального бюджета |
Доходы консолидированного бюджета |
Доходы бюджетной системы |
Нефтегазовые доходы |
Ненефтегазовые доходы консолидированного бюджета |
||
Факт 2016г. |
Млрд. Руб. |
7779 |
11763 |
13251 |
2897 |
8866 |
% ВВП |
24% |
36% |
40% |
9% |
27% |
|
План 2017г. |
Млрд. Руб. |
9037 |
13723 |
15663 |
4249 |
9474 |
% ВВП |
21% |
33% |
37% |
10% |
22% |
|
Бюджет 2019г. |
Млрд. Руб. |
14050 |
22733 |
28791 |
4465 |
18268 |
% ВВП |
17% |
28% |
35% |
5% |
22% |
|
Прогноз 2025г. |
Млрд. Руб. |
21469 |
36346 |
47832 |
5805 |
30542 |
% ВВП |
15% |
25% |
33% |
4% |
21% |
|
Прогноз 2030 г. |
Млрд. Руб. |
30016 |
52989 |
73727 |
7215 |
45774 |
% ВВП |
13% |
23% |
32% |
3% |
20% |
Все вышеперечисленные факторы приведут к тому, что нефтегазовые доходы в процентах ВВП в 2030 году будут существенно ниже - на 5,7 п. п. - аналогичных показателей 2016 года. Предполагаемые изменения ЕСН будут способствовать существенному росту доходов внебюджетных фондов - по сравнению с 2016 годом они вырастут на 4,4 п. п. ВВП. Всего поступления от страховых взнсоов вырастут по сравнению с 2016 годом на 2,2 п. п. ВВП. Еще около 1 п. п. ВВП добавит в доходы внебюджетных фондов средства, полученные от инвестирования накопительной части пенсии.
Охарактеризуем современные проблемы финансовой политики России.
Низкий уровень сбора налогов - это не только сокрытие выручки налогоплательщиками, но и фактическое создание механизма ухода от уплаты налогов через недостатки, заложенные в правовых актах, а главное - постоянное сужение налогооблагаемой базы в результате сокращения реального ВВП. Пока главная производительная сила общества - экономически активный человек - не имеет возможности для своего нормального расширенного воспроизводства, удовлетворения социальных потребностей, образуется "порочный круг": нет доходов, нет спроса на продукцию, нет развития производства, нет инвестиций, нет накоплений, растет импорт, растут долги, неплатежи, процентные ставки, спекулятивные сделки, падает национальная валюта, сокращается уровень жизни, увеличивается зависимость от иностранного капитала.
Возможности сокращения расходов федерального бюджета практически исчерпаны. Речь в настоящее время может идти лишь об оптимизации структуры расходных статей. Отдельно следует сказать о расходах на обслуживание государственного долга. Необходимо решить вопрос о реструктуризации государственного долга и установлении верхней границы доходности по государственным заимствованиям. Финансирование бюджетного дефицита за счет эмиссии государственных ценных бумаг с низкой бюджетной эффективностью приводит к потере управляемости государственным долгом [17, c.367].
Дальнейшие пути развития общества предполагают либо движение к сужению функций государства в области экономической и социальной политики, углублению регионального сепаратизма, либо к укреплению основ государственности на федеративной основе с четко очерченными геополитическими функциями в области интеграционных процессов.
Стратегический курс в сфере государственных финансов - это, прежде всего, реальный бюджет. А это означает, что до тех пор, пока экономика не "встанет на ноги" путем возрождения производства, у государства нет оснований для популистских заявлений относительно возможностей решения социально-экономических проблем за счет централизованного общегосударственного фонда финансовых ресурсов.
Сокращение государственного сектора экономики и увеличение частной собственности в ключевых отраслях, включая естественные монополии, не привело к увеличению доходной базы государственного бюджета, росту объемов производства.
Для формирования доходной базы бюджетов всех уровней особое значение имеет проблема их кассового исполнения. В процессе управления финансовыми потоками государства возникают временные кассовые разрывы. Минимизация остатков на отдельных бюджетных счетах возможна лишь с переходом к единому счету Федерального казначейства, что обеспечит централизацию всех средств бюджета.
Таким образом, важно проводить согласованную финансовую, денежно-кредитную и социально-экономическую политику, направленную на интересы широких слоев населения, создающих национальное богатство и обладающих огромным интеллектуальным потенциалом. Преодоление финансового кризиса находится в плоскости макроэкономической стабилизации на базе оживления, развития реального сектора экономики, приводящего к расширению налогооблагаемой базы, и укрепления геополитических и стратегических позиций России.
3.2 Пути развития финансовой политики государства
Основная задача долгосрочного бюджетного планирования состоит в увязке проводимой бюджетной политики с задачами по созданию долгосрочного устойчивого роста экономики и повышению уровня и качества жизни населения.
Рассмотрим пути решения проблем финансовой политики.
Сбалансированность бюджетов и внебюджетных фондов может быть достигнута за счет увеличения сбора налогов и сокращения расходов, расширения эмиссионных и не эмиссионных источников финансирования бюджетного дефицита.
Увеличение сбора налогов достигается путем расширения налогооблагаемой базы, сокращения просроченной задолженности, усиления финансового контроля, изменения порядка зачисления платежей по уровням бюджетной системы, введения государственной монополии на производство алкогольной продукции. Особую роль играет изменение налогового законодательства.
Для решения проблемы построения реального бюджета необходимо создать все условия, чтобы накопления, активы, созданные в России, работали в ее интересах, как это делается в странах с развитой рыночной экономикой. В этом важнейшая задача всех ветвей власти, предпринимателей, населения.