Файл: Финансовая политика и ее реализация в РФ (Оценка финансовой политики в 2018-2019гг).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 161
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы финансовой политики и ее задачи
1.1 Понятие, цели и принципы финансовой политики государства
1.2 Классификация видов финансовой политики
1.3 Финансовая стратегия и финансовая тактика
Глава 2. Анализ финансовой политики рф в современных условиях
2.1 Особенности финансовой политики в России
2.2 Оценка финансовой политики в России в 2018-2019 гг
2.3 Основные направления финансовой политики России на 2019 год
Глава 3. Проблемы и пути развития финансовой политики государства
3.1 Проблемы финансовой политики РФ на современном этапе
Расширение совокупного предложения в современных условиях может обеспечить только инвестиционное финансирование за счет внутренних и внешних заимствований, сбережений средних слоев населения, а также лиц, получающих высокие и сверхвысокие доходы, средств нерезидентов.
Большое значение имеет стабилизация валютного курса рубля. Целесообразно обратить внимание на проблему перевода валютных корреспондентских счетов НОСТРО российских коммерческих банков в Центральный банк РФ. Это позволило бы не только увеличить денежную базу и расширить денежную массу в обращении, но и поставить надежный заслон на пути незаконного вывоза капитала, сделать более реалистичным валютный курс рубля. Необходим комплекс мер по ограничению спекуляции на валютном рынке. Например, проводимая в последние годы денежно-кредитная политика "подталкивает" и вынуждает население к использованию иностранной валюты в качестве основной формы сбережений в целях снижения инфляционного риска. Это негативно влияет на валютный курс рубля, искажая реальное соотношение рубля и доллара по паритету покупательной способности. Такие вложения носят в основном спекулятивный характер и напрямую зависят от макроэкономических показателей. Выход из создавшейся ситуации выглядит так: государство создает предпосылки для конвертации иностранной валюты, принадлежащей физическим лицам и хранящейся вне банковской системы, в рублевые активы, для привлечения средств на счета коммерческих банков, для гарантирования сохранности вкладов и их индексации. Одновременно в основу денежно-кредитной политики оно закладывает регулирование процентных ставок [14, c.96].
Необходимо повысить персональную ответственность представителей государства в органах управления корпораций, доля акций которых принадлежит государству, за эффективное использование активов, налаживание кооперационных связей и создание условий для привлечения инвестиций. Соответствующие положения должны быть предусмотрены в контрактах, заключаемых с представителями государства. Следует обеспечить поступление в бюджет дивидендов, арендной платы от использования государственного имущества. Для этого целесообразно активизировать работу Центрального фонда хранения и обработки информации фондового рынка - Центрального депозитария и единой национальной депозитарной системы, сформировать систему доверительного управления государственными пакетами акций и другой собственностью, создать полный реестр объектов недвижимости, включая незавершенное строительство на федеральном и региональном уровнях, обеспечить подтверждение прав РФ на зарубежную собственность и повышение эффективности ее использования.
Целесообразно соответствующими правовыми актами Правительства РФ решить вопрос по счетам Государственного таможенного комитета РФ и государственных внебюджетных фондов, средства которых остаются в распоряжении коммерческих банков на достаточно длительное время. Эти ресурсы могли бы эффективно использоваться на покрытие временных кассовых разрывов бюджета. В целом казначейская система требует серьезного реформирования и придания ей самостоятельного статуса по аналогии с имеющимся зарубежным опытом в целях укрепления финансовой дисциплины и разведения процессов составления, утверждения и исполнения бюджета, которые в настоящее время сконцентрированы в Минфине РФ.
Необходима ориентация финансовой и денежно-кредитной политики России на ее геополитические интересы. А они, прежде всего, находятся в пределах стран СНГ. Ориентация государств СНГ на использование во взаимных расчетах доллара США, привлечение крупных внешних займов, существенно увеличивающих нагрузки на бюджеты, вызывает сложности с погашением задолженности, обеспечением сбалансированности платежных балансов [22, c.185].
Один из наиболее перспективных подходов к повышению эффективности бюджетного сектора связан с реформированием системы оплаты труда в государственном секторе. При этом речь идет не о простом увеличении заработной платы работников. Задача состоит в создании механизмов, обеспечивающих, во-первых, постоянное приспособление уровня заработной платы работников к условиям на рынке труда, и во-вторых, оказывающих серьезное стимулирующее воздействие на производительность труда в бюджетном секторе.
Принимая во внимание состав бедных домохозяйств, для ослабления социального неравенства необходимо разработать программу, направленную на повышение качества жизни социально-незащищенных категорий граждан (инвалидов, многодетных, неполных семей, пенсионеров и т.д.). Значительная часть российских бедных сконцентрирована у черты бедности, и только для десятой их части бедность означает практически отсутствие средств к существованию.
Таким образом, для решения вышеперечисленных проблем необходимо: обеспечить сбалансированность бюджетов и их утверждение на базе реального прогноза макроэкономических показателей; реализовать комплекс мер по расширению налогооблагаемой базы; установить верхние границы доходности по государственным заимствованиям, расширить операции Банка России на открытом рынке; стабилизировать валютный курс рубля через усиление контроля со стороны Банка России за валютными счетами и операциями коммерческих банков, создание предпосылок для конвертации наличной иностранной валюты физическими лицами в рублевые активы; сформировать систему доверительного управления государственной собственностью в России и за рубежом; реформировать систему казначейского исполнения бюджета, обеспечив ее прозрачность, повысив статус, расширив сферу применения; ориентировать денежно-кредитную политику на регулирование процентных ставок.
Заключение
На основании проделанной работы можно сделать следующие выводы.
Государственная финансовая политика представляет собой часть социально-экономической политики государства по обеспечению сбалансированного роста финансовых ресурсов во всех звеньях финансовой системы страны. Цель финансовой политики проявляется в выполнении конкретных стратегических задач и решении тактических вопросов использования функционального предназначения финансов.
Исходя из задач, поставленных перед финансовой политикой, выделяют политику экономического роста, политику стабилизации и политику ограничения деловой активности.
Финансовая стратегия - долговременный план. Финансовая тактика направлена на решение задач конкретного этапа развития общества, отличающаяся гибкостью, динамичностью, и обычно задачи финансовой тактики ограничены годом или несколько большим промежутком времени. Финансовая стратегия и тактика должны быть взаимосвязаны, но тактика подчиняется стратегии.
Финансовая политика в 2018-2019 гг. была направлена оптимизацию бюджетной и налоговой политики, повышение качества и уровня жизни населения, оптимизацию бюджетных расходов.
Приоритетом бюджетной политики в 2018-2019 гг. стало сокращение бюджетного дефицита, приближение к сбалансированному бездефицитному бюджету за счет повышения налогов и оптимизации расходов, а также пополнение бюджетных фондов (Резервного фонда и Фонда национального благосостояния).
В трехлетней перспективе 2018-2019 годов приоритеты Правительства Российской Федерации в области налоговой политики остались такими же, как и ранее - создание эффективной и стабильной налоговой системы, обеспечивающей бюджетную устойчивость в среднесрочной и долгосрочной перспективе.
Основным направлением современной финансовой политики является финансовая стабилизация государственного бюджета. Финансирование дефицита федерального бюджета будет осуществляться преимущественно за счет внутренних государственных заимствований и средств, поступающих от приватизации федеральной собственности.
Главными проблемами финансовой политики России являются: несбалансированность бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов; несовершенство налоговой системы; низкие показатели инвестиционного финансирования; отсутствие единства денежно-кредитной и финансовой политики; нестабильность валютного курса рубля; неэффективное использование государственной собственности.
Таким образом, для стабилизации экономики и финансовой системы необходимо: обеспечить сбалансированность бюджетов и их утверждение на базе реального прогноза макроэкономических показателей; реализовать комплекс мер по расширению налогооблагаемой базы; установить верхние границы доходности по государственным заимствованиям, расширить операции Банка России на открытом рынке; стабилизировать валютный курс рубля через усиление контроля со стороны Банка России за валютными счетами и операциями коммерческих банков, создание предпосылок для конвертации наличной иностранной валюты физическими лицами в рублевые активы; сформировать систему доверительного управления государственной собственностью в России и за рубежом; реформировать систему казначейского исполнения бюджета, обеспечив ее прозрачность, повысив статус, расширив сферу применения; ориентировать денежно-кредитную политику на регулирование процентных ставок.
Список использованной литературы
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации [Текст]. - М.: Проспект, КноРус, 2017. - 272 с.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации [Текст]. - Части 1 и 2 по состоянию на 05.03.19 г. - М.: Изд-во Проспект, 2019. - 688 с.
3. Федеральный Закон "О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов" [Текст]. - М.: Юридическая литература, 2017. - 81 с.
4. Бюджетное послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации "О бюджетной политике на 2008-20гг." [Текст]. - М.: Юридическая литература, 2011. - 36 с.
5. Распределение бюджетных ассигнований на реализацию долгосрочных (федеральных) целевых программ на 2018 год [Текст]. - М.: Экономическая литература, 2017. - 45 с.
6. Бабич, А.М. Государственные и муниципальные финансы [Текст]: Учебник для вузов / А.М. Бабич, Л.М. Павлова. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 2016. - 353 с.
7. Балтина, А.М. Финансовые системы зарубежных стран [Текст]: Учебное пособие / А.М. Балтина. - М.: Финансы и статистика, 2015. - 300 с.
8. Брайчева, Т.В. Государственные финансы [Текст] / Т.В. Брайчева. - СПб.: Питер, 2017. - 288 с.
9. Вахрин, П.И. Бюджетная система Российской Федерации [Текст]: Учебник. - 2-е изд., испр. и доп. / П.И. Вахрин. - М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и Ко", 2016. - 201 с.
10. Годин, А.М. Бюджетная система Российской Федерации [Текст]: Учебник / А.М. Годин. - М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и Ко", 2015. - 620 с.
11. Горегяд, В.Б. Перспективы и тенденции развития бюджетной системы Российской Федерации [Текст] / В.Б. Горегляд. - М.: Изд-во РАГС, 2015. - 402 с.
12. Грачева, Е.Ю. Финансовое право [Текст]: Учебное пособие / Е.Ю. Грачева, Э.Д. Соколова. - М.: Юристъ, 2014. - 417 с.
13. Дробозина, Л.А. Финансы. Денежное обращение. Кредит [Текст]: учебник для вузов / Л.А. Дробозина. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 2014. - 501 с.
14. Дробозина, Л.А. Финансы. Денежное обращение. Кредит [Текст]: Учебник для вузов / Л.А. Дробозина, Л.П. Окунева, Л.Д. Андросонова. - М.: ЮНИТИ, 2018. - 143 с.
15. Ермасова, И.Б. Государственные и муниципальные финансы: теория и практика в России и зарубежных странах [Текст]: Учеб. Пособие / И.Б. Ермасова. - М.: Высшее образование, 2016. - 516 с.
16. Ковалев, В.В. Финансы [Текст]: Учебник - 2е изд., перераб. и доп. / В.В. Ковалев. - М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2016. - 196 с.
17. Ковалева, А.М. Финансы и кредит [Текст]: Учебное пособие / А.М. Ковалева. - М.: Финансы и статистика, 2016. - 483 с.
18. Подъяблонская, Л.М. Финансы. Денежное обращение. Кредит [Текст]: Учебное пособие / Л.М. Подъяблонская. - М.: Финансы и статистика, 2018. - 450 с.
19. Поляк, Г.Б. Бюджетная система России [Текст]: Учебник для вузов / Г.Б. Поляк. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2016. - 210 с.
20. Пономарев, А.И. Налоги и налогообложение в Российской Федерации [Текст] / А.И. Пономарев. - Ростов н/Д: "Феникс", 2017. - 352 с.
21. Родионова, В.М. Финансы [Текст] / В.М. Родионова, Ю.Я. Вавилов, Л.И. Гончаренко. - М.: Финансы и статистика, 2017. - 305 с.
22. Романовский, М.В. Финансы [Текст]: Учебник для вузов / М.В. Романовский, О.В. Врублевская. - М.: Юрайт-М, 2015. - 317 с.
23. Сенчагов, В.К. Финансы, денежное обращение и кредит [Текст]: Учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. / В.К. Сенчагов, А.И. Архипов. - М.: ТК Велби, издательство Проспект, 2018. - 710 с.
24. Соколова, О.В. Финансы, деньги, кредит [Текст]: Учебник / О.В. Соколова. - М.: Юристъ, 2015. - 213 с.
25. Чернов, Е.Г. Финансы, деньги, кредит [Текст]: Учеб. пособие / Е.Г. Чернов, В.В. Иванов. - М.: ТК Велби, 2017. - 137 с.
26. Чернова, Е.В. Управление прибылью [Текст] / Е.В. Чернова //
Финансы и кредит. - 2017. - №3. - С.1518.
27. Широков, С.П. Механизм формирования прибыли [Текст]: / С.П. Широков // Финансы и статистика. - 2016. - №9. - С.3339.
28. Шмелев, П.И. Распределение прибыли предприятия [Текст]: / П.И. Шмелев // Финансы и статистика. - 2017. - №4. - С.1216.
Приложения
Приложение 1
Рисунок 1 Структура финансовой политики
Финансовая политика
виды
- политика экономического роста;
- политика стабилизации;