Файл: «Мотивация и её теории».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 97

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

На данный момент одним их главных потребностей работодателей является эффективное управление персоналом. Сотрудники организации, их знания, навыки и опыт, едва ли не самый главный клад для работодателя они повышают эффективность и снижают издержки организации. Оплаты труда на основе компетентности персонала, качества выполнения сотрудниками задач, необходимы для улучшения организации на случай высокой конкуренции, а также если наступит кризис. От того, насколько эффективным и согласованным будет труд сотрудников, зависит весь путь организации. Задача менеджеров состоит в том, чтобы максимально использовать возможности персонала. А прийти к этому можно только если работники сами заинтересованы в результатах труда. Для этого необходимо человека как-то мотивировать, сподвигнуть к действиям.

Для таких целей есть специальный раздел «мотивационный менеджмент». И если мотивация – это совокупность факторов, побуждающих поведение человека, то мотивационный менеджмент – это мотивация как действие, а точнее как процесс. Истинные мотивы – это то, что есть внутри самого работника, то из-за чего он работает ,то что служит ему маяком. Суть мотивационного менеджмента заключается в том, чтобы активировать именно эти мотивы, которые уже есть у этих людей. Нам может казаться, что есть и такие методы, которые универсальны для всех, так скажем уже общепринятые. Например, сделаем какую-то часть вознаграждения переменной, зависящей от сотрудника, - и пробудятся в человеке важные мотивы, которые повышают его деятельность. Но на самом деле это является очагом азарта в одних и тревоги в других. И далеко не факт, что азарт будет повышать эффективность деятельности, а если и будет но на небольшой промежуток времени. К каждому человеку, которого мы пытаемся мотивировать, нужно подобрать тот метод который будет мотивировать именно его. Первая заповедь мотивационного менеджмента – успешное мотивирование должно быть индивидуальным. А следует, что в мотивационном менеджменте куда больше не воздействия, а исследования: если хочешь мотивировать правильно и эффективно – сначала исследуй того, с кем собираешься работать, и мотивируй точно в цель. Для кого-то ведущим окажется мотив честолюбия, для другого – независимости, для третьего – мотив познания и причастности к коллективу.

На сегодняшний день имеется большое количество способов воздействия на мотивацию любого человека.

При всей широте методов, с помощью которых можно мотивировать работников, руководитель компании должен сам выбирать, каким образом стимулировать каждого работника для выполнения главной задачи – выживания фирмы в жестокой конкурентной борьбе и в условиях кризиса.


1. Введение в мотивацию

1.1 Понятие и смысл мотива и мотивации


Мотивация (от lat. «movere») – импульс к действию, динамический процесс физиологического и психологического плана, управляющий поведением человека, решающий его направленность, организованность, активность и устойчивость; умение человека деятельно удовлетворять свои потребности. Мотивация имеет под собой интеллектуальную основу, эмоции только отдельно действуют на целый процесс. 
Мотив (от lat. «moveo» - двигаю) – это материальный либо лучший предмет, достижение которого выступает смыслом его деятельности. Мотив представлен субъекту в виде специфических переживаний, характеризующихся либо положительными эмоциями от ожидания и желания достижения данного предмета, либо отрицательными, связанными с неполнотой настоящего положения. Для осознания мотива требуется внутренняя работа. Впервые термин «мотивация» употребил в своей статье А. Шопенгауэр. Теперь этот термин понимается всеми учеными по-своему. Мотивация по В.К. Вилюнасу это совокупная система процессов, отвечающих за побуждение и деятельность. А К.К. Платонов считает, что мотивация, как психологическое явление, есть совокупность мотивов. 
Мотив – одно из ключевых понятий психологической теории деятельности, разрабатывавшейся ведущими советскими психологами А.Н. Леонтьевым и С.Н. Рубинштейном. Наиболее простое определение мотива в рамках этой теории: «Мотив - это опредмеченная потребность». Мотив зачастую путают с потребностью и целью, всетаки потребность – это, по сути, неосознаваемое желание устранить дискомфорт, а цель – результат сознательного целеполагания. Скажем: жажда – это потребность, желание утолить жажду – это мотив, а бутылка с водой к которой личность тянется – это цель. 
Существует несколько видов мотиваций.

Виды мотиваций:

* внешняя мотивация (экстринсивная) – мотивация, не связанная с содержанием определенной деятельности, однако обусловленная внешними по положению к субъекту обстоятельствами;

* внутренняя мотивация (интринсивная) – мотивация, связанная не с внешними обстоятельствами, а с самим содержанием деятельности;

* положительная и отрицательная мотивации – основанные для положительных и отрицательных стимулах;


* устойчивая и неустойчивая мотивации.

Устойчивой считается мотивация, которая основана на нуждах человека, так как она не требует дополнительного подкрепления.

Также ради нормального построения модели мотивационного менеджмента нужно ознакомиться и изучить некоторые типы мотиваций.

Мотив самоутверждения – стремление утвердить себя в социуме; связан с чувством собственного достоинства, честолюбием, самолюбием. Личность старается доказать окружающим, что он чего-то стоит, стремится получить определенный возвышенный статус в обществе, хочет, чтобы его уважали и ценили. Порой стремление к самоутверждению относят к мотивации престижа (стремление получить либо поддержать возвышенный социальный статус). Таким образом, стремление к самоутверждению, к повышению своего мнимого и неформального статуса, к положительной оценке своей личности — главный мотивационный фактор, который побуждает человека активно работать и развиваться.

Мотив идентификации с другим человеком – стремление быть похожим на героя, кумира, влиятельную личность (отца, преподавателя и т. п.). Этот мотив подталкивает трудиться и развиваться. Он является преимущественно актуальным для подростков, которые стараются копировать поведение других людей. Стремление походить на кумира — важный мотив поведения, под воздействием которого индивид развивается и совершенствуется. Идентификация с другим человеком приводит к добавлению энергетического потенциала индивида за счет условного «заимствования» энергии у кумира (объекта идентификации): появляются силы, вдохновение, стремление трудиться и делать так, как совершал это герой (кумир, отец и др.). Идентифицируясь с героем, личность становится лучше. Наличие идеала, кумира, с которым стремились бы равнять себя люди и кого старались бы повторять, у кого бы учились жить, трудиться, и подавать себя — веское условие эффективного процесса социализации.

Мотив власти — стремление индивида воздействовать на людей. Мотивация власти (потребность во власти) является одной из самых основных движущих сил человеческих действий. Это стремление занять руководящую позицию в коллективе, старание управлять людьми, определять и регламентировать их действия. Мотив власти занимает одно и важнейших место в иерархии мотивов. Действия некоторых людей (предположим, лидеров разных рангов) побуждаются мотивом власти. Стремление являться выше над другими людьми и руководить ими — это мотив, который побуждает их в процессе деятельности преодолевать трудности и прилагать громадные усилия. Личность много работает не для саморазвития либо удовлетворения своих познавательных потребностей, а для того, чтобы получить влияние на отдельных людей или коллектив. Менеджера к работе может побуждать не желание принести выгоду обществу либо отдельному коллективу, не ощущение ответственности, то есть не социальные мотивы, а мотив власти. В таком случае все его действия направлены на достижение либо удержание власти и составляют угрозу, словно для дела, так и ради структуры, которую он возглавляет.


Процессуально-содержательные мотивы — побуждение к активности процессом и содержанием деятельности, а не внешними факторами. Людям нравится исполнять эту деятельность, проявлять свою интеллектуальную либо физическую активность. Его волнует суть того, чем он занимается. Действие других социальных и личностных мотивов (власти, самоутверждения и др.) может увеличивать мотивацию, однако они не имеют конкретного отношения к содержанию и процессу деятельности, а являются лишь внешними по отношению к ней, следовательно эти мотивы зовут внешними, либо экстринсивными. В случае же действия процессуально-содержательных мотивов человеку нравятся и побуждают к активности процесс и суть определенной деятельности. Предположим, персона занимается спортом, потому что ему просто нравится проявлять свою физическую и интеллектуальную активность (смекалка и нестандартность действий в спорте также являются главными факторами успеха). Индивида толкают заниматься спортом процессуально-содержательные мотивы в том случае, если вызывают удовлетворение действие и суть игры, а не факторы, которые не связаны со спортивной деятельностью (деньги, самоутверждение, власть и т. п.). Смысл деятельности во время актуализации процессуально-содержательных мотивов заключается в самой деятельности (процесс и содержание деятельности являются тем фактором, который побуждает человека проявлять физическую и интеллектуальную активность).

Экстринсивные (внешние) мотивы — подобная категория мотивов, когда побуждающие обстоятельства лежат за пределами деятельности. В случае действия экстринсивных мотивов к деятельности стимулируют не содержание, не процесс деятельности, а факторы, которые напрямую с ней никак не объединены (к примеру, престиж либо материальные факторы). Проанализируем определенные разновидности экстринсивных мотивов:

  • мотив долга а также ответственности перед окружением, командой, отдельными людьми;
  • мотивы самоопределения а также самоусовершенствования;
  • стремление обрести одобрение прочих людей;
  • стремление приобрести высокий социальный статус (престижная мотивация). При нехватке заинтересованности к деятельности (процессуально-содержательная мотивация) существует стремление к тем внешним атрибутам, которые способена принести деятельность, — к хорошим оценкам, к получению диплома, к популярности в будущем;
  • мотивы избегания проблем а также наказания (негативная мотивация) — побуждения, вызывающиеся пониманием определенных проблем, неудобств, которые имеют все шансы возникнуть в случае невыполнения деятельности.

В Случае Если в ходе деятельности экстринсивные мотивы никак не будут подкреплены процессуально-содержательными, в таком случае есть заинтересованностью к содержанию и ходу деятельности, в таком случае они никак не гарантируют наибольшего эффекта. В случае действия экстринсивных мотивов привлекательна никак не деятельность сама по себе, а только лишь то, что объединено с ней (к примеру, престиж, слава, материальное благосостояние), а данного зачастую мало с целью побуждения к деятельности.

Мотив саморазвития – стремление к саморазвитию, самосовершенствованию. Это значимый мотив, который стимулирует индивидуума много функционировать а также совершенствоваться. Согласно мнению Абрахама Маслоу, данное желание к абсолютной реализации собственных возможностей и стремление чувствовать собственную компетентность. Как правило, с целью движения вперед постоянно нужна определенная решимость. Личность нередко держится за далекое прошлое, за собственные успехи, спокойствие и стабильность. Боязнь риска а также опасность лишиться всего без исключения ограничивают его на пути саморазвития. Таким образом, личность зачастую как будто бы «разрывается среди стремлением к движению вперед и стремлением к самосохранению и безопасности». С одной стороны, он стремится к чему-то новому, но со второй — опасение перед угрозой и чем-то незнакомым, желание исключить риск ограничивают его движение вперед. Маслоу утверждал, то что развитие совершается в то время, когда последующий шаг вперед объективно дает больше радостей, больше внутреннего удовлетворения, нежели прошлые приобретения а также победы, которые стали чем-то простым и даже приелись. Саморазвитие, движение вперед зачастую сопровождаются внутриличностным конфликтом, однако никак не являются насилием над собою. Движение на будущее время — это предвкушение, предчувствие новых приятных чувств и впечатлений. Когда получается актуализировать у лица мотив саморазвития, повышается сила его мотивации к делу. Талантливые тренеры, педагоги, менеджеры могут использовать мотив саморазвития, указывая собственным ученикам (спортсменам, подчиненным) на вероятность совершенствоваться и улучшаться.

Мотив достижения — желание достигнуть значительных результатов и профессионализма в деятельности; оно выражается в подборе трудных задач и стремлении их осуществить. Достижения в каждой работе зависят не только лишь от способностей, умений, запаса знаний, но и от мотивации достижения. Личность с значительным уровнем мотивации достижения, устремляясь приобрести значимые результаты, упорно трудится ради достижения установленных целей.