Файл: Трудовая мотивация и адаптационный потенциал сотрудников организаций.pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 287
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Теоретические основы исследования мотивационной сферы личности
1.1 Различные подходы к интерпретации мотивов как движущих сил человеческой деятельности
1.2 Виды мотивов и их особенности
1.3 Мотивация к профессиональной деятельности
Глава 2 Экспериментальное исследование мотивации персонала
2.3 Анализ результатов исследования
2.4 Рекомендации по коррекции внутренней мотивации у сотрудников на этапе адаптации к новой работе
ВВЕДЕНИЕ
Сегодня для эффективной деятельности организации требуются ответственные и инициативные работники, высоко организованные и стремящиеся к трудовой самореализации личности. Только те люди, которые осознают смысл своей деятельности, и стремятся к достижению целей организации, могут рассчитывать на получение высоких результатов.
Каждая организация имеет свои цели и задачи, центральные среди которых – выпуск продукции, производство материальных и духовных благ, оказание услуг. В соответствии с ними в организации складываются свои социальные ценности и нормы.
Новый сотрудник обычно оценивает компанию, в которой ему придется работать, в первые часы выхода на новую работу, в соответствии с этим формируется его внутренняя мотивация, которая влияет на поведение работника и на процесс его адаптации в целом. Адаптация будет тем успешнее, чем в большей степени нормы и ценности коллектива принимаются новым работником, чем лучше и скорее он принимает, усваивает свои социальные роли. чем больше предприятие отвечает запросам и требованиям работника (О.С.Виханский, А.И.Наумов, В. М. Шепель и др.).
Мотивация сотрудников на этапе адаптации занимает одно из центральных мест в управлении персоналом, поскольку она выступает непосредственной причиной их поведения. Ориентация работников на достижение целей организации на этапе их вхождения в новую рабочую среду по существу является главной задачей руководства персоналом. В современной психологической литературе встречается великое множество различных теорий и методов формирования мотивации новых сотрудников, но не учитывается их внутренняя мотивация, которая формируется в первые моменты работы в организации. Не учитывается, что, поступая на предприятие, человек имеет определенные цели, потребности, ценности, нормы, установки поведения. В соответствии с ними работник и предъявляет требования к организации: к условиям труда, его оплате, содержанию, возможностям роста, к социальной среде.
Актуальность работы в том, что в литературе в настоящее время вопрос внутренней мотивации человека в период его адаптации к новому рабочему месту практически не изучен. Исследований, глубоко изучающих эту проблему на данный момент не существует, есть лишь работы касающиеся проблемы или вскользь упоминающие о ней.
В связи с актуальностью определена цель курсовой работы, которая заключается в исследовании особенностей мотивации персонала на этапе адаптации.
Предмет: особенности мотивации на этапе адаптации.
Объект: персонал на этапе адаптации к новому рабочему месту.
Гипотеза: предположим, что существует некоторое своеобразие мотивации персонала на этапе адаптации к новой работе, которое выражается в стремлении к установлению социальных контактов и высоком уровне мотивации достижения.
Задачи:
- Рассмотреть различные подходы к интерпретации мотивов как движущих сил человеческой деятельности.
- Проанализировать виды мотивов и их особенности.
- Изучить мотивацию к профессиональной деятельности.
- Провести диагностику мотивации персонала в период адаптации
- Выявить особенности мотивации, характерные для периода адаптации
- Разработать рекомендации по повышению мотивации к труду для персонала в период адаптации
Методы исследования: теоретический анализ литературы, тестирование, математическая обработка результатов.
Методики исследования:
1. Измерение мотивации достижения (А. Мехрабиан);
2. Шкала оценки мотивации одобрения;
3. Опросник терминальных ценностей Сенин И.Г.
4. Ориентационная анкета направленности личности (Б. Басс)
Глава 1 Теоретические основы исследования мотивационной сферы личности
1.1 Различные подходы к интерпретации мотивов как движущих сил человеческой деятельности
Существуют различные подходы к интерпретации мотивов и мотивационного процесса.
Асеев В.Г. приводит понятийный аппарат мотивации в виде следующих структурных элементов: мотивация, мотив, мотивационное пространство, мотивационный процесс.
Мотивация и мотивационный процесс являются идентичными понятиями [1]. Однако Вилюнас В.К. соотносит мотивацию в большей степени с мотивационным пространством, говоря о ней как о совокупности мотивов [13].
При таких различных подходах к интерпретации мотивационного процесса, мотивационного пространства и непосредственно мотивации трудно прийти к единому определению данных структур понятийной системы мотивации как проблемы психологии. Но следует определить мотив как элементарное понятие системы мотивации. Мотив – это движущая сила определенного действия, направленного на достижение результата.
Мотив (лат. moveo - «двигаю») - это обобщенный образ (видение) материальных или идеальных предметов, представляющих ценность для человека, определяющий направление его деятельности, достижение которых выступает смыслом деятельности. Мотив представлен субъекту в виде специфических переживаний, характеризующихся либо положительными эмоциями от ожидания достижения данных предметов, либо отрицательными, вызванными неполнотой настоящего положения. Для осознания мотива требуется внутренняя работа. Впервые термин «мотивация» употребил в своей статье А. Шопенгауэр.
Вайсман Р.С. определяет мотив как побуждение к действию, прошедшее этап внутреннего переосмысления и самоанализа [8].
Ильин Е.П. рассматривает мотив как ценностный ориентир, обуславливающий деятельность, поведение, действие, поступок, то есть любое проявление человеческой психики. Само по себе желание совершить какой-нибудь поступок не является мотивом и существует на уровне потребности. Мотив выступает в качестве активатора действия, приводящего к определенному результату, обозначенному целеполаганием [2].
Мерлин В.С. детерминирует мотив как важный элемент личностно-потребностной сферы индивида в ее функциональном проявлении [4].
Мотив, по мнению Имедадзе И.В., сближается с потребностью в том контексте, когда речь идет об этих структурных компонентах потребностной сферы личности как о движущих силах, побуждающих к определенной деятельности. Однако важное отличие мотива от потребности в том, что мотив – это результат осознанного подхода к побуждению; если бы все потребности приводили к конкретным действиям, то в системе действий обозначился бы некоторый хаос, существовала бы неопределенность. Осознанная потребность становится мотивом и направляет индивида на определенные действия [2].
Маслоу А. считает, что любое действие человека мотивировано. Кажущееся отсутствие мотивации к определенным действиям следует объяснять скрытыми мотивами, которые часто обуславливают нежелательные (для социума или индивида) действия или поведение.
Также данный исследователь приводит систему потребностей человека, состоящую из семи структурных уровней, расположенных в порядке увеличения значимости:
1. Физиологические потребности.
2. Потребность в безопасности.
3. Потребность в любви, в собственной значимости, в необходимости для кого-нибудь.
4. Потребность к уважению.
5. Потребность к познанию.
6. Потребность эстетического плана.
7. Потребность в самоактуализации [4].
Первые три потребности имманентны природе любого живого существа. Правда, третья потребность у животных, например, выражена не столь ярко и проявляется в слабых стремлениях к социализации, к социальному поведению. Человеку присущи все семь потребностей. Однако степень выраженности этих потребностей зависит от возрастных и психических особенностей человека.
Ковалев В.И. отдельно рассматривает мотивы, побуждающие человека к определенной деятельности. Исследователь считает, что в основе любой деятельности человека лежит развитие (личностное, физической, профессиональное, психическое, умственное). Человек только тогда осуществляет деятельность, когда видит в этом процессе результат перехода на качественно иной уровень развития. Мотивы, обуславливающие деятельность, по сути своей являются развивающими мотивами [14].
Мотивация выступает в психологической науке, с одной стороны, как процесс, отражающий переход от потребности к действию, а с другой, - как система мотивов.
В основе проявления мотивации лежит мотивационный процесс, который формирует мотивационное пространство личности. Мотивационное пространство не ограничивается совокупностью потребностей, а включает также их преобразованные формы – мотивы. Мотивационное пространство формируется именно за счет мотивов и характеризует потребностную и ценностно-смысловую стороны жизни человека.
Формирование мотивации – это сложный процесс, включающий в себя не только процесс зарождения мотивов, но и их дальнейшее преобразование в действие на уровне формирования устремлений и установок, побуждающих к действиям.
Для осуществления деятельности одних потребностей и желаний недостаточно, необходимо наличие мотивов, которые формируются под воздействием многих факторов: особенности личностного развития человека, специфики его социального окружения, воспитательной среды, влияния социализирующих объектов.
Крупный исследователь процессов мотивации Леонтьев А.Н., рассматривавший мотив как опредмеченную потребность, привел схему порождения мотива и его дальнейшей трансформации.
Рисунок 1. Эволюция мотива по Леонтьеву А.Н.
Как видно из этой схемы, мотив является лишь вторым компонентом целостного мотивационного процесса.
Применительно к деятельности данную схему можно интерпретировать следующим образом.
1. Возникают потребности индивида к развитию посредством осуществления определенной деятельности. На этой стадии раскрываются лишь целевые установки, не осуществляется поиск способов, путей и средств достижения цели. На этой стадии формируется лишь установка на достижение цели.
2. Зарождается мотив. Мотив – это уже определенный толчок к действию. Это уже не просто потребность, это – активированная, опредмеченная потребность, обеспечивающая деятельный механизм достижения поставленной цели. Данный этап является определяющим, это лимитирующая стадия всего мотивационного процесса. От характера этой стадии зависит отбор средств и методов достижения цели.
3. Сформированные мотивы диктуют отбор методов и средств достижения результата, который будет конечной целью осуществления действия (деятельности). На эмоциональном уровне мотив становится намерением, и на данном этапе характеризуется сильным действенным потенциалом.
Мотивы формируют определенные установки, которые направляют действие, придают ему определенный характер, оказывают влияние на выбор методов и средств для достижения цели определенной деятельности.
Однако, как считает Якобсон П.М., наличие самих мотивов еще не свидетельствует о формировании прочных мотивационных установок, которые приводят человека к конкретным действиям. Исследователь предлагает анализировать степень выраженности тех или иных мотивов, то есть реальный уровень мотивации, для оценки способности индивида к действию по достижению поставленной цели или решению определенной задачи. Степень выраженности мотивов определяется по тому, насколько данный мотив значим для индивида, то есть выявляется по уровню значимости. Если мотив характеризуется высокой степенью значимости для индивида, то вероятность достижения последним цели намного выше, чем, например, в случае низкой степени значимости мотива. Данная зависимость, по мнению исследователя, весьма продуктивно влияет на любую деятельность человека, а также определяет характер его поступков, действий [7].
Нюттен Ж. считает, что не всякие мотивы способны породить твердое намерение выполнить действие, несмотря на высокую степень выраженности данного мотива. Например, человек движим определенным мотивом осуществить какую-либо деятельность, однако существует множество препятствий на пути достижения цели. Эти препятствия – так называемые «внешние факторы», которые не способствуют развитию мотивации и повышению ее выраженности. К внешним факторам следует отнести только те факторы, которые действуют объективно (например, условия осуществления деятельности, отсутствие определенных средств к осуществлению деятельности). Формирование и влияние внешних факторов - это процесс, который не всегда зависит от человека. Что-то в окружающем мире он не может изменить. И в зависимости от степени выраженности мотивов, начинает работать механизм преобразующей деятельности, которая заключается в стремлении изменить или устранить внешние факторы, которые препятствуют процессу достижения цели. Чем сильнее выражена мотивация, тем выше стремление к продуктивному преобразованию действительности [17].