Файл: Спортивная федерация как объект управления (Политика Российской Федерации в области физической культуры и спорта).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 1310
Скачиваний: 8
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ В СПОРТЕ
1.1 Политика Российской Федерации в области физической культуры и спорта
1.2 Спортивный менеджмент: функции, принципы и методы
2. АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЦИЕЙ СПОРТИВНОЙ БОРЬБЫ МОСКВЫ
2.1 Краткая характеристика организации
2.2 Результаты деятельности Федерации спортивной борьбы г. Москвы
2.3 Совершенствование управления Федерации по спортивной борьбе г. Москвы
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы обусловлена тем, что первоочередная задача государства и органов управления физической культурой и спортом - это забота о человеке, о его здоровье, о предоставлении ему возможностей для активных занятий физической культурой и спортом.
В последние годы государство сформулировало масштабные цели в области физической культуры и спорта и сделало их одними из национальных приоритетов. Достижение этих целей в современных условиях является сложной социально-экономической задачей, требующей глубокого осмысления существующих подходов и имеющегося практического опыта.
Для развития физической культуры и спорта требуется правильное и эффективное управления как на федеральном, региональном, так и на муниципальном уровнях. Каждый субъект РФ разрабатывает и реализует региональные, межмуниципальные, муниципальные и отраслевые программы, создает областные и республиканские концепции и доктрины, формирует календари и планы спортивных и физкультурно-оздоровительных мероприятий, в которых предусматриваются и механизмы их реализации с участием органов государственной власти РФ, субъектов РФ, местного самоуправления и общественности, то есть при объединении усилий и ресурсов всех заинтересованных сторон и их взаимодействии возможно планомерное развитие физической культуры и спорта. Взаимодействие вступает основой развития физической культуры и спорта и затрагивает практически все процессы и явления, в том числе и социально-экономические. Поэтому изучение государственной и муниципальной политики в области физической культуры и спорта на примере Дмитровского района, а также разработка предложений по совершенствованию данной сферы управления приобретает особую актуальность.
Степень изученности. Целый ряд вопросов управления сферой физической культуры и спорта находятся в поле зрения специалистов, исследующих различные стороны управленческой деятельности. В настоящее время всесторонних перемен связка «здоровье и спорт» привлекло также внимание и работников государственного и муниципального управления. Физическую культуру и спорт как объект управления рассматривали М.И. Золотов, В.В. Кузин, С.С. Филиппов и другие.
Цель исследования есть анализ спортивной Федерации как объекта управления.
Задачами исследования является:
- проанализировать политику Российской Федерации в области физической культуры и спорта;
- изучить понятие спортивного менеджмента и его особенности;
- рассмотреть деятельность Федерации спортивной борьбы по Москве;
- рекомендовать предложения по улучшению организации проведения соревнований.
Объект исследования - Федерация спортивной борьбы по Москве.
Предмет исследования является выявления особенностей управления Федерацией.
Основой для написания послужили нормативно-законодательные акты РФ, а также научные труды отечественных авторов, использовались ресурсы всемирной сети Интернет, базы данных федерации по вольной борьбе России.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ В СПОРТЕ
1.1 Политика Российской Федерации в области физической культуры
и спорта
На сегодняшний день в нашей стране существует устоявшаяся система управления физкультурой и спортом, в рамках которой осуществляют свою работу федеральные, региональные и местные органы властные структуры. Сейчас происходит улучшение принципов взаимодействия с общественными спортивными организациями и федерациями. Решающую организационную функцию в этом процессе выполняет Совет при Президенте РФ по физической культуре и спорту.
Управление сферой физкультуры и спорта можно рассматривать с нескольких сторон.
Сначала стоит отметить, что в Российской Федерации существуют законодательные и исполнительные органы власти. Также в нашей стране существует территориально-административное деление на различные уровни органов управления: федеральный; региональный и муниципальный.
Рассматривая различные подходы к характеристике органов управления физической культурой и спортом, мы составили таблицу (Приложение 1), которая отражает данные подходы в систематизированном виде. Также заметим, что перед органами власти и общей компетенции стоит следующая задача: решить главные проблемы всех отраслей народно-хозяйственного комплекса страны[1].
Федеральный орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта - это Министерство спорта Российской Федерации. Данный орган управления характеризуется специальной компетенцией. Для эффективного решения вопросов развития данной сферы Министерство обладает определенными полномочиями. Данные положения изложены в законе «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», а также в Положении о Министерстве.
Минспорт России является федеральным органом исполнительной власти, кроме этого данная организация выполняет функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере физической культуры и спорта, а также по оказанию государственных услуг (включая предотвращение допинга в спорте и борьбу с ним) и управлению государственным имуществом в сфере физической культуры и спорта.
Здесь следует отметить, что с 1991 года по настоящее время наименование федерального органа управления отраслью, цели и задачи, его структура менялись 15 раз[2].
Органы государственного отраслевого управления действуют в целях развития физической культуры и спорта не только в рамках своих отраслей, но и во время решения межотраслевых вопросов. В число этих органов государственного управления входят следующие Министерства: образования и науки, здравоохранения, обороны, внутренних дел, культуры, Министерство по чрезвычайным ситуациям РФ, а также федеральные службы безопасности и охраны Российской федерации.
В России исторически сложилась такая система физической культуры, которая является совокупностью государственных и общественных организаций, осуществляющих деятельность в целях физического воспитания населения и развития спорта в стране. Среди субъектов физической культуры и спорта заметное место отводится спортивным федерациям как одному из видов общественных организаций физкультурно-спортивной направленности[3]. Спортивная федерация является общественной организацией, которая создается на основе членства и целями которой являются развитие одного или нескольких видов спорта, их пропаганда, организация, а также проведение спортивных мероприятий и подготовка спортсменов - членов спортивных сборных команд[4].
Одним из значимых социальных явлений в жизни современного общества является олимпийское движение. Значимость данного явления можно подтвердить федеральным законодательством. Именно в этом документе говорится, что олимпийское движение в нашей стране - это составная часть международного олимпийского движения.
Вся деятельность и работа Олимпийского комитета России (ОКР) базируется на принципах добровольности, равноправия, самоуправления и законности. ОКР не только возглавляет олимпийское движение в России, но и является представителем Российской Федерации на Олимпийских играх, юношеских Олимпийских играх и во всех спортивных комплексных соревнованиях, проводимых или патронируемых МОК.
Для того, чтобы координировать деятельность всех органов управления сферой физической культуры и спорта и эффективной реализации государственной политики в этой области, в 2002 году был организован Совет при Президенте Российской Федерации по развитию физической культуры и спорта. Данный Совет осуществляет взаимодействие между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, а также общественными и физкультурно-спортивными объединениями и организациями. Целью этого органа является рассмотрение вопросов о выработке и реализации государственной политики в области физкультуры и спорта, спорта высших достижений, а также подготовке и проведении Олимпийских и Паралимпийских игр, Всемирных универсиад, чемпионатов мира по различным видам спорта и участия в них российских спортсменов.
Рассмотренная нами система управления физической культурой и спортом представляет собой сложное образование, которое имеет свои специфические особенности.
Одной из главных задач каждого государства является повышение уровня и качества жизни населения. Но что же входит в эти понятия? Уровень жизни формируется на основе таких экономических факторов, как объем реальных доходов на душу населения и соответствующий объем потребления. Понятие «качество жизни» является более широким, оно включает в себя: состояние здоровья, продолжительность жизни, условия окружающей среды, питание, бытовой комфорт, социальное окружение, удовлетворение культурных и духовных потребностей, психологический комфорт. Все эти факторы неразрывно связаны между собой, и требуют постепенного развития. Но все же первый фактор является одним из ключевых, ведь здоровые и сильные граждане – это залог успеха для процветания страны во всех сферах жизни. Формирование здорового образа жизни, развитие физической культуры и спорта в обществе играют важную роль в повышении уровня состояния здоровья граждан.
Исходя из этого, наше правительство в последние годы уделяет этому большое внимание, стабильно финансируя спорт и физическую культуру. Особенно ситуация изменилась в 2011 году, когда в федеральном бюджете появилась раннее не существовавшая строка «Физическая культура и спорт». До этого спортивные статьи были разбросаны по разным разделам: здравоохранение, образование, социальная защита. На наш взгляд, именно выделение отдельного раздела в государственном бюджете сделало спорт полноценной отраслью государственной политики, тем самым утвердив развитие данной сферы, как одной из главных задач в масштабах всего государства. Стоит рассказать о том, как же исполняется бюджет в спортивной сфере. Согласно отчету о ходе реализации государственной программы РФ «Развитие физической культуры и спорта» за 2017 год, на спорт было выделено 63, 695 миллиарда рублей[5].
Рисунок 1.1 - Расходы федерального бюджета на развитие физической культуры и спорта в 2017 году
Таким образом, можно заметить, что практически 85% всех средств федерального спортивного бюджета ушло на финансирование профессионального спорта и подготовку к чемпионату мира по футболу в 2018 году и Кубку Конфедераций в 2017 году. Но здесь стоит отметить, что консолидированные бюджеты субъектов РФ также выделили на развитие спорта и физической культуры в общем 202, 025 млрд рублей, из которых 117, 929 млрд рублей пошли на массовый спорт[6]. Получается, что в среднем, на каждый субъект РФ вышло по 1, 403 млрд рублей для увеличения числа людей, систематически занимающихся спортом и физической культурой. Благодаря этим финансам, в большинстве регионов ежегодно проходят Всероссийские массовые спортивные мероприятия, а именно - «Лыжня России», «Кросс нации», «Российский Азимут», где в 2016 году приняли участие около 2 млн человек.
Конечно, на развитие массового спорта, выделяется гораздо меньше средств из федерального бюджета, чем на профессиональный. Но спорт высших достижений играет не менее значимую роль в развитии спортивного движения. Проведение в РФ крупных международных спортивных мероприятий позволяет создавать новую спортивную инфраструктуру мирового уровня, которая в последующем будет открыта для массового занятия спортом всех групп населения. В последние годы в России прошли значимые международные спортивные мероприятия, такие как XXVII Всемирная летняя универсиада 2013 года в г. Казани, XXII Олимпийские зимние игры 2014 года в г. Сочи. Доля этих спортивных объектов, подлежащих использованию в сфере физической культуры и спорта в постсоревновательный период, составляет 100%. В рамках ЧМ по футболу в 2018 году, в 11 городах-организаторах будут реконструированы не только старые спортивные объекты, но и построены новые стадионы, удовлетворяющие всем международным требованиям.
Также спорт высших достижений способствует пропаганде здорового образа жизни и занятием спорта. Ведь победы наших спортсменов на Олимпийских играх и чемпионатах мира, Европы, этапах Кубка Мира и других международных спортивных соревнования, сплачивают людей, дают им повод гордиться своей страной. А победители становятся примером для подражания, вызывают желание у молодого поколения заниматься спортом, достигать таких же успехов. В нашей стране чемпионов немало, например, доля российских спортсменов, ставших призерами Олимпийских Игр в Рио-де-Жанейро в общем количестве российских спортсменов, участвующих в Играх составила 36%.