Файл: Критерии удовлетворенности общением.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 521

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Данная курсовая работа рассматривает такую тему как критерии удовлетворенности общением, на мой взгляд эта тема будет актуальна для человечества, всегда, так как способом коммуникации и средством для повседневного развлечения является именно общение.

Все люди общаются, но не с каждым человеком хочется продолжать общение, в данной работе, мы выясним как понять, что нужно для полноценного удовлетворения общением и какие потребности при общении мы удовлетворяем.

Какие критерии удовлетворенности общением существуют? Как эти критерии влияют на общение? И как разнообразить свое общение что бы оно никогда не надоедало? Эти вопросы косвенно будут рассмотрены в работе. От части данными вопросами занимались такие психологи как А. Маслоу и Э. Берн, но их работы были направлены на другие аспекты жизни человека и лишь малая часть их работ затрагивала именно критерии удовлетворенности, но на мой взгляд более глубоко к этому вопросу подошли отечественные психологи, такие как Андриенко Е.В., Литвак М.Е., Поварнин С.И.

Целью работы является исследование понятия критериев удовлетворенности общением, а также задачи исследования:

- Изучить литературу, затрагивающую проблемы удовлетворенности общением.

- Рассмотреть ключевые понятия связанные с критериями общения.

- Практическая цель – поиск материала и анализ проводимых исследований.

- Разработка личного мнения на данную проблему.

Теоретической и практической основой курсовой работы послужили труды отечественных и зарубежных ученых в области социальной психологии, психологии личности и психологии общения.

Объект исследования – человеческое общение.

Предмет исследования – почему важно понимать критерии удовлетворенности общением.

В качестве основных методов исследования использованы анализ научно литературных материалов, а также мыслительно логическая работа.

  1. ИЗУЧЕНИЕ КРИТЕРИЕВ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ОБЩЕНИЕМ

В жизни каждого из нас возникал вопрос, почему с одними людьми мы общаемся с удовольствием, а с другими общение протекает, машинально не принося особых эмоций и ощущений. В данной работе мы постараемся выяснить, что способствует таким различиям в общении, есть ли какие-то градации взаимодействия между людьми и как быть удовлетворенным в общении в 99% случаев.


Множество ученых, считают, что, чем больше потребностей человек удовлетворяет в процессе общения, тем больше удовольствия получит данный индивидуум в этот момент. То есть при таком общении индивид будет продолжать общаться с конкретным человеком.

Социальные потребности в общении состоят из таких потребностей как[1]:

  1. Потребность в стимуляции
  2. Потребность в событиях
  3. Потребность в узнавании
  4. Потребность в достижениях и признании
  5. Потребность в структурировании времени

Человеку полноценное общение необходимо для личного развития и обозначение собственного места в обществе. Общение строится из количества потребностей, которое человек при этом удовлетворяет. В случае полного удовлетворения всех потребностей общение в большинстве случаев будет долгосрочным и продуктивным, в противоположной ситуации общение прервется или станет осуществляться с большими интервалами. Полноценность общения, в любом случае зависит от отношения участников взаимодействия друг к другу. Так позитивными факторами является принадлежность к одному социальному слою, возрастной категории и наличие общих интересов.

1.1 ПОТРЕБНОСТЬ В СТИМУЛЯЦИИ ОБЩЕНИЯ

Потребность в стимуляции для человека удовлетворяется в том случае, когда данный индивид получает широкий спектр стимулов из окружающего мира, от других людей. Общение при удовлетворении потребности в стимуляции усиливает заинтересованность субъектов, повышает их стремление к действиям, поднимает общий тонус деятельности, подталкивает человека к более обширному спектру взаимодействий. Социальная стимуляция имеет наибольшее значение для развития человека в подростковом возрасте, в момент, когда он ориентируется на схожих с ним сверстников и взрослых, на схожие группы. Так же могут возникать ситуации, когда общающиеся обладают разными уровнями культуры (пример детской дружбы), - так происходит удовлетворение потребности в стимуляции[2].

Приёмы, стимулирующие общение, приводили в своих работах Панфилова А.П. и Поварнин С.И.

Приемы стимуляции общения по Панфиловой А.П.[3]:

  1. Открытость для убедительных аргументов
  2. Обращение за советом
  3. Вовлечение оппонента в совместную выработку решения
  4. Усовершенствуйте культуру своей речи

Разберем данные приемы более детально:

Открытость для убедительных аргументов.

Этот прием способствует конструктивному обсуждению проблем, поскольку демонстрирует окружающим стремление быть открытым для восприятия абсолютно всех доводов и предложений. Однако следует заметить, что в деловом общении в более выигрышном положении будет тот, кто умело на практике реализует принцип «важно не быть честным и открытым, а казаться им».

Обращение за советом.

Этот прием лишний раз подтверждает, что мы чувствительны не только к комплиментам, но и к особым формам обращения – вежливой просьбе об одолжении чего-либо, обращению за советом и т.п.

Выслушав от оппонента просьбу дать совет, как поступить в той или иной ситуации, мало кто удержится от соблазна посоветовать что-либо дельное. И если это делается искренне и от души, то невольно оппонент становится как бы соучастником всех последующих действий. Этим, собственно, осуществляется вовлечение оппонента в совместный поиск выработки решения.

Всеми этими действиями как раз и создаются позитивно работающие отношения. Вполне уместно привести здесь в качестве иллюстрации значимости этого приема любимый метод, который использовал в свое время Бенджамин Франклин. Он просто любезно просил своего противника одолжить ему какую-то определенную книгу — это льстило оппоненту и создавало у него приятное ощущение, что Франклин должен отплатить любезностью и, со своей стороны.

Вовлечение оппонента в совместную выработку решения.

Существует довольно распространенная ошибка, которую можно наблюдать во время обсуждения какой-либо проблемы, — заявить, что вы нашли ее решение. Ошибка заключается в том, что в данном случае проигнорировано правило: процесс поиска результата не менее важен, чем сам конечный результат. Это означает, что любая дискуссия, переговоры или спор должны быть ритуалом участия. Данный процесс должен быть похож на коллективное написание фрески, где каждый делает несколько мазков, после чего полученный результат уже не является чужим и воспринимается как собственное творение.

Самый простой способ вовлечь оппонента в работу — попросить его поделиться своими соображениями. Высказанные мысли нужно взять за основу. Однако это еще не значит, что надо брать их в том виде, как они сформулированы. Брать за основу — вовсе не значит изменить своим взглядам, это значит всего лишь «перекинуть мост» от взглядов оппонента к своим собственным.


Проверено практикой, что участники обсуждения охотнее одобряют результат, если будут вовлечены в процесс выработки, уточнения, принятия решения. Отсюда вытекает важная задача: дать почувствовать оппонентам, что они являются собственниками принятых идей и полноправными участниками заключения, поскольку чувство причастности к процессу выработки решения является важнейшим фактором результативности проведенной дискуссии.

Таким образом, путем вовлечения оппонента в совместный поиск решения проблемы опытные собеседники добиваются того, к чему призывает известная китайская пословица: «Говори – может, послушаю; объясни – может, запомню; вовлеки – сделаю!».

Усовершенствуйте культуру своей речи.

Это означает, что необходимо всячески соблюдать нормативные требования к построению речи, обусловленные закономерностями познавательных процессов. К этим требованиям относятся: разборчивость, доходчивость, содержательность, определённость и упорядоченность высказываний.

Приемы стимуляции общения по Поварнину С.И.[4]:

  1. Оттягивание возражений
  2. Использование «позитивных» вопросов
  3. Использование приема «Я-утверждение»

Рассмотрим приемы Поварнина по-отдельности:

Оттягивание возражений

Особенность этого приема состоит в том, чтобы как можно больше узнать о позиции партнера, о доводах, которые он собирается использовать, и т.п. Оттягивание возражений поможет не только уйти от конфронтации и противоборства в общении, но и узнать побольше об уязвимых местах системы доводов оппонента, чтобы при необходимости сделать их объектами для критики.

Использование «позитивных» вопросов

В зависимости от постановки вопроса, «негативной» («У вас нет этого размера в продаже») или «позитивной» («Вы ведь позвоните мне завтра вечером?») можно отчасти предвидеть и управлять ответом собеседника.

С помощью «позитивных» вопросов, как показывает практика, действительно осуществляется некое психологическое принуждение к нужному для вас ответу.

Использование приема «Я-утверждение»

Существуют два противоположных по форме и по содержанию приема утверждений: «Вы-утверждение» и «Я-утверждение».

Первое действует на собеседника вызывающе и порождает защитную реакцию с его стороны (Примеры «Вы утверждения»: «Вы не выполнили мое задание», «Вы опоздали на совещание» и т.п.). «Я-утверждение» не вызывает агрессию со стороны оппонента, значительно снижает его сопротивление и создает особые доверительные отношения. Прием «Я-утверждение» — это прежде всего вежливость, прямота и ясность, он способен передать другому человеку ваше отношение к какой-либо ситуации без обвинений и без требований, вот почему он не вызывает негативной реакции со стороны собеседника.


Структурно «Я-утверждение» можно представить в следующем виде:

• Событие, т.е. описание нежелательной ситуации, которая произошла или может произойти. «Когда...»

• Ваша реакция, т.е. описание ваших чувств и переживаний по поводу этой ситуации. «Я чувствую...»

• Предпочтительный исход, т.е. описание желательного варианта разрешения ситуации. «Мне бы хотелось, чтобы...»

Подводя итог для удовлетворения стимуляции общения после беседы не должно остаться негативных эмоций, преобладать должны позитивные, а также совместная деятельность, где вы цените всю оказываемую вам помощь, будет побуждать вашего собеседника помогать вам и в следующий раз.

1.2 ПОТРЕБНОСТЬ В СОБЫТИЯХ

Потребность в событиях удовлетворяется, когда человек испытывает новые впечатления, т.е. у него имеется социальный интерес, определенная динамика жизни. Когда же человек живет в практически неизменных отношениях с другими людьми, его жизнь лишена всякой динамики, она статична, людям становится скучно, и они стремятся прервать общение. В то же время существует подмена данной потребности, когда речь идет о замене собственных реальных событий обсуждением других людей на основе сплетен и слухов. Возникает своеобразная компенсация отсутствия собственных интересных событий в виде неподдельного интереса к жизни других людей. Она осуществляется на квазиуровне.

Грубо говоря постоянные, обыденные, тем более скучные взаимодействия никому не нужны, что бы человек захотел встретиться, в очередной раз, можно или встретиться не в обычном привычном для вас месте, напротив лучше найти новую локацию для получения различных впечатлений. На крайний случай можно обсудить те места, в которых вы побывали до вашей встречи и поделиться впечатлениями от увиденного.

1.3 ПОТРЕБНОСТЬ В УЗНАВАНИИ

Потребность в узнавании удовлетворяется, когда человек встречает знакомых людей. При узнавании происходит социальное подтверждение личности со стороны других людей, это поддерживает самоидентификацию личности. Обычно люди не осознают эту потребность из-за ежедневного общения с близкими или хорошо знакомыми людьми. В случае временного пребывания в другом городе или стране, или при смене места жительства данная потребность актуализируется и человек ее начинает осознавать. В подобных ситуациях нередки случаи возникновения состояния социальной депривации – ощущение лишения социальной поддержки, неуверенность в себе, растерянность и пр.