Файл: Информационное воздействие на человека и общество.ppt

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 393

Скачиваний: 24

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Информационное воздействие на человека и общество.

В последние годы отдельные российские и зарубежные средства массовой информации очень часто применяют термины «информационная война», «фейковые новости» и другие, толкуя их как совершенно новый вид противодействия между государствами. Однако, на самом деле, ложь, дезинформация, сокрытие государством от населения информации о реальном положении дел в стране, секретные переговоры между отдельными странами, применялись на протяжении всей истории развития человеческого общества.

Субъекты и объекты информационного воздействия

а) государство, как особая организация общества, обладающая специальными механизмами управления и принуждения, устанавливающая правовой порядок на определенной территории, и обладающая суверенитетом, — на население государства, а также на население соседних государств, в целях формирования необходимого отношения к тому или иному событию, побуждения к тому или иному действию; б) оппозиция, как группа лиц, чьи взгляды и действия, противопоставляются действиям государственных структур, а также информационному воздействию, оказываемому государством на население, в независимости от преследуемых целей, — на население своего государства, а также на население соседних государств, в целях формирования необходимого отношения к себе, побуждения к тому или иному действию; в) социальная группа, не являющаяся оппозицией, — на население своего государства для побуждения к тому или иному действию. Как правило, подобное информационное воздействие осуществляется в рамках государственного управления обществом;

г) отдельная личность – на отдельные группы населенияотдельные личности для формирования необходимого отношения к себе, побуждения к тому или иному действию;


д) коммерческая организация – на отдельные группы населения для формирования спроса на производимый товар.

Субъект информационного воздействия всегда ставит перед собой задачу внести в сознание индивидуума человеческого общества те или иные изменения, в соответствии с поставленными целями.

В Словаре медицинских терминов дается следующее определение сознания – высшая, свойственная лишь человеку форма отражения действительности, представляющая собой совокупность психических процессов, позволяющих ему ориентироваться в окружающем мире, времени, собственной личности, обеспечивающих преемственность опыта, единство и многообразия поведения. Из приведенного выше определения «сознания» следует, что информационное воздействие направленно, прежде всего, на формирование у объекта необходимого представления о действительностикартине окружающего мира. Процесс восприятия действительности сознанием человека процесс довольно сложный и до конца неисследованный.  Не вдаваясь в научную терминологию можно процесс восприятия действительности описать так: пропуская через себя впечатления от внешнего воздействия, оценивая их, индивидуум устраняет опасности на своем пути и стремится обеспечить себе комфортное существование.

Манипуляция сознанием в информационном пространстве

Современная информационная среда обладает значительным потенциалом воздействия на психику. Одной из форм негативного информационного воздействия на человека являются манипуляции. Под мишенью манипулятивного воздействия понимают «те психические структуры, изменение которых обеспечивает достижение желанной манипулятором цели» [Доценко, 1997, с. 157]. Таковыми структурами-мишенями является сознание человека, его картина мирамировоззрение, система отношений к действительности. Результатом воздействий являются значимые изменения в психических характеристиках и в состояниях адресата. Способами достижения результатов различны: искажение информации; дезинформация; фильтрация информации; персонификация информационного воздействия и др. Ресурсами воздействия являются вербальные и образные средства, а также социальные сети в Интернете.

Типы искажения информации

К.Уордл выделяет семь типов 

искаженной информации (https://firstdraftnews.com/fake-news-complicated): 1) сатира и пародия – нет умысла нанести вред, но может ввести в заблуждение; 2) контент, заведомо вводящий в заблуждение – используется ложная информация в попытке представить какое-то событие или персону в плохом свете (термином «контент» здесь и далее обозначается содержимое сообщения или интернет-ресурса, включая любое его информационное наполнение – текст, графику, звук, видеоизображение и др.); 3) контент из «самозванных источников» информации, которые выдают себя за какие-то другие; 4) сфабрикованный контент – созданный контент, ложный на 100% и направленный на введение в заблуждение и нанесение вреда; 5) ложная связь – заголовки, иллюстрации или подписи не имеют отношения к контенту; 6) ложный контекст – подлинная информация распространяется вместе с фальшивой контекстуальной информацией; 7) «манипулированный» контент – подлинный контент целенаправленно искажается с целью введения в заблуждение.

Вывод

  • Стремительное развитие информационных технологий и усиливающееся их давление на психику и сознание человека свидетельствуют о необходимости проведения новых исследований в области информационной экологии с целью изучения психологических и информационно-экологических проблем и разработки мероприятий, направленных на защиту человека от избыточной, ложной и манипулятивной информации, засоряющей информационную среду.