Файл: Понятие контроля и его виды, отличия от ревизии (Функция контроля в организации).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 129
Скачиваний: 2
• информационную (сбор, передача, обработка информации о состояние объекта);
• диагностическую (изучение и оценка реального положения дел в организации и ее окружении; выявление основных тенденций его изменения, угроз и возможностей, скрытых резервов);
• прогностическую, создающую основу предположений о будущем состоянии объекта и возможных отклонениях от заданных параметров;
• коммуникационную, обеспечивающую установление и поддержание обратной связи;
• ориентирующую, подсказывающую, на что нужно обращать особое внимание;
• стимулирующую (по итогам контроля происходит оценка персонала, поощрение или наказание);
• корректирующую ( на основе полученных результатов состояние и поведение объекта (его части) изменяются таким образом, что бы обеспечивались необходимые значения его характеристик или устойчивость функционирования при отклонении от них);
• защитную (способствует сохранности ресурсов) [1, с.371].
Виды и типы контроля в организации
Выделяют следующие основные виды контроля:
1. По типу контроля:
• традиционный контроль фиксирует отклонения от плановых заданий и стандартов;
• опережающий контроль отслеживает разрыв между реальным состоянием дел организации и ее целями; по итогам принимаются меры, направленные на их достижение, а не на исправление прошлых ошибок;
• предпринимательский контроль осуществляется над внешней ситуацией и внутренними процессами, факторами, влияющими на них; в результате корректируются сами цели.
2. По видам деятельности контроль бывает (финансовый, маркетинговый, контроль качества, производственный и др.).
3. По объектам контроля, каковыми являются:
• состояние производственного, технического, кадрового потенциала, объем финансовых ресурсов, материальных запасов, целесообразность их использования;
• эффективность производственной деятельности;
• промежуточные и конечные результаты;
• затраты, потери и их виновники;
• достоверность, качество, доступность, полнота информации;
• сроки исполнения принимаемых решений;
• имидж организации;
• сохранение коммерческой тайны и т. д.
4. По субъектам контроля, которые осуществляют процесс контроля (администрация, функциональные службы, специальные подразделения, сами работники).
5. По интенсивности контроля - контроль бывает двух видов: нормальный или усиленный.
6. По месту осуществления контроля:
Летучий контроль подразумевает, что его субъект и объект пространственно разделены и необходимо их специальное соединение (например, выездная проверка).
Стационарный контроль предполагает, что субъект и объект едины (исполнитель сам следит за своей работой).
7. По целям контроля (фильтрующий контроль призван отделить годное от негодного, а корректирующий — исправить положение дел).
8. По методам контроля:
• фактический контроль осуществляется с помощью опроса, инвентаризации,
осмотра, разрушения объекта;
• документальный происходит на основе сверок и проверок документов;
• оценочный контроль базируется на экспертизе, анализе, сопоставлении с эталоном.
9. По стадиям осуществления контроля.
В соответствии с указанным признаком выделяют три основных вида контроля: предварительный, текущий и заключительный. [5, с.282]. Все виды контроля представлены на рисунке 1.
Предварительный контроль должен обеспечивать реализацию на практике установленных требовании, правил, процедур и стандартов. Например, предварительный контроль в части материальных ресурсов направлен, прежде всего, на обеспечение соответствия покупаемых материалов или товаров установленным стандартам. В части трудовых ресурсов этот контроль предусматривает тщательный отбор работников при найме их на работу с учетом должностных требований и их деловых и качественных и личных качеств [3, с.83].
Текущий контроль осуществляется непосредственно в процессе работы. Чаще всего, таким образом, контролируется деятельность подчиненных, обычно их непосредственным начальником. Регулярная проверка работы подчиненных и обсуждение возникающих проблем и предложений по усовершенствованию работы позволяют предотвратить отклонения от планов, которые в противном случае могут привести к серьезным проблемам [3, с.83].
Третьим видом контроля является заключительный контроль. Заключительный контроль обычно осуществляется, когда работа уже выполнена и полученные результаты можно сопоставить с заданными. Конечно, заключительный контроль проводится слишком поздно для того, чтобы отреагировать на проблемы, возникшие в ходе работы. Однако он все же позволяет, во-первых, учесть эти проблемы в будущем при выполнении (или планировании) аналогичной работы и, во-вторых, осуществить вознаграждение работников за полученные результаты.
Заключительный контроль имеет две важные функции. Одна из них состоит в том, что заключительный контроль дает руководству организации информацию, необходимую для планирования в случае, если аналогичные работы предполагается проводить в будущем. Сравнивая фактически полученные и требовавшиеся результаты, руководство имеет возможность лучше оценить, насколько реалистичны были составленные им планы. Эта процедура позволяет также получить информацию о возникших проблемах и сформулировать новые планы так, чтобы избежать этих проблем в будущем. Вторая функция заключительного контроля состоит в том, чтобы способствовать мотивации. Если руководство организации связывает мотивационные вознаграждения с достижением определенного уровня результативности, то, очевидно, что фактически достигнутую результативность надо измерять точно и объективно.
Контроль можно также классифицировать:
- по принадлежности к предприятию субъекта контроля (внутренний, внешний);
- по основанию для обязанности (добровольный, по уставу, договорной, по закону);
- по объекту контроля (за объектом, за решениями, за результатами);
- по регулярности (регулярный, нерегулярный, специальный) [5, с.282].
Классификация видов контроля
Признак контроля
Вид контроля
По типу контроля
Традиционный
Опережающий
Предпринимательский
По видам деятельности контроля
Финансовый
Маркетинговый
Производственный и др.
По объектам контроля
По субъектам контроля
По интенсивности контроля
Нормальный
Усиленный
По месту осуществления контроля
Летучий
Стационарный
По целям контроля
Фильтрующий
Корректирующий
По методам контроля
Фактический
Документальный
Оценочный
По стадиям осуществления контроля
Предварительный
Текущий
Заключительный
Рисунок 1 – Классификация видов контроля
Характеристика эффективного контроля
В основу создания всех систем контроля должна быть положена их эффективность: выполнение обязательств и предотвращение недостатков. Основными целями должны быть:
- уменьшение расходов, связанных с обнаружением и устранением выявленных в процессе контроля недостатков;
- сокращение расходов на контроль;
- сокращение затрат на персонал и технику контроля.
Эффективно поставленный контроль обязательно должен:
- иметь стратегическую направленность
- ориентироваться на достигнутые и (или) плановые результаты;
- соответствовать характеру деятельности предприятия;
- быть своевременным, гибким, экономичным, полным, систематичным упреждающим, объективным.
Обязательным элементом эффективного контроля является его относительная и достоверная простота. Экономичность и простота особенно важны в современных условиях, когда предприятие стремится строить свою работу на принципе доверия к людям, а это приводит к необходимости и возможности существенного сокращения контрольных функций, выполняемых непосредственно менеджерами. В этих условиях контроль становится менее жестким и более экономичным.
Для эффективности контроля необходимо:
- сформулировать правильное отношение к контролю исходя из его сущности, т.е. конструктивной работы по устранению недостатков;
- постоянно думать о создании благоприятных предпосылок для контроля при реализации других функций управления;
- если существует продуманная система контрольной деятельности всех руководителей предприятия, использовать сочетание плановой и внезапной проверок;
- правильно выбрать объекты контроля и применять эффективные методы и приемы;
- менеджеру контроль работы подчиненных сочетать с самоконтролем собственной деятельности.
3. Поведенческие аспекты контроля
Люди являются неотъемлемым элементом контроля, как, впрочем, и всех других стадий управления. Поэтому при разработке процедуры контроля менеджер должен принимать во внимание поведение людей.
Правильно организованный контроль очень важен и во многом зависит от искусства менеджера. Он должен быть достаточно требовательным, что бы подчиненные всегда чувствовали ответственность за свои действия и решения. И в то же время по-настоящему умелый менеджер знает, что непрерывно контролировать своих подчиненных вредно: они теряют самостоятельность, инициативу и начинают верить, что без менеджера не смогут сделать ни шагу.
Есть сферы деятельности, где контроль намеренно делают видимым. Например, бухгалтер знает о том, что его работа будет проверяться ревизором, рабочие на производственной линии знают, что изготовленные детали пройдут проверку в отделе технического контроля, перепроверяется работа банковских служащий и др. Наглядность контроля имеет цель оказать воздействие на поведение сотрудников, сконцентрировать их усилия, чтобы предотвратить ошибки в работе и направить на достижение целей организации.
Менеджеру следует учитывать побочные эффекты контроля. Один такой дефект – срыв в поведении людей. Это бывает в случае слишком частого проведения контроля.
Другой эффект можно назвать «поведением, ориентированным на контроль». Люди понимают, что их достижения и ошибки в областях, где руководство установило стандарты и осуществляет контроль, служат основанием для распределения вознаграждений и наказаний. Поэтому подчиненные обычно хотят «хорошо выглядеть» при проверке. Исследованиями выявлена тенденция сотрудников всячески поддерживать работу в тех областях, где проводятся измерения, и снижать усилия там, где измерения не проводят.
Специалисты в области менеджмента дают рекомендации по повышению эффективности контроля:
1. Устанавливайте значимые стандарты, принимаемые персоналом.
Люди должны чувствовать, что стандарты, используемые для оценки их работы, тесно связаны с ней и способствуют достижению целей организации. Если же люди видят, что стандарты, применяемые в процессе контроля, не имеют отношения к их деятельности или совершенно не важны, они, как правило, игнорируют их, намеренно обходят или испытывают чувство раздражения.
Руководители должны также стремиться устанавливать стандарты, которые будут приняты и одобрены теми, кто должен будет их выполнять. Руководителям следует привлекать работников к процессу установления стандартов.
2. Налаживайте двусторонние коммуникации.
Когда у подчиненного возникают проблемы с системой контроля, он должен иметь возможность обсудить их открыто, не опасаясь вызвать неудовольствие руководителя. Любой руководитель — от бригадира до президента — должен откровенно обсудить с подчиненными, какой уровень ожидаемых результатов будет применяться в каждой области контроля. Такие двусторонние коммуникации повышают вероятность того, что люди точно поймут истинную цель контроля и помогут выявить недочеты в системе контроля, незамеченные создавшими ее менеджерами высшего звена.
3. Избегайте чрезмерного контроля.
Не следует перегружать подчиненных многочисленными формами контроля, поскольку это приводит к путанице и в итоге к полному разочарованию людей и стрессам. При внедрении того или иного механизма контроля необходимо задать главный вопрос: "Действительно ли это необходимо для предотвращения серьезных отклонений от желаемых результатов?". Кроме того, не следует контролировать деятельность подчиненных чаще и тщательнее, чем это необходимо, что способно только вызвать раздражение людей.
4. Устанавливайте жесткие, но достижимые стандарты.
При введении механизмов контроля важно учитывать фактор мотивации. Четкие стандарты повышают мотивацию уже потому, что конкретно указывают людям, чего ждет от них организация. Однако по мотивационной теории ожиданий людей мотивируют к труду только те цели, которые они воспринимают как достижимые. Следовательно, если стандарт воспринимается как нереалистичный и неоправданно высокий, он может снизить мотивацию персонала. Но если он явно занижен и выполнить его не составляет труда, это окажет демотивирующее влияние на людей с высоким уровнем потребности в достижении. Эффективный менеджер чувствует разницу в потребностях и способностях подчиненных и устанавливает стандарты с учетом этих различий.
5. Устанавливайте вознаграждение за соответствие стандартам.
Если руководитель хочет, чтобы люди стремились работать в полную силу, он должен справедливо вознаграждать их за выполнение установленных стандартов. По теории ожиданий между эффективностью труда и вознаграждением существует четкая взаимосвязь. Если работники этой связи не ощущают или считают, что вознаграждение неадекватно, в будущем они могут работать менее старательно.