Файл: Эстетические взгляды Ж. Расина Выполнила ст гр. 203рт ахунджанова Дилноза.pptx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 62
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Эстетические взгляды Ж. Расина
Выполнила ст. гр. 203-РТ Ахунджанова Дилноза
ПЛАН:
01
Этапы творчества Расина
03
Эстетические взгляды драматурга. Трагедия «Федра»
02
Важные элементы авторского метода Жана Расина
Этапы творчества Расина
Жан Расин
Писатель родился в провинции, в семье, принадлежавшей к чиновничьей буржуазии, воспитывала бабушка
1639
I этап творчества
Ода «Нимфа Сены», написанной по случаю свадьбы Людовика XIV. трагедии «Фиваида, или Братья-враги» (1664), «Александр Великий» (1665).
1660
II этап творчества
Трагедия «Андромаха», ставшая поворотным пунктом в истории французской классицистической трагедии. Трагедия «Ифигения» - изображает эпизод, предшествовавший Троянской войне.
1667-1677
III этап творчества
Он создает две трагедии на библейские сюжеты — «Эсфирь » (1689) и «Гофолия » (пост. 1690, изд. 1691). В обеих трагедиях осуждаются преступления властителей, обличается деспотизм.
1689
Важные элементы авторского метода Жана Расина
Критика изысканной литературы современности с ее «совершенными героями»
01
Попытка вернуть литературу к жизни, реальных людей, в реальных человеческих отношений
02
Литература и театр призваны морально воспитывать читателя;
03
Правдоподобность сценического действия
04
Обоснование обязательности древних сюжетов для трагедии
05
Показывал людей такими, какими они есть, а не какими они должны быть
06
Создание не героических, полных пафоса трагедии, а трагедии любовно-психологические.
07
Страдания любви, душевная борьба, внутренние противоречия человека составляют основное содержание его пьес.
08
Придания триединства еще и четвертую - единство языка: все его герои и героини разг-ют одинаково превосходным.
09
Видение в любви почти исключительный предмет псих-го наблюдения и драматического воспроизведения
10
Он учился у поэтов античности, наслаждался ими и до конца соблюдал ту эллинскую и латинскую традицию, исполненную красоты и разума, которая создала формы поэзии – оды, эпопеи, трагедии и комедии
01
Он не писал специальных теоретических трактатов и свои эстетические принципы скромно и немногословно изложил в предисловиях к своим трагедиям
02
В предисловии к трагедии «Федра» Расин подчеркивал воспитательный характер театра. Необходимо показать порок так, чтобы заставить «понять и возненавидеть его безобразие».
03
«Разумность», «здравый смысл», важнейшие для классицистов понятия, дороги и Расину.
04
- Разумность всех основ произведения – его идей, эмоций, изобразительных средств – открывает, по мнению Расина, дорогу к умам и сердцам современников и дорогу к потомкам, ибо, как полагал он, здравый смысл всех времен одинаков.
- Расин указал на слабости классицистического театра, которые обнаруживались особенно наглядно в пьесах второстепенных авторов, – нагромождение ужасов и происшествий, «бесконечные декламации», вялость сценического действия, словом, на многое из того, что впоследствии, в XIX в., романтики ставили в вину классицистическому театру.
- Высшие авторитеты, судьи, истинные ценители прекрасного для Расина – древние. К ним он обращается за советом, за поддержкой и одобрением.
Трагедия «Федра»
Основой для нее послужил известный его современникам сюжет древнегреческого мифа. Аналогичный сюжет находим в трагедиях античных авторов - «Ипполит» Еврипида и «Федра» Сенеки.
Но Расин по-своему развил и сюжет, и характеры героев. Так, он изменил характер Ипполита, который из сурового служителя богини охоты Артемиды, не знающего любви, превратился в влюбленного юношу - только влюбленного не в Федру, а в принцессу Арикию.
Главное новаторство Расина, конечно, было связано с характером Федры. Если у Эврипида героиня сама обвиняла Ипполита перед его отцом Тезеем, то Федра Расина благородная: она лишь поддалась уговорам своей няни, но, потерпев жестоких страданий, открывает Тесею правду.
Федра Расина - страдающая женщина, а не преступница, она, как писал о ней сам автор: «Ни вполне виновата, ни вполне невиновна». Ее трагическая вина - в невозможности противостоять чувству, которое сама же она называла преступным.
Главные и второстепенные персонажи трагедии
Тесей, сын Эгея, царь афинский.- гл. герой
Федра, его жена, дочь Миноса и Пасифаи – главная героиня
01
Ипполит, сын Тесея и Антиопы, царицы амазонок.- гл. герой
02
Арикия, царевна из афинского царского рода. –второст. персонаж
Терамен, наставник Ипполита.- второст. персонаж
Энона, кормилица и наперсница Федры.- второст. персонаж
03
Исмена- второст. персонаж
Панопа- второст. персонаж
Стражники –второст. персонажи.
04
Суть финала трагедии Расина
01
Тезей узнает истину, но поздно: Ипполит погублен чудовищем морским, которое наслал на него Нептун. Морской бог покарал его за проклятие отца. Кончает с собой Федра, в пучину морскую бросается и Энона, злой гений царицы.
02
Расин не преминул ввести в пьесу политический момент и в лице Эноны показать зло лести, зло, которое несут с собой безнравственные пособники царей, потакающие всем их прихотям.
О гнусные льстецы! Вы — худший меж дарами,
Что посланы царям гневливыми богами! — восклицает он устами Федры.
03
05
В финале трагедии Федра искупит свою вину: она откроет истину и оправдает невиновного Ипполита. Но приговор и суд над собой будет очень суров: смерть в страшных муках от яда, некогда привезенного Медеей.
04
Таков итог порочной страсти. Зло, разруху в сердцах и умах, преступление и гибель несет она с собой. «Увы! какой нам дан судьбой урок!» — заключает Расин свою трагедию, вложив назидание в уста сраженного несчастьями Тезея.
Список использованной литературы
- Сочинения в двух томах Жан Расин, Ю. Гинзбург
2. История зарубежной литературы XVII века / под ред. З. Плавскина. М., 1987 (2-е изд. — М., 1999)
3. https://poisk-ru.ru/s33152t29.html