Файл: Вид работы Курсовая работа Название дисциплины Право социального обеспечения (спо 400201) Тема Предмет права социального обеспечения как отрасли и научной дисциплины Фамилия студента Иванов.doc
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 148
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
им женам (мужья м) военнослужащ их, проживающих вместе с супру гом (супругой) в местностях, г де они не могут трудиться в св язи с отсутстви ем возможности трудоустройства ; беженцам и вы нужденным перес еленцам; лицам, находящимся в вынужденных отп усках без сохра нения заработно й платы; на дет ей, находящихся под опекой и п опечительством в приемной семь е, и др.
Отноше ния, связанные с предоставлени ем гражданам ра зличных социаль ных услуг, вклю чают отношения по социальному обслуживанию пр естарелых и инв алидов в стацио нарных и полуст ационарных учре ждениях; срочно е социальное об служивание, обс луживание на до му; социально-к онсультативную помощь; реабили тационные услуг и для инвалидов ; отношения по социальному обс луживанию семей , имеющих детей ; по содержанию детей-сирот и детей, оставших ся без попечени я родителей, в специальных дет ских учреждения х; обслуживанию детей-инвалидо в в домах-интер натах для детей -инвалидов; сод ержанию детей в детских дошкол ьных учреждения х.
В предмет пр ава социального обеспечения вк лючаются также отношения по ме дицинской помощ и и лечению, по дгруппой которы х выступают отн ошения по санат орно-курортному обслуживанию и лечению, а так же лекарственна я помощь, предо ставляемая бесп латно либо со с кидкой для отде льных категорий граждан.
Назва нные отношения и составляют в основном предме т права социаль ного обеспечени я. Кроме того, в предмет права социального об еспечения также включаются общ ественные отнош ения, связанные с процедурой п роверки фактов, т.е. процедурн ые и процессуал ьные отношения по разрешению с
поров, которые не входят в пре дмет процессуал ьного права. Ро ль процедурных отношений насто лько велика, чт о нарушение опр еделенной проце дуры может повл ечь отказ в наз начении того ил и иного вида об еспечения. Груп пу процедурных отношений, мето да правового ре гулирования, со держит историче ские аспекты ра звития отрасли, анализирует но рмы по социальн ому обеспечению граждан в инос транных государ ствах.
2.2 Метод права социального обеспечения
Говоря о спец ифике способа п равового регули рования обществ енных отношений социального об еспечения, нель зя не учитывать метод права со циального обесп ечения. Общеизв естно, что мето д представляет собой совокупно сть приемов и с пособов, с помо щью которых гос ударство обеспе чивает нужное е му поведение уч астников правоо тношений.
Метод правового регу лирования общес твенных отношен ий — важнейший дифференцирующи й критерий разг раничения отрас лей права. Вопр ос о сущности и содержании мет ода права социа льного обеспече ния является од ним из сложных в силу неоднозн ачности взглядо в ученых на эту проблему и нах одится в настоя щее время на ст адии научных ди скуссий.
Всякий отраслевой мет од правового ре гулирования общ ественных отнош ений характериз уется не одним каким-либо приз наком, а предст авляет собой це лый комплекс ср едств и способо в воздействия н а общественные отношения, регу лируемые нормам и данной отрасл и права. Метод не является зас тывшей правовой категорией: с изменением обще ственных отноше ний меняется и содержание мето да.
Отличительн ыми признаками метода права со циального обесп
ечения являются :
- сочетание ц ентрализованног о и локального способов устано вления прав и о бязанностей суб ъектов;
- отсут ствие договорно й основы при ре гулировании бол ьшинства отноше ний по социальн ому обеспечению , хотя в настоя щее время некот орые виды услуг могут оказыват ься в соответст вии с договорам и (например, по договору обяза тельного медици нского страхова ния);
- определ ение всех прав и обязанностей субъектов данны х отношений зак оном и невозмож ность изменения их по соглашен ию сторон;
- пр именение специф ических санкций к правонарушит елям и способов защиты нарушен ного права (как в администрати вном, так и в с удебном порядке ).
Некоторые сп ециалисты в это й области право отношений выдел яют и другие пр изнаки метода п рава социальног о обеспечения.
По мнению А.В. Горшкова, подде ржанному рядом ведущих ученых, основным метод ом права социал ьного обеспечен ия является соц иальная алимент ация (алиментар ность). В насто ящее время под социальной алим ентацией следуе т понимать спос об предоставлен ия материальног о обеспечения и социальных усл уг за счет госу дарственных вне бюджетных фондо в социального н азначения или ч асти государств енного бюджета на справедливой основе бесплат но, независимо от трудовой дея тельности и упл аты страховых в зносов, безэкви валентно, но с учетом трудовог о (страхового) стажа либо возм ездно и неэквив алентно, как пр авило, на догов орной основе7.
3.1 Понятие и классификация принципов права социального обеспечения
Показателем самостоятельности той или иной отрасли права является наличие не только отдельного предмета и метода правового регулирования общественных отношений, но и специфических отраслевых принципов правового регулирования.
В теории права под правовыми принципами (принципами права) понимаются исходные нормативно-руководящие начала (положения), которые выражают главное в сущности права, на базе которого оно возникает, развивается и функционирует.
В течение долгого времени эта формулировка оставалась традиционной, однако в последние годы взгляды специалистов стали меняться. Споры обычно сводятся к тому, являются ли принципы права только «руководящими идеями» или они должны быть закреплены в нормах. Представляется, что закрепление правовых принципов в нормах права - это то, к чему должна стремиться правовая система любого социального, цивилизованного государства. В условиях же переходного периода, нестабильности экономики, падения политических и моральных устоев общества законодательно реализовать в нашей стране данную задачу весьма сложно, хотя существуют отдельные положительные примеры. Так, в ст. 4 Федерального закона «Об основах обязательного социального страхования» от 16.07.1999 № 165-ФЗ определены основные принципы осуществления обязательного социального страхования:
- устойчивость финансовой системы обязательного социального страхования, обеспечиваемая на основе эквивалентности страхового обеспечения и страховых взносов;
- всеобщий обязательный характер социального страхования, доступность для застрахованных лиц реализации своих социальных гарантий;
- государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых рисков и исполнение обязательств по обязательному социальному страхованию независимо от финансового положения страховщика;
- государственное регулирование системы обязательного социального страхования;
- паритетность участия представителей субъектов обязательного социального страхования в органах управления системы обязательного социального страхования;
- обязательность уплаты страхователями страховых взносов в бюджеты фондов конкретных
видов обязательного социального страхования;
- ответственность за целевое использование средств обязательного социального страхования;
- обеспечение надзора и общественного контроля;
- автономность финансовой системы обязательного социального страхования.
До настоящего времени кодифицированного нормативного акта (основ законодательства или кодекса), где были бы зафиксированы принципы социального обеспечения, не существует. Они содержатся в различных федеральных законах, других нормативным актах, которые составляют содержание отдельных институтов права социального обеспечения. Данные принципы, например, отражены в постановлении Правительства РФ от 07.08.1995 № 790, одобрившем Программу пенсионной реформы в Российской Федерации, Федеральном законе от 10.12.1995 № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» и ряде других8.
В настоящее время в связи с происходящими изменениями в экономической политике государства, проводящейся реформой пенсионного обеспечения трансформируются и принципы права социального обеспечения, изменяются их формулировки. Однако некоторые идеи, сформулированные в начале XX в., не потеряли своей актуальности и сегодня.
В историческом аспекте значительное влияние на формирование принципов права социального обеспечения оказала рабочая страховая программа, принятая VI (Пражской) Всероссийской конференцией РСДРП в 1912 г. В резолюции конференции «Об отношении к думскому законопроекту о государственном страховании рабочих» указывалось:
1) что государственное страхование рабочих должно обеспечивать рабочих во всех случаях утраты ими трудоспособности (увечье, болезнь, старость, инвалидность, а у работниц, кроме того, беременность и роды; вознаграждение вдов и сирот после смерти добытчика) или в случае потери заработка в связи с безработицей;
2) страхование должно охватывать всех лиц наемного труда и их семейств;
3) все застрахованные должны вознаграждаться по принципу возмещения полного заработка, причем все расходы по страхованию должны падать на предпринимателей и государство;
4) всеми видами страхования должны ведать единые страховые организации, построенные по территориальному типу и на началах полного самоуправления застрахованных.
Отноше ния, связанные с предоставлени ем гражданам ра зличных социаль ных услуг, вклю чают отношения по социальному обслуживанию пр естарелых и инв алидов в стацио нарных и полуст ационарных учре ждениях; срочно е социальное об служивание, обс луживание на до му; социально-к онсультативную помощь; реабили тационные услуг и для инвалидов ; отношения по социальному обс луживанию семей , имеющих детей ; по содержанию детей-сирот и детей, оставших ся без попечени я родителей, в специальных дет ских учреждения х; обслуживанию детей-инвалидо в в домах-интер натах для детей -инвалидов; сод ержанию детей в детских дошкол ьных учреждения х.
В предмет пр ава социального обеспечения вк лючаются также отношения по ме дицинской помощ и и лечению, по дгруппой которы х выступают отн ошения по санат орно-курортному обслуживанию и лечению, а так же лекарственна я помощь, предо ставляемая бесп латно либо со с кидкой для отде льных категорий граждан.
Назва нные отношения и составляют в основном предме т права социаль ного обеспечени я. Кроме того, в предмет права социального об еспечения также включаются общ ественные отнош ения, связанные с процедурой п роверки фактов, т.е. процедурн ые и процессуал ьные отношения по разрешению с
поров, которые не входят в пре дмет процессуал ьного права. Ро ль процедурных отношений насто лько велика, чт о нарушение опр еделенной проце дуры может повл ечь отказ в наз начении того ил и иного вида об еспечения. Груп пу процедурных отношений, мето да правового ре гулирования, со держит историче ские аспекты ра звития отрасли, анализирует но рмы по социальн ому обеспечению граждан в инос транных государ ствах.
2.2 Метод права социального обеспечения
Говоря о спец ифике способа п равового регули рования обществ енных отношений социального об еспечения, нель зя не учитывать метод права со циального обесп ечения. Общеизв естно, что мето д представляет собой совокупно сть приемов и с пособов, с помо щью которых гос ударство обеспе чивает нужное е му поведение уч астников правоо тношений.
Метод правового регу лирования общес твенных отношен ий — важнейший дифференцирующи й критерий разг раничения отрас лей права. Вопр ос о сущности и содержании мет ода права социа льного обеспече ния является од ним из сложных в силу неоднозн ачности взглядо в ученых на эту проблему и нах одится в настоя щее время на ст адии научных ди скуссий.
Всякий отраслевой мет од правового ре гулирования общ ественных отнош ений характериз уется не одним каким-либо приз наком, а предст авляет собой це лый комплекс ср едств и способо в воздействия н а общественные отношения, регу лируемые нормам и данной отрасл и права. Метод не является зас тывшей правовой категорией: с изменением обще ственных отноше ний меняется и содержание мето да.
Отличительн ыми признаками метода права со циального обесп
ечения являются :
- сочетание ц ентрализованног о и локального способов устано вления прав и о бязанностей суб ъектов;
- отсут ствие договорно й основы при ре гулировании бол ьшинства отноше ний по социальн ому обеспечению , хотя в настоя щее время некот орые виды услуг могут оказыват ься в соответст вии с договорам и (например, по договору обяза тельного медици нского страхова ния);
- определ ение всех прав и обязанностей субъектов данны х отношений зак оном и невозмож ность изменения их по соглашен ию сторон;
- пр именение специф ических санкций к правонарушит елям и способов защиты нарушен ного права (как в администрати вном, так и в с удебном порядке ).
Некоторые сп ециалисты в это й области право отношений выдел яют и другие пр изнаки метода п рава социальног о обеспечения.
По мнению А.В. Горшкова, подде ржанному рядом ведущих ученых, основным метод ом права социал ьного обеспечен ия является соц иальная алимент ация (алиментар ность). В насто ящее время под социальной алим ентацией следуе т понимать спос об предоставлен ия материальног о обеспечения и социальных усл уг за счет госу дарственных вне бюджетных фондо в социального н азначения или ч асти государств енного бюджета на справедливой основе бесплат но, независимо от трудовой дея тельности и упл аты страховых в зносов, безэкви валентно, но с учетом трудовог о (страхового) стажа либо возм ездно и неэквив алентно, как пр авило, на догов орной основе7.
3 Основные принципы и источники права социального обеспечения
3.1 Понятие и классификация принципов права социального обеспечения
Показателем самостоятельности той или иной отрасли права является наличие не только отдельного предмета и метода правового регулирования общественных отношений, но и специфических отраслевых принципов правового регулирования.
В теории права под правовыми принципами (принципами права) понимаются исходные нормативно-руководящие начала (положения), которые выражают главное в сущности права, на базе которого оно возникает, развивается и функционирует.
В течение долгого времени эта формулировка оставалась традиционной, однако в последние годы взгляды специалистов стали меняться. Споры обычно сводятся к тому, являются ли принципы права только «руководящими идеями» или они должны быть закреплены в нормах. Представляется, что закрепление правовых принципов в нормах права - это то, к чему должна стремиться правовая система любого социального, цивилизованного государства. В условиях же переходного периода, нестабильности экономики, падения политических и моральных устоев общества законодательно реализовать в нашей стране данную задачу весьма сложно, хотя существуют отдельные положительные примеры. Так, в ст. 4 Федерального закона «Об основах обязательного социального страхования» от 16.07.1999 № 165-ФЗ определены основные принципы осуществления обязательного социального страхования:
- устойчивость финансовой системы обязательного социального страхования, обеспечиваемая на основе эквивалентности страхового обеспечения и страховых взносов;
- всеобщий обязательный характер социального страхования, доступность для застрахованных лиц реализации своих социальных гарантий;
- государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых рисков и исполнение обязательств по обязательному социальному страхованию независимо от финансового положения страховщика;
- государственное регулирование системы обязательного социального страхования;
- паритетность участия представителей субъектов обязательного социального страхования в органах управления системы обязательного социального страхования;
- обязательность уплаты страхователями страховых взносов в бюджеты фондов конкретных
видов обязательного социального страхования;
- ответственность за целевое использование средств обязательного социального страхования;
- обеспечение надзора и общественного контроля;
- автономность финансовой системы обязательного социального страхования.
До настоящего времени кодифицированного нормативного акта (основ законодательства или кодекса), где были бы зафиксированы принципы социального обеспечения, не существует. Они содержатся в различных федеральных законах, других нормативным актах, которые составляют содержание отдельных институтов права социального обеспечения. Данные принципы, например, отражены в постановлении Правительства РФ от 07.08.1995 № 790, одобрившем Программу пенсионной реформы в Российской Федерации, Федеральном законе от 10.12.1995 № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» и ряде других8.
В настоящее время в связи с происходящими изменениями в экономической политике государства, проводящейся реформой пенсионного обеспечения трансформируются и принципы права социального обеспечения, изменяются их формулировки. Однако некоторые идеи, сформулированные в начале XX в., не потеряли своей актуальности и сегодня.
В историческом аспекте значительное влияние на формирование принципов права социального обеспечения оказала рабочая страховая программа, принятая VI (Пражской) Всероссийской конференцией РСДРП в 1912 г. В резолюции конференции «Об отношении к думскому законопроекту о государственном страховании рабочих» указывалось:
1) что государственное страхование рабочих должно обеспечивать рабочих во всех случаях утраты ими трудоспособности (увечье, болезнь, старость, инвалидность, а у работниц, кроме того, беременность и роды; вознаграждение вдов и сирот после смерти добытчика) или в случае потери заработка в связи с безработицей;
2) страхование должно охватывать всех лиц наемного труда и их семейств;
3) все застрахованные должны вознаграждаться по принципу возмещения полного заработка, причем все расходы по страхованию должны падать на предпринимателей и государство;
4) всеми видами страхования должны ведать единые страховые организации, построенные по территориальному типу и на началах полного самоуправления застрахованных.