Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 185
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ БИЗНЕС-ПЛАНА
1.1 Понятие и задачи бизнес-плана
1.2 Общая концепция бизнес-плана
1.3 Финансовые аспекты планирования
ГЛАВА 2. МАРКЕТИНГОВОЕ РЕШЕНИЕ ДЛЯ БИЗНЕС-ПЛАНА
2.1 Необходимость овладения методами разработки бизнес-плана
ВВЕДЕНИЕ
Каждая фирма, начиная свою деятельность, должна ясно представлять потребность на перспективу в финансовых, материальных, трудовых и интеллектуальных ресурсах, источники их получения, а также уметь четко рассчитывать эффективность использования ресурсов в процессе работы фирмы.
Предприятия не смогут добиться стабильного успеха, если не будут четко и эффективно планировать свою деятельность, постоянно собирать и аккумулировать информацию, как о состоянии целевых рынков, положении на них конкурентов, так и собственных перспективах и возможностях. При всем многообразии форм предпринимательства существуют ключевые положения, применимые практически во всех областях коммерческой деятельности для различных фирм. Необходимые для того, чтобы своевременно подготовиться и обойти потенциальные трудности и опасности, тем самым уменьшив риск в достижении поставленных целей. Общепризнанной формой является бизнес-план.
Целью разработки бизнес-плана является планирование хозяйственной деятельности фирмы на ближайший и отдаленные периоды, в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов.
Главное достоинство бизнес-планирования заключается в том, что правильно составленный бизнес-план показывает перспективу развития фирмы, т.е. в конечном счете отвечает на самый нужный для предпринимателя вопрос: стоит ли вкладывать деньги в это дело и принесет ли оно доходы, которые окупят все затраты сил и средств.
Целью бизнес-плана является изучение актуальность прибыль и рентабельность как показатель эффективности деятельности предприятия, а также пути её повышения.
Целью курсовой работы является изучение теоретических основ бизнес планирования и использование данного инструмента на практике.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
Изучение сущности, задач, видов и структуры бизнес-плана
Построение бизнес-плана конноспортивной школы
Объектом исследования является бизнес-план организации.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ БИЗНЕС-ПЛАНА
Планирование представляет oc собой oc процесс oc разработки oc и oc принятия oc целевых oc установок oc и oc определения oc путей oc наиболее oc эффективного oc их oc достижения[1]. oc Эти oc установки, oc разрабатываете oc чаще oc всего oc в oc виде oc дерева oc целей, oc характеризуют oc желаемое oc будущее oc и oc численно oc выражаются oc набором oc показателей, oc являющихся oc ключевыми oc для oc данного oc уровня oc управления. oc Планирование oc входит oc в oc число oc общих oc функций oc управления, oc имманентно oc присущих oc любой oc функционирующей oc социально-экономической oc системе. oc Необходимость oc составления oc планов oc предопределяется oc многими oc причинами; oc в oc их oc числе: oc неопределенность oc будущего, oc координирующая oc роль oc плана, oc оптимизация oc экономических oc последствий, oc ограниченность oc ресурсов.
В oc любой oc компании oc разрабатывается oc множество oc планов, oc однако oc основными oc являются: oc стратегический, oc производственный oc и oc финансовый. oc Первый oc разрабатывается oc в oc системе oc долгосрочного oc планирования, oc два oc других oc — oc в oc системе oc оперативного oc планирования. oc Что oc касается oc системы oc тактического oc планирования, oc то oc здесь, oc как oc правило, oc речь oc идет oc о oc локальных oc бизнес-планах oc по oc развитию oc действующих oc и oc разработке oc новых oc производственных oc линий oc и oc производств. oc И oc в oc стратегическом oc плане, oc и oc в oc локальном oc бизнес-плане oc тем oc не oc менее oc присутствуют oc более oc или oc менее oc детализированные oc финансовые oc разделы, oc включающие oc данные oc о oc предполагаемых oc инвестициях, oc объемах oc реализации oc в oc стоимостном oc выражении, oc основных oc параметрах oc расходов oc и oc затрат, oc рентабельности oc и oc др.
По oc своей oc сути oc планирование oc определяет oc направления oc движения, oc а oc не oc пункт oc назначения. oc Планирование oc - oc это oc наиболее oc достоверная oc количественная oc оценка oc и oc интерпретация oc событий, oc которые oc могут oc произойти oc в oc будущем, oc в oc определенный oc момент oc времени. oc Наиболее oc вероятно, oc что oc информация oc будет oc меняться oc по oc мере oc того, oc как oc бизнес oc будет oc развиваться oc во oc времени. oc Но oc тот oc факт, oc что oc с oc изменением oc среды oc функционирования oc бизнеса oc вносятся oc изменения oc в oc информацию, oc не oc является oc причиной oc утверждать, oc что oc планирование oc не oc является oc необходимым oc аспектом oc принятия oc управленческих oc решений.
Если oc планирование oc правильно oc проводится oc и oc базируется oc на oc четком oc отслеживании oc событий, oc то oc оно oc становится oc мощным oc инструментом oc для oc бизнесмена, oc с oc помощью oc которого oc он oc имеет oc четкое oc представление oc о oc том, oc что oc происходит oc в oc среде oc его oc функционирования oc и oc какое oc влияние oc оказывает oc на oc его oc бизнес. oc Кроме oc того, oc бизнес oc план oc - oc это oc важный oc документ oc о oc намерениях, oc благодаря oc которому oc банки, oc если oc они oc действуют oc мудро, oc могут oc усилить oc контроль oc над oc эффективностью oc использования oc их oc инвестиционных oc средств oc и oc определить oc признаки oc возникновения oc проблем oc еще oc до oc того, oc как oc они oc станут oc очевидными.
1.1 Понятие и задачи бизнес-плана
Бизнес план[2] - это план осуществления oc бизнес oc - oc операции, oc действий oc фирмы, oc содержащая oc сведения oc о oc фирме, oc товаре, oc его oc производстве, oc рынках oc сбыта, oc маркетинге, oc организации oc операций oc и oc их oc эффективности.
Цель oc разработки oc бизнес oc плана oc - oc спланировать oc хозяйственную oc деятельность oc фирмы oc на oc ближайший oc и oc отдаленный oc периоды oc в oc соответствии oc с oc потребностями oc рынка oc и oc возможностями oc получения oc необходимых oc ресурсов.
Задачами oc бизнес oc - oc плана oc является[3]:
1) oc сформулировать oc долговременные oc и oc краткосрочные oc цели oc фирмы, oc стратегию oc и oc тактику oc их oc достижения;
2) oc определить oc конкретные oc направления oc деятельности oc фирмы, oc целевые oc рынки oc и oc место oc фирмы oc на oc этих oc рынках;
3) oc выбрать oc ассортимент oc и oc определить oc показатели oc товаров oc и oc услуг, oc которые oc будут oc предложены oc фирмой oc потребителям;
4) oc оценить oc производственные oc и oc непроизводственные oc издержки;
5) oc определить oc состав oc маркетинговых oc мероприятий oc по oc изучению oc рынка, oc стимулированию oc продаж, oc ценообразованию oc и oc т.п.;
6)оценить oc финансовое oc положение oc фирмы oc и oc соответствие oc имеющихся oc финансовых oc и oc материальных oc ресурсов oc возможностям oc достижения oc поставленных oc целей oc и oc т.д.
Бизнес oc - oc план oc выполняет oc следующие oc основные oc функции, oc а oc именно:
1) oc является oc инструментом, oc с oc помощью oc которого oc предприниматель oc может oc оценить oc фактические oc результаты oc деятельности oc за oc определенный oc период;
2) oc может oc использован oc для oc разработки oc концепции oc ведения oc бизнеса oc в oc перспективе;
3) oc является oc инструментом oc добывания oc финансовых oc ресурсов;
4) oc представляет oc собой oc инструмент oc реализации oc стратегии oc предприятия.
Таким oc образом, oc бизнес-план oc позволяет oc проанализировать oc возможности oc деятельности oc предприятия oc и oc обосновать oc выбор oc приоритетных oc целей, oc т.е. oc определить oc стратегию oc функционирования oc фирмы.
Правильно oc составленный oc план oc дает oc перспективу oc развития oc фирмы, oc то oc есть, oc в oc конечном oc счете, oc отвечает oc на oc самый oc важный oc для oc предпринимателя oc вопрос: oc стоит oc ли oc вкладывать oc деньги oc в oc это oc дело, oc принесет oc ли oc оно oc доходы, oc которые oc окупят oc все oc затраты oc сил oc и oc средств. oc Это oc становится oc особенно oc важным oc именно oc для oc малого oc предприятия, oc ресурсы oc которого, oc как oc правило, oc жестко oc ограничены.
На oc начальных oc этапах oc составления oc бизнес-планов oc на oc те oc или oc иные oc бизнес-проекты oc достаточно oc приближенных oc ответов oc на oc основе oc выполнения oc укрупненных oc расчетов oc экономистами-менеджерами. oc В oc дальнейшем oc требуется oc проведение oc специалистами oc подробных oc или oc уточненных oc расчетов oc основных oc планово-экономических oc показателей. oc Содержание oc бизнес-плана, oc его oc состав oc и oc степень oc детализации oc определяются oc взаимодействием oc таких oc факторов, oc как oc вид oc и oc объем oc выпускаемой oc продукции, oc величина oc рыночного oc спроса oc и oc предложения, oc уровень oc развития oc и oc масштабы oc производства, oc источник oc финансирования oc бизнеса oc и oc платежеспособность oc предприятия oc и oc т.п. oc Для oc предварительного oc технико-экономического oc обоснования oc бизнес-проекта, oc как oc подтверждает oc отечественная oc практика, oc необходимы oc следующие oc рыночные oc показатели[4]:
- общие oc исходные oc данные oc и oc условия oc выполнения oc проекта;
- рынок oc сбыта oc продукции oc и oc производственная oc мощность;
- материальные oc факторы oc производства oc и oc требуемые oc ресурсы;
- местонахождение oc предприятия oc и oc транспортные oc связи;
- проектно-конструкторская oc документация;
- организация oc предприятия oc и oc накладные oc расходы;
- потребность oc трудовых oc ресурсов oc и oc источники oc покрытия;
- планирование oc сроков oc осуществления oc проекта;
- финансово-экономическая oc оценка oc бизнес-проекта.
Приведенные oc показатели oc бизнес-плана oc определяют oc не oc только oc содержание, oc но oc и oc последовательность oc выполнения oc необходимых oc планово-экономических oc расчетов. oc Поэтому oc для oc качественной oc разработки oc бизнес-планов oc необходима oc достоверная oc исходная oc маркетинговая, oc производственная, oc финансовая oc и oc другая oc планово-экономическая oc информация. oc В oc связи oc с oc этим oc рассмотрим oc примерную oc структуру oc действующих oc на oc зарубежных oc фирмах oc бизнес-планов, oc раскрывающих oc более oc подробно oc как oc исходную oc информацию, oc так oc и oc разрабатываемые oc на oc ee oc основе oc плановые oc показатели.
- Титульный лист: название и адрес фирмы; имена и адреса учредителей; суть предлагаемого проекта; стоимость проекта.
- Вводная часть: основные положения предлагаемого проекта.
- Анализ положения дел в отрасли: текущая ситуация и тенденции ее развития; потенциальные конкуренты; предполагаемые потребители.
- Существо предлагаемого проекта: выпускаемая продукция; выполняемые работы и услуги; необходимые помещения и оборудование; требуемый административный и производственный персонал; сведения о самом предпринимателе и его партнерах.
- Производственный план: содержание технологического и производственного процессов; предполагаемые субподрядчики и партнеры; стоимость основных производственных фондов; номенклатура и объем выпуска продукции; перечень применяемых материалов; поставщики сырья.
- План маркетинга: предполагаемые цены на продукцию; возможные каналы сбыта; реклама продукции; прогноз новых видов изделий; целевые показатели.
- Организационный план: форма собственности; сведения о партнерах (пайщиках); мера ответственности партнеров; состав руководящих органов; организационная структура фирмы; распределение обязанностей и функций.
- Финансовый план: план доходов и расходов; денежные поступления и платежи; балансовый план; точка самоокупаемости; основные источники денежных средств; порядок использования доходов.
- Оценка риска: слабые стороны предприятия; вероятность появления новых технологий; альтернативные стратегии; надежность партнеров и поставщиков.
- Приложения: перечень основных документов.
В российском малом и большом предпринимательстве в последние годы значительно расширилась практика составления бизнес-планов с учетом специфики новых рыночных отношений. Приведем для примера основные показатели бизнес-планов, разрабатываемых на предприятиях Самарской области:
- наименование инвестиционного проекта и его краткое описание;
- цель проекта и сроки его реализации;
- срок окупаемости инвестиций;
- ожидаемые результаты от реализации проекта (прирост производства продукции и прибыли, рост экспорта, повышение качественных характеристик);
- предполагаемая стоимость проекта (общая стоимость, в том числе привлечение средств из областного бюджета);
- предельно минимальный срок кредита;
- форма гарантии возврата ссуды (залог земли, недвижимость, оборудование, страховка);
- план инвестиций и срок возврата ссуды по месяцам года;
- основные рынки сбыта продукции и конкуренты;
- результаты реализации проекта (новые рабочие места, закупка технологии, оборудования);
- структура себестоимости по основным статьям расходов.
Наличие типового содержания бизнес-плана расширяет границы его применения не только на больших, но и на малых предприятиях. Вместе с тем следует иметь в виду, что действующее российское законодательство не закрепляет не только формы и порядок бизнес-планирования, но и саму обязательность разработки таких планов. Однако бизнес-план уже занял свое прочное место в российском предпринимательстве.
1.2 Общая концепция бизнес-плана
В последние годы у большинства предпринимателей уже появилось чёткое представление о том, что же такое бизнес-план и вызвано это даже не необходимостью предоставления документа в кредитную организацию или инвестору, а в первую очередь для того, чтобы досконально разобраться в собственном бизнесе, понять его экономику, специфику и перспективы развития.
Бизнес - это сфера множества инициатив предпринимателей, которые стремятся убедить инвесторов (денег) в том, что их идеи способны принести достаточный доход[5].
Инвестиции - помещение капитала в какое-либо юридически самостоятельное предприятия на длительный срок с целью получения дополнительной прибыли[6].
Бизнес-план выступает как объективная оценка собственной предпринимательской деятельности фирмы и в тоже время как необходимый инструмент проектно-инвестиционных решений в соответствии с потребностями рынка.