Файл: «Инновационные бизнес-модели предприятия».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 184

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Бизнес-план - это документ, в котором описываются все основные аспекты предпринимательской деятельности, осуществляется планирование, анализируются главные проблемы, с которыми может столкнуться предприниматель.

В зависимости от назначения выделяют следующие типы бизнес плана:

1. Коммерческо-производственный:

Он необходим для решения проблем коммерческой и производственной деятельности в процессе достижения целей развития фирмы. Для такого типа бизнес-плана характерно внимание к обоснованию путей достижения целей развития с наименьшими затратами. Причем акцент в плане может усиливаться (в зависимости от специфики деятельности) либо к коммерческой, либо к производственной стороне деятельности.

2. Инвестиционный:

Он является инструментом привлечения инвесторов. Целью такого плана служит строительство нового объекта или кардинальное изменение применяемой технологии производства, т.е. использование экономических категорий, связанных с понятием капитальных вложений. Бизнес-план такого типа предусматривает усиление акцента в структуре к таким вопросам как обеспечение возвратности кредитов и уплата процентов.

3. Финансового-оздоровления:

Он составляется фирмой, находящейся в состоянии неплатежеспособности. Для такого типа бизнес-плана характерна сложная процедура согласований расчетов с кредиторами и собственной фирмой, являющегося потенциальным банкротом.

4. Получения кредита:

Он разрабатывается с целью увеличения оборотного капитала, для осуществления широкомасштабных целей деятельности, которые могут быть связаны с основным производством и организацией, а направлены на диверсификацию работы.

5. Инвестиционного-проекта:

Он составляется для технико-экономического обоснования инновационной идеи или направления деятельности с целью получения финансирования.

Как показывает мировая практика, бизнес-план необходим не только крупным предприятиям, но и предприятиям малого и среднего бизнеса, индивидуальным предпринимателям. И прежде всего для того, чтобы тщательно проанализировать свои идеи, проверить их разумность, реалистичность и уменьшить тем самым риск неудачи. Кроме того, бизнес-план необходим для представления коммерческим или государственным структурам, у которых предприниматель собирается получить кредит, субсидию, грант, или иное имущество для реализации проекта, подтверждения реалистичности задуманного дела и способности возвратить кредит.


1.3 Финансовые аспекты планирования

Анализируя отечественный опыт по вопросам составления бизнес-плана, можно сделать вывод, что из всех его разделов наименее разработанным справедливо считается финансовый план. В этой связи подчеркнем, насколько велика роль методического обеспечения именно финансовой части бизнес-плана.

Финансовый раздел бизнес-плана включает разработку следующих типовых документов[7]:

финансовую отчетность предприятия;

анализ финансово-экономического состояния предприятия;

подготовку плановых документов;

прогноз запаса финансовой прочности проекта.

В первую очередь в данном разделе необходимо проанализировать комплекс документов, характеризующих финансово-хозяйственную деятельность рассматриваемой фирмы. В сам раздел «Финансовый план» или в Приложении к бизнес-плану могут быть включены финансовые документы последнего отчетного периода. Формы финансовой отчетности желательно привести к требованиям международных стандартов.

В настоящее время в России активно проводится работа по сближению используемых форм бухгалтерской, статистической и банковской отчетности с формами, применяемыми в международной практике, поэтому в бизнес-плане целесообразно использование форм, рекомендуемых Международным комитетом по стандартам бухгалтерского учета. В этой связи данные бухгалтерской отчетности следует привести к виду, обеспечивающему возможность их использования в процессе финансового анализа на основе методик, соответствующих международным стандартам.

Планово-отчетную документацию целесообразно разрабатывать и представлять в виде системы:

оперативный план (отчет);

план (отчет) доходов и расходов;

план (отчет) движения денежных средств;

балансовый отчет (план).

Оперативный план (отчет) отражает за каждый период результаты взаимодействия фирмы и ее целевых рынков по каждому товару и рынку. Основные показатели оперативного плана (отчета): рыночный потенциал фирмы в единицах данного товара, цена товара, объем продаж, доля фирмы в отраслевом рынке по данному товару, количество товаров в единицах, произведенных фирмой, запасы данного товара на складах на конец отчетного периода.

Эта совокупность показателей призвана давать представление руководству фирмы о той доле рынка, которая завоевана фирмой по каждому товару и которую предполагается завоевать в будущем периоде. Этот документ должен разрабатываться службой маркетинга.


План (отчет) доходов и расходов по производству товаров показывает, получит ли фирма прибыль от продажи каждого из товаров. В него обычно включают следующие показатели: выручку от продаж данного товара, производственные издержки на него, общепроизводственные издержки по статьям, налоги и отчисления, чистую прибыль, прибыль, остающуюся в распоряжении фирмы.

По данным этого плана (отчета) можно установить, приносит ли фирме прибыль данный товар, можно сравнить различные товары по прибыльности, с тем чтобы принять решение о целесообразности их дальнейшего производства. Этот документ разрабатывается экономической службой фирмы по каждому из товаров.

План (отчет) движения денежных средств показывает процесс поступлений и расходования денег в процессе деятельности фирмы. Основные показатели[8]: выручка от продажи товаров, денежные издержки на производство и реализацию товаров, налоги, отчисления, дивиденды, инвестиции, закупки, процентные издержки, погашение кредитов, суммарные затраты денежных средств, добавление к активной части баланса. Является непосредственным результатом планирования. Разрабатывается финансовой службой фирмы.

Балансовый отчет подводит итоги экономической и финансовой деятельности фирмы за отчетный период. В нем содержится полный перечень активов и пассивов фирмы. Этот документ показывает чистую стоимость и ликвидность фирмы. Кредиторы, как правило, запрашивают балансовый отчет. Последний также необходим при подаче налоговой декларации. Он обычно разрабатывается бухгалтерией.

В указанных планово-отчетных документах отражаются планируемые и фактические величины показателей за отчетный период. Продолжительность планово-отчетных периодов в зависимости от конкретных условий может изменяться в пределах: месяц, квартал, полгода, год.

Далее необходимо представить анализ финансово-экономического состояния предприятия. Данный анализ, основываясь на использовании отчетных данных, сталкивается с необходимостью корректировки стоимостных показателей с учетом уровня инфляции.

В мировой практике инфляционно - корректирующая переоценка анализируемых объектов производится либо по колебанию курсов валют, либо по колебаниям уровней цен.

Переоценка активов, выраженных в национальной денежной единице по курсу более стабильной валюты, весьма простой способ (это главное достоинство). Однако этот метод дает неточные результаты в силу того, что курсовые соотношения рубля и доллара не совпадают с их реальной покупательной способностью. Из-за этого более точной является переоценка вторым методом, который может быть[9]:


методом учета изменения общего уровня;

методом пересчета статей актива баланса в текущие цены.

Метод учета изменения общего уровня заключается в том, что

различные статьи финансовых объектов рассчитываются в денежных единицах финансовой покупательной способности (без учета структуры активов, оценивается все имущество).

По результатам корректировки выводится показатель прибыли, представляющий собой максимальную величину ресурсов, которая может быть направлена предприятием на потребление в течение следующего периода без ущерба для процесса воспроизводства.

Метод пересчета статей целесообразно применять, когда цены на разные группы товарно-материальных ценностей растут неодинаково. Этот метод позволяет отразить разную степень изменений стоимости производственных запасов, основных средств, амортизации, произошедших в результате инфляции. Суть метода -- переоценка всех статей исходя из их текущей стоимости. В качестве текущей стоимости используется стоимость воспроизводства, цена возможной реализации (ликвидационная) или экономическая стоимость.

Ликвидация выражает потенциальную чистую текущую цену продажи активов за вычетом затрат на их доработку и реализацию.

Инфляционной корректировке должны подвергаться лишь так называемые неденежные статьи: основные средства (в том числе нематериальные активы), производственные запасы, незавершенное производство, готовая продукция, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы, обязательства, которые должны быть погашены поставкой определенных товаров и (или) оказанием услуг, и т. д. Напротив, «денежные» статьи (денежные средства, дебиторская и кредиторская задолженность, кредиты, займы, депозиты, финансовые вложения и т. д.) независимо от изменения общего уровня цен инфляционной корректировке не подлежат. Обусловлено это тем, что на каждый данный момент они уже выражены в денежных единицах текущей покупательной силы. В переоцененную отчетность «денежные» статьи включаются по номиналу или по себестоимости, а «неденежные» - в условной оценке, полученной в результате пересчета первоначальных стоимостей.

Баланс по активу и пассиву достигается регулированием статьи «Нераспределенная прибыль»[10].

На основе технико-экономических и финансовых показателей деятельности предприятия за последние 3 года выполняется анализ финансово-экономического состояния предприятия.

Основной целью финансового анализа является получение небольшого числа ключевых (наиболее информативных) параметров, дающих объективную и точную картину финансового состояния предприятия, его прибылей и убытков, изменений в структуре активов и пассивов, в расчетах с дебиторами и кредиторами. При этом аналитика и управляющего (менеджера) может интересовать как текущее финансовое состояние предприятия, так и его проекция на ближайшую или более отдаленную перспективу, т. е. ожидаемые параметры финансового состояния. Результаты анализа позволяют заинтересованным лицам и организациям принять управленческие решения на основе оценки текущего финансового положения и деятельности предприятия за предшествующие годы.


При оценке финансово-экономического состояния предприятия в бизнес-плане рекомендуется выполнить анализ основных технико-экономических показателей деятельности предприятия и его финансового состояния.

ГЛАВА 2. МАРКЕТИНГОВОЕ РЕШЕНИЕ ДЛЯ БИЗНЕС-ПЛАНА

Почему у одной фирмы все идет гладко, oc другой oc приходится oc маневрировать oc среди oc неожиданно oc возникающих oc айсбергов oc рыночной oc экономики, oc третьей oc вообще oc с oc трудом oc удается oc держаться oc на oc поверхности? oc Известно, oc что oc любое oc дело, oc реализацию oc компании oc или oc проекта oc нужно oc начинать oc с oc бизнес-плана, oc который oc позволяет oc рассчитать oc силы, oc определить oc срок oc окупаемости, oc экономическую oc эффективность oc предпринятого oc шага. oc Бизнес-план oc - oc это oc только oc часть oc исследования, oc называемого oc маркетинг, oc которое oc необходимо oc предпринять, oc чтобы oc определить oc конкурентоспособность oc бизнеса oc на oc большой oc отрезок oc времени. oc Маркетинг oc необходим oc и oc малым oc предприятиям. oc И oc если, oc как oc показывает oc опыт, oc половина oc из oc них oc ежегодно oc закрывается oc даже oc в oc зарубежных oc странах, oc то oc определенно oc можно oc сказать, oc что oc это oc происходит oc потому, oc что oc рыночные oc условия oc не oc были oc определены oc достаточно oc точно, oc чтобы oc сориентироваться oc на oc своих oc поставщиков, oc заказчиков oc и oc конкурентов. oc Маркетинг oc - oc это oc целая oc система oc управления oc деятельностью oc фирмы oc по oc разработке, oc производству oc и oc сбыту oc товаров oc или oc услуг oc на oc основе oc изучения oc рынка oc и oc реальных oc запросов oc и oc потребностей oc покупателей.

Любой oc предприниматель oc осуществляет oc маркетинг, oc может oc быть, oc и oc не oc подозревая oc этого, oc когда oc выбирает oc направление oc деятельности, oc объем oc выпуска oc и oc параметры oc качества. oc Но oc если oc это oc делается oc без oc расчета oc и oc обоснования, oc а oc просто oc потому, oc что oc случай oc под oc руку oc подвернулся, oc то oc тогда oc могут oc быть oc и oc неожиданности, oc и oc разочарования. oc Несомненно, oc маркетинг oc должны

Маркетинговые oc решения oc для oc бизнес-плана oc проводить oc специалисты. oc Но oc на oc каком-то oc этапе oc можно oc попытаться oc сделать oc его oc и oc своими oc силами. oc Даже oc если oc не oc довести oc его oc до oc конца, oc вы, oc по oc крайней oc мере, oc увидите oc отчетливо oc проблемы, oc которые oc окружают oc вашу oc деятельность, oc и oc почувствуете, oc в oc состоянии oc ли oc Вы oc их oc преодолеть.