Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 186
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ БИЗНЕС-ПЛАНА
1.1 Понятие и задачи бизнес-плана
1.2 Общая концепция бизнес-плана
1.3 Финансовые аспекты планирования
ГЛАВА 2. МАРКЕТИНГОВОЕ РЕШЕНИЕ ДЛЯ БИЗНЕС-ПЛАНА
2.1 Необходимость овладения методами разработки бизнес-плана
Прежде oc всего oc необходимо oc составить oc план oc маркетинговой oc работы. oc Причем, oc важно oc делать oc это oc не oc в oc одиночку, oc а oc при oc участии oc всего oc коллектива. oc Каждый oc из oc сотрудников oc высветит oc проблему oc со oc своей oc позиции oc и oc увидит, oc как oc важно oc его oc участие oc в oc общем oc деле, oc а oc это oc будет oc служить oc сплочению oc коллектива. oc План oc маркетинга oc формируется oc на oc основе oc ответов oc на oc 3 oc вопроса[11]: oc каково oc положение oc предприятия oc на oc начало oc исследования, oc какую oc оно oc ставит oc цель oc и oc как oc собирается oc ее oc достичь. oc Ответить oc на oc эти oc вопросы oc лаконично oc непросто, oc поэтому oc необходимо oc поставить oc еще oc несколько oc вопросов. oc Только oc четкая oc формулировка oc ответов oc позволит oc Вам oc приблизиться oc к oc маркетинговому oc исследованию. oc Число oc и oc содержание oc вопросов oc зависят oc от oc характера oc производства oc и oc конъюнктуры oc рынка. oc Но oc все oc же oc обязательно oc нужно oc сказать, oc какую oc продукцию oc производит oc предприятие, oc какая oc наиболее oc выгодна, oc какие oc цены oc сложились oc на oc подобные oc изделия, oc какие oc для oc них oc требуются oc ресурсы oc (с oc учетом oc сырья oc и oc квалификации oc работников), oc затем oc - oc кто oc потребители, oc кто oc конкуренты, oc какие oc проблемы oc уже oc проявились. oc Ответить oc на oc эти oc вопросы oc несложно, oc хотя oc и oc нужно oc поработать. oc Сложнее oc сказать, oc чем oc Ваше oc предприятие oc отличается oc от oc подобных, oc какие oc у oc него oc виды oc на oc будущее, oc каким oc Вы oc хотите oc его oc видеть oc и oc какие oc доходы oc получать? oc Для oc этого oc требуются oc исследования, oc которые oc составят oc почти oc тридцать oc рабочих oc документов.
Границы oc маркетингового oc исследования oc определяются oc жизненным oc циклом oc изделия oc или oc услуги. oc Он oc представляет oc собой oc промежуток oc времени oc от oc зарождения oc изделия, oc начиная oc с oc его oc разработки, oc до oc насыщения oc рынка oc и oc затухания oc продажи oc и oc производства. oc На oc начальной oc стадии oc превалируют oc расходы, oc потом oc достигается oc процветание, oc а oc дальнейший oc рост oc убытков oc ведет oc к oc свертыванию oc производства.
2.1 Необходимость овладения методами разработки бизнес-плана
Известно, что предприятие в рыночной системе oc хозяйствования oc подвержено oc постоянным, oc во oc многом oc противоречивым oc изменениям oc и oc воздействиям. oc Дополнение oc к oc этому oc для oc российских oc условий oc характерна oc еще oc и oc неустойчивость oc законодательства. oc Условия oc внешней oc среды oc существования oc компании oc наводят oc на oc размышления, oc которые oc сводятся oc к oc простейшей oc фразе: oc "Может oc быть, oc не oc стоит oc затрачивать oc время oc и oc силы oc на oc составление oc плана, oc лучше oc постоянно oc чутко oc улавливать oc изменения oc и oc держать oc руль oc управления oc в oc позиции oc сиюминутной oc готовности?".
Специалисты-рыночники oc считают, oc что oc чем oc больше oc рынка, oc тем oc важнее oc план. oc При oc этом oc план oc надо oc понимать, oc как oc сбалансированный oc с oc ресурсами oc комплекс oc мероприятий, oc учитывающий oc возникающие oc в oc новых oc условиях oc риски oc потери oc средств oc и oc очень oc ограниченное oc воздействие oc государства oc на oc правила oc рыночной oc экономики.
Разработка oc бизнес-плана oc требует oc профессиональных oc знаний oc в oc области oc управления, oc финансах, oc маркетинге[12]. oc Даже oc небольшие oc фирмы oc на oc Западе oc обращаются oc к oc экспертам oc за oc консультацией, oc предлагающим oc услуги oc по oc составлению oc бизнес-плана.
Однако oc составление oc бизнес-плана oc требует oc личного oc участия oc руководителя oc или oc предпринимателя, oc открывающего oc свое oc дело. oc Руководящая oc роль oc первого oc лица oc в oc процессе oc бизнес-планирования oc обусловливает oc необходимость oc его oc участия oc в oc моделировании oc будущей oc деятельности, oc соизмеряя oc с oc ней oc свои oc силы, oc ресурсы oc предприятия, oc возможности oc привлечения oc дополнительных oc средств oc и oc их oc эффективное oc использование. oc Личное oc участие oc руководителя oc в oc составлении oc бизнес-плана oc настолько oc важно, oc что oc многие oc зарубежные oc банки oc и oc инвестиционные oc фирмы oc отказываются oc вообще oc рассматривать oc заявки oc на oc выделение oc средств, oc если oc становится oc известно, oc что oc бизнес-план oc с oc начала oc и oc до oc конца oc был oc подготовлен oc консультантом oc со oc стороны, oc а oc руководителем oc лишь oc подписан.
Включаясь oc в oc эту oc работу oc лично, oc руководитель oc как oc бы oc моделирует oc свою oc будущую oc деятельность, oc проверяя oc и oc сам oc замысел oc и oc себя, oc хватит oc ли oc сил oc довести oc его oc до oc успеха oc и oc двинуться oc дальше? oc Это oc не oc означает, oc что oc не oc надо oc пользоваться oc услугами oc консультантов oc наоборот, oc привлечение oc экспертов oc весьма oc приветствуется oc инвесторами.
Ни oc один oc юридический oc документ oc пока oc еще oc не oc закрепляет oc обязательности oc подготовки oc бизнес-плана. oc Не oc всегда oc его oc требуют oc даже oc банки, oc предоставляя oc кредиты. oc Но, oc пренебрегая oc составлением oc бизнес-плана, oc предприниматель oc оказывается oc не oc готов oc к oc ожидающим oc его oc неприятностям oc и oc начинает oc обычно oc лихорадочно oc импровизировать. oc Поэтому oc лучше oc не oc пожалеть oc времени oc и oc заняться oc бизнес oc - oc планированием, oc пользу oc которого oc подтверждает oc и oc зарубежный oc опыт.
Статистика oc показывает, oc что oc в oc США oc ежегодно oc свое oc дело oc начинают oc 600 oc тысяч oc новых oc предпринимателей, oc из oc которых oc только oc половина oc удерживается oc на oc плаву oc хотя oc бы oc 18 oc месяцев. oc Одному oc из oc пяти oc удается oc не oc разориться oc на oc протяжении oc первых oc 10 oc лет.
Основными oc причинами oc неудач, oc как oc оказывают oc исследования, oc чаще oc всего oc являются: oc некомпетентность oc (более oc 40%), oc отсутствие oc управленческого oc опыта oc (15-17%), oc нехватка oc жизненного oc опыта oc и oc знаний oc (15%), oc отсутствие oc профессиональных oc навыков oc (13%)[13].
Отечественная oc практика oc показывает, oc что oc учредители oc многих oc предприятий, oc появившихся oc в oc период oc перестройки, oc подошли oc к oc их oc созданию oc совершенно oc неосознанно. oc Легкость, oc с oc которой oc появлялись oc предприятия oc в oc начале oc 1990-х oc годов, oc объясняется, oc прежде oc всего, oc низким oc уровнем oc вкладов oc в oc уставной oc капитал, oc что oc обусловило oc невысокую oc профессиональную oc ответственность oc предпринимателей oc за oc бизнес.
Кроме oc того, oc начало oc деятельности oc зачастую oc не oc было oc обеспечено oc ни oc соответствующей oc технологией, oc ни oc финансами, oc а oc к oc выработке oc концепции oc и oc стратегии oc ее oc развития oc предприниматели oc приступали oc обычно oc на oc втором oc этапе.
В oc результате oc 10-15% oc от oc общего oc числа oc зарегистрированных oc предприятий oc длительное oc время oc числились oc "мертвыми" oc (не oc занимающимися oc хозяйственной oc деятельностью) oc и oc в oc конце oc концов oc объявляли oc о oc самоликвидации.
Необходимость разработки бизнес-плана oc объясняется oc еще oc и oc тем, oc что oc риск oc банкротства oc для oc вновь oc созданных oc предприятий, oc особенно oc в oc первые oc 3-5 oc лет, oc очень oc велик. oc Об oc этом oc свидетельствует oc и oc международная oc практика.
Овладение oc искусством oc составления oc бизнес-плана oc в oc условиях oc российской oc экономики oc стало oc крайне oc актуальным oc в oc силу oc следующих oc причин:
- oc во-первых, oc в oc нашей oc экономике oc рождается oc поколение oc предпринимателей, oc не oc имеющих oc пока oc опыта oc управления oc в oc условиях oc рыночной oc экономики;
- oc во-вторых, oc меняющиеся oc экономические oc условия oc требуют oc от oc опытных oc руководителей oc ставить oc и oc решать oc задачи oc по-новому;
- oc в-третьих, oc для oc привлечения oc иностранных oc инвестиций oc необходимо oc уметь oc обосновывать oc свои oc заявки oc и oc доказывать oc инвесторам oc свои oc способности oc и oc возможности.
Бизнес-план oc представляет oc собой oc всестороннее oc описание oc бизнеса oc и oc среды, oc а oc также oc системы oc управления, oc в oc которой oc он oc нуждается oc для oc достижения oc поставленных oc целей.
Не oc существует oc стандарта oc на oc разработку oc бизнес-плана oc из-за oc различия oc целей oc бизнеса oc и oc бесконечного oc множества oc вариаций oc среды, oc в oc которой oc он oc действует.
Следовательно, oc требуются oc навыки oc и oc усидчивость, oc чтобы oc описать oc трех- oc или oc пятилетнюю oc перспективу oc развития oc бизнеса, oc особенно oc в oc быстро oc меняющихся oc экономических oc условиях oc России. oc Поэтому oc значительной oc частью oc любого oc бизнес-плана oc будут oc разделы oc планомерного oc контроля oc и oc регулирования oc бизнеса. oc Хотя oc бизнес-план oc в oc целом oc считается oc инструментом oc для oc получения oc кредита, oc он oc служит oc и oc другим oc целям. oc Дополнительные oc цели oc приведем oc так, oc как oc они oc сформулированы oc в oc Методическом oc пособии oc по oc разработке oc бизнес-плана, oc составленном oc Европейским oc союзом oc для oc новых oc независимых oc государств: oc выявление oc целей oc бизнеса;
содействие oc выработке oc стратегии oc и oc оперативной oc тактики oc для oc достижения oc целей oc бизнеса; oc создание oc системы oc измерения oc результатов oc деятельности;
предоставление oc инструментария oc управления oc бизнесом;
предоставление oc средств oc оценки oc сильных oc и oc слабых oc сторон oc бизнеса, oc а oc также oc выявление oc альтернативных oc стратегий oc выживания.
Овладение oc методами oc разработки oc бизнес-плана oc позволит oc предпринимателям oc выработать oc (в oc своем oc характере oc и oc манере oc вести oc дела) oc те oc основные oc черты, oc которые oc присущи oc преуспевающим oc бизнесменам: oc стремление oc к oc новшествам; oc готовность oc идти oc на oc разумный oc риск; oc уверенность oc в oc собственных oc силах; oc способность oc напряженно oc трудиться; oc умение oc ставить oc перед oc собой oc высокие, oc но oc достижимые oc цели; oc умение oc вести oc тщательный oc учет oc своих oc затрат oc и oc результатов.
Таким oc образом, oc обобщая oc сказанное, oc можно oc дать oc следующее oc определение.
Бизнес-план oc - oc это oc аналитический oc документ oc для oc планирования oc предпринимательской oc деятельности, oc в oc нем oc описываются oc все oc основные oc аспекты oc будущего oc коммерческого oc предприятия, oc анализируются oc все oc проблемы, oc с oc которыми oc оно oc может oc столкнуться, oc а oc также oc определяются oc способы oc решения oc этих oc проблем. oc Правильно oc составленный oc бизнес-план, oc в oc конечном oc счете, oc отвечает oc на oc вопрос: oc стоит oc ли oc вообще oc вкладывать oc деньги oc в oc это oc дело oc и oc принесет oc ли oc оно oc прибыль? oc Очень oc важно oc составить oc бизнес-план oc в oc соответствии oc с oc определенными oc требованиями oc и oc выполнить oc специальные oc расчеты oc - oc это oc поможет oc предвидеть oc будущие oc проблемы oc и oc понять, oc преодолимы oc ли oc они oc и oc где oc надо oc заранее oc "подстелить oc соломки".
Начинающему oc предпринимателю oc необходимо oc помнить, oc что oc бизнес- oc план oc - oc документ oc перспективный. oc Если oc же oc не oc способны, oc хотя oc бы oc грубо, oc приближенно oc определить oc перспективу oc проекта oc на oc такой oc срок, oc то oc подумайте: oc может oc быть, oc рано oc браться oc за oc этот oc бизнес. oc Туманное oc представление oc будущего oc рынка oc сбыта oc товаров, oc и oc перспективы oc развития oc собственной oc коммерческой oc деятельности oc обычно oc ведут oc к oc низкой oc эффективности oc задуманного oc проекта oc и oc к oc потере oc вложенных oc средств.
2.2 Компьютерные технологии разработки бизнес-плана
В процессе бизнес-планирования существенное oc место oc занимают oc расчеты oc динамических oc рядов oc достаточно oc широкого oc круга oc показателей.
Расчеты oc ведутся oc с oc учетом oc элементов oc прогнозирования, oc привлечения oc экспертных oc оценок oc будущего oc состояния oc того oc или oc иного oc финансового oc и oc производственно-экономического oc процесса oc не oc только oc на oc конечный oc момент oc реализации oc проекта, oc но oc и oc в oc варианте oc поквартального oc (помесячного) oc описания oc ситуации.
Наиболее oc полный oc учет oc динамики oc реализации oc проекта oc при oc подготовке oc и oc анализе oc бизнес-плана oc возможен oc с oc использованием oc специализированных oc компьютерных oc систем oc экономического oc и oc финансового oc моделирования, oc приспособленных oc для oc решения oc подобных oc задач. oc Особое oc значение oc это oc имеет oc для oc учета oc фактора oc инфляции oc и oc приведения oc разновременных oc затрат, oc а oc также oc для oc анализа oc чувствительности oc проекта oc к oc изменениям oc внешней oc среды. oc Правильный oc выбор oc и oc эффективное oc использование oc компьютерных oc программных oc продуктов oc позволяют oc значительно oc улучшить oc качество oc бизнес-планов.
В oc настоящее oc время oc существует oc весьма oc широкий oc спектр oc специализированных oc программных oc продуктов. oc Наиболее oc часто oc в oc нашей oc стране oc применяются oc пакеты oc прикладных oc программ oc COMFAR oc (Computer oc model oc for oc reporting) oc и oc PROPSPIN oc (Project oc profile oc screening oc and oc preappraisal oc information oc system), oc созданные oc при oc ЮНИДО oc - oc Комиссии oc Организации oc Объединенных oc Наций oc по oc промышленному oc развитию; oc пакет oc «Альт-Инвест» oc фирмы oc «Альт» oc (Санкт-Петербург) oc и oc пакет oc «Project oc Expert» oc фирмы oc «Про-Инвест oc Консалтинг»[14]. oc Системы oc типа oc «Microsoft oc project», oc «Timt oc line» oc и oc «Primavera» oc предназначены oc только oc для oc разработки oc календарного oc плана oc работ oc и oc сетевого oc проекта, oc включая oc длительность oc и oc затраты oc по oc его oc стадиям, oc и oc применяются oc в oc основном oc как oc системы oc управления oc проектами.