Файл: «Фирменное наименование и коммерческое обозначение как институты гражданского права.».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 120

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Научный и практический интерес к исследованию проблемы правового регулирования использования фирменного наименования и коммерческого обозначения в гражданском законодательстве обусловлен тем, что они являются важными инструментами для создания имиджа бизнеса в представлении клиентов или для локализации бизнеса на рынке.

Вступление в силу четвертой части Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) ознаменовало собой начало нового этапа в развитии российского законодательства и теории права применительно ко всему комплексу охраняемых результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации. Правовое регулирование отношений в сфере интеллектуальной собственности принципиально важно для нашей страны.

Как следствие, разработка отвечающего актуальным потребностям экономики правового режима использования средств индивидуализации участников гражданского оборота, их предприятий, а также товаров, работ и услуг, представляет особую важность для большого числа правообладателей. Вместе с тем, в достижении этой цели заинтересованы также и органы публичной власти, и самый широкий круг потребителей.

Предметом работы являются фирменное наименование и коммерческое обозначение как институты гражданского права.

Целью данной работы является рассмотрение теоретических основ и практических рекомендаций, направленных на более эффективное использование гражданско-правового института фирменных наименований и коммерческих обозначений.

Поставлены следующие исследовательские задачи:

– проанализировать понятия «фирменное наименование» и «коммерческое обозначение» их правовую природу и место в системе гражданского права;

– провести анализ вопроса о соотношении между собой таких средств индивидуализации, как фирменное наименование и коммерческое обозначение;

– рассмотреть правовые проблемы связанные с фирменным наименованием и коммерческим обозначением;

– рассмотреть предложения по совершенствованию законодательства.

Рассмотрение данных задач основано на анализе и обобщении учебных материалов, научных статей и существующего законодательства по данным вопросам.

1.Правовой режим коммерческого обозначения

Вступившая в силу с 1 января 2008 г. часть IV ГК РФ предоставляет предпринимателям право использовать в своей деятельности коммерческое обозначение, представляющее собой объект интеллектуальной собственности. Однако до 01.01.2008 г. никакими особыми нормами в составе различных «интеллектуальных» законов правовой режим коммерческого обозначения не регулировался, коммерческое обозначение было лишь упомянуто в гл. 54 части второй ГК РФ, посвященной коммерческой концессии.


По своей сути, коммерческое обозначение – это символ, позволяющий различать одно предприятие от другого. И, если возможность иметь фирменные наименования действующее законодательство предоставляет только юридическим лицам, то коммерческие обозначения кроме юридических лиц вправе использовать и предприниматели. Для индивидуальных предпринимателей коммерческое обозначение заменяет фирменное наименование, а для юридических лиц – это дополнительное средство индивидуализации.

Признаки коммерческого обозначения, условия возникновения исключительного права на него и срок действия этого права содержит параграф 4 гл. 76 «Права на средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий» части IV ГК РФ. Определения коммерческого обозначения ГК РФ не дает, а лишь характеризует его через следующие признаки (особенности):

1. Наличие достаточных различительных признаков.

Коммерческое обозначение должно обладать различительными признаками, то есть не вводить потребителей и партнеров в заблуждение относительно того, кому принадлежит данное предприятие и способствовать различению одного предприятия от другого.

2. Локальный характер коммерческого обозначения.

Использование коммерческого обозначения должно быть известным в пределах определенной территории, то есть зона действия обозначения ограничена территорией, как правило, той, на которой находится и осуществляет свою деятельность предприниматель (это может быть округ, район, муниципальное образование).

Коммерческое обозначение должно индивидуализировать, то есть выделить среди множества других, не конкретный товар, а предприятие (не что иное, как имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности – ст. 132 ГК РФ). Для индивидуализации одного предприятия, может использоваться только одно коммерческое обозначение. В то же время допускается использование единого коммерческого обозначения для индивидуализации нескольких предприятий (п. 2 ст. 1538 ГК РФ).

Не требуется обязательной регистрации коммерческого обозначения для возникновения права на него.

Коммерческое обозначение может существовать в следующих формах:

- словесные коммерческие обозначения;

- изобразительные,

- звуковые,

- комбинированные и др.

Исключительное право на коммерческое обозначение

При соблюдении двух основных условий (различительная способность и известность на определенной территории) ГК РФ наделяет правообладателя исключительным правом использования коммерческого обозначения любым способом, не противоречащим закону (исключительное право на коммерческое обозначение – п. 1 ст. 1539 ГК РФ).


Использовать коммерческое обозначение можно следующими способами – путем указания на вывесках, бланках, в счетах и на иной документации, в объявлениях и рекламе, на товарах или упаковках. Моментом возникновения исключительного права следует считать начало использования коммерческого обозначения.

Срок действия исключительного права на коммерческое обозначение не ограничен (например, сколько времени существует предприятие, столько и его коммерческое обозначение). Однако исключительное право прекращается, если обозначение не используется непрерывно в течение года (п. 2 ст. 1540 ГК РФ).

Инициаторами прекращения действия исключительного права на коммерческое обозначение могут в судебном порядке выступить конкуренты. В таком случае необходимо будет доказать факт использования обозначения, предъявив бланки, отчеты, рекламные материалы и т.д., с указанием коммерческого обозначения. Для смены коммерческого обозначения достаточно начать использовать новое обозначение, а право на «старое» автоматически прекратиться через год.

При неоднократном или грубом нарушении интеллектуальных прав по иску прокурора в судебном порядке может быть ликвидировано юридическое лицо или прекращена регистрация индивидуального предпринимателя, нарушающих данные права ст. 1253 ГК РФ. Данный вид нарушения исключительных прав является новым для нашего законодательства. Единообразное толкование понятия «грубое нарушение» отсутствует, поэтому остается ждать, когда соответствующие разъяснения будут даны судебными органами. Интересный факт: при разработке проекта части четвертой Гражданского кодекса РФ предлагалось более подробное толкование данного термина – неоднократное нарушение в крупном размере, имеющее своей целью извлечение прибыли либо направленное на причинение вреда. Однако в окончательный вариант текста ст. 1253 ГК РФ указанная «расшифровка» не вошла.

Вместе с тем, четвертая часть Гражданского кодекса РФ содержит достаточно подробную регламентацию правового режима коммерческих обозначений. Дальнейшее совершенствование правовой регламентации в сфере средств индивидуализации будет способствовать все большему вовлечению коммерческих обозначений в хозяйственный оборот.

2.Правовой режим коммерческой тайны в предпринимательской деятельности


Ст. 3 Федерального закона от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ "О коммерческой тайне" определяет, что под коммерческой тайной понимается режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду.

Информация, составляющая коммерческую тайну (секрет производства), - сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны.

Право на отнесение информации к информации, составляющей коммерческую тайну, и на определение перечня и состава такой информации принадлежит обладателю такой информации.

Режим коммерческой тайны образует совокупность правовых, организационных, технических и иных мер по охране ее конфиденциальности.

Цель режима коммерческой тайны – защита права на добросовестную конкуренцию и использование своих интеллектуальных способностей.

Правовой режим коммерческой тайны определяется нормами, устанавливающими:

1. порядок документирования информации;

2. право собственности на отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах;

3. категорирование информации по уровню доступа к ней;

4. порядок правовой защиты информации, составляющей коммерческую тайну.

Режим коммерческой тайны считается установленным после принятия обладателем информации, составляющей коммерческую тайну, следующих мер:

1. определения перечня информации, составляющей коммерческую тайну;

2. ограничения доступа к информации, составляющей коммерческую тайну, путем установления порядка обращения с этой информацией и контроля за соблюдением такого порядка;

3. учета лиц, получивших доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, и (или) лиц, которым такая информация была предоставлена или передана;

4. регулирования отношений по использованию информации, составляющей коммерческую тайну, работниками на основании трудовых договоров и контрагентами на основании гражданско-правовых договоров;


5. нанесения на материальные носители, содержащие информацию, составляющую коммерческую тайну, или включение в состав реквизитов документов, содержащих такую информацию, грифа "Коммерческая тайна" с указанием обладателя такой информации (для юридических лиц - полное наименование и место нахождения, для индивидуальных предпринимателей - фамилия, имя, отчество гражданина, являющегося индивидуальным предпринимателем, и место жительства).

Меры по охране конфиденциальности информации признаются разумно достаточными, если:

1. исключается доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, любых лиц без согласия ее обладателя;

2. обеспечивается возможность использования информации, составляющей коммерческую тайну, работниками и передачи ее контрагентам без нарушения режима коммерческой тайны.

Информация, составляющая коммерческую тайну, обладателем которой является другое лицо, считается полученной незаконно, если ее получение осуществлялось с умышленным преодолением принятых обладателем информации, составляющей коммерческую тайну, мер по охране конфиденциальности этой информации, а также если получающее эту информацию лицо знало или имело достаточные основания полагать, что эта информация составляет коммерческую тайну, обладателем которой является другое лицо, и что осуществляющее передачу этой информации лицо не имеет на передачу этой информации законного основания.

Режим коммерческой тайны не может быть установлен лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, в отношении следующих сведений (ст. 5 закона):

1. содержащихся в учредительных документах юридического лица, документах, подтверждающих факт внесения записей о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствующие государственные реестры;

2. содержащихся в документах, дающих право на осуществление предпринимательской деятельности;

3. о составе имущества государственного или муниципального унитарного предприятия, государственного учреждения и об использовании ими средств соответствующих бюджетов;

4. о загрязнении окружающей среды, состоянии противопожарной безопасности, санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановке, безопасности пищевых продуктов и других факторах, оказывающих негативное воздействие на обеспечение безопасного функционирования производственных объектов, безопасности каждого гражданина и безопасности населения в целом;

5. о численности, о составе работников, о системе оплаты труда, об условиях труда, в том числе об охране труда, о показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, и о наличии свободных рабочих мест;