Файл: «Фирменное наименование и коммерческое обозначение как институты гражданского права.».pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 123
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1.Правовой режим коммерческого обозначения
2.Правовой режим коммерческой тайны в предпринимательской деятельности
3.Неустойка как способ обеспечения исполнения коммерческих обязательств
4.Залог как способ обеспечения исполнения коммерческих обязательств
5.Понятие коммерческого обозначения
5.1 Возникновения права на коммерческое обозначение
5.2 Использования коммерческого обозначения
5.4 Защита коммерческого обозначения
6. Права на средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий
6. о задолженности работодателей по выплате заработной платы и по иным социальным выплатам;
7. о нарушениях законодательства Российской Федерации и фактах привлечения к ответственности за совершение этих нарушений;
8. об условиях конкурсов или аукционов по приватизации объектов государственной или муниципальной собственности;
9. о размерах и структуре доходов некоммерческих организаций, о размерах и составе их имущества, об их расходах, о численности и об оплате труда их работников, об использовании безвозмездного труда граждан в деятельности некоммерческой организации;
10. о перечне лиц, имеющих право действовать без доверенности от имени юридического лица;
11. обязательность раскрытия которых или недопустимость ограничения доступа, к которым установлена иными федеральными законами.
Обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, а также органы государственной власти, получившие такую информацию, обязаны предоставить эту информацию по запросу судов, органов предварительного следствия, органов дознания по делам, находящимся в их производстве.
3.Неустойка как способ обеспечения исполнения коммерческих обязательств
Под неустойкой как средством обеспечения обязательств понимается присоединенное к главному дополнительное обязательство о платеже должником известной суммы на случай неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по договору.
Неустойка имеет двоякое значение. Во-первых, она побуждает должника под страхом наступления неблагоприятных последствий надлежащим образом исполнять принятые на себя обязательства.
Во-вторых, является способом определения размера возмещаемых кредитору убытков, освобождая кредитора от затруднительного зачастую процесса доказывания их величины.
Неустойка выражается в виде штрафа (определенной суммы) или пени (периодически начисляемых сумм). И тот и другой вид неустойки может определяться как в твердой денежной сумме, так и в виде процента.
По соотношению с убытками принято различать четыре вида неустойки.
Зачетная неустойка, то есть неустойка зачитывается при определении убытков и последние взыскиваются только в части, не покрытой неустойкой.
Штрафная (или кумулятивная) неустойка, когда взысканию подлежат и убытки, и неустойка.
Исключительная неустойка, при которой уплате подлежит только неустойка, но не убытки.
Альтернативная неустойка, когда по выбору кредитора либо взыскивается неустойка, либо возмещаются убытки. Если договором или законом не определено, какой из видов неустойки применим к конкретным правоотношениям, неустойка по общему правилу будет считаться зачетной (ст. 394 ГК РФ). Поэтому сторонам договора можно порекомендовать определять в тексте договора вид неустойки. При определении размера неустойки в договоре стороны не связаны какими-либо ограничениями. Тем не менее хотелось бы обратить внимание на то, что чрезмерно высокие суммы, явно не соответствующие последствиям нарушения обязательств, могут быть уменьшены судом при вынесении решения (ст. 333 ГК РФ).
4.Залог как способ обеспечения исполнения коммерческих обязательств
Залог представляет собой правоотношение, в силу которого кредитор (залогодержатель) вправе при неисполнении должником обеспеченного залогом обязательства получить удовлетворение из стоимости заложенного имущества преимущественно перед другими кредиторами.
Заключая договор залога, стороны могут (что предпочтительнее) решить вопросы в отношении принадлежностей предмета залога и возможных плодов от его использования. Если эти вопросы не разрешены сторонами в договоре, то по общему правилу право залогодержателя распространяется на принадлежности предмета залога, но не на плоды, полученные от использования предмета залога. При ипотеке предприятия в целом право залога распространяется на все активы юридического лица, однако стороны в договоре могут установить иные правила.
Важное для практики положение содержится в п. 3 ст. 340 Гражданского кодекса РФ, который устанавливает обязательность залога земельного участка или права его аренды при ипотеке здания или сооружения, расположенного на этом участке.
Стороны в договоре могут предусмотреть, что предметом залога будут являться вещи или имущественные права, которые залогодатель приобретет в будущем.
Форма договора о залоге строго регламентируется законом. По общему правилу договор о залоге должен иметь письменную форму, а в отношении ипотеки, кроме того, нотариально удостоверен и зарегистрирован в установленном порядке. В случае залога движимого имущества или прав на имущество в обеспечение обязательств по договору, который должен быть нотариально удостоверен, договор о залоге также должен быть нотариально удостоверен. Несоблюдение этих правил влечет недействительность договора.
5.Понятие коммерческого обозначения
Коммерческое обозначение — средство индивидуализации торговых, промышленных и других предприятий. В России коммерческие обозначения охраняются в соответствии со статьями 1538–1541 Гражданского кодекса РФ.
Коммерческая организация — юридическое лицо, преследующее извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, в отличие от некоммерческой организации, которая не имеет целью извлечение прибыли и не распределяет полученную прибыль между участниками.
Предприятие — это самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг с целью удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.
Помимо таких средств индивидуализации как товарный знак и фирменное наименование законодательство Российской Федерации предусматривает использование коммерческого обозначения.
Понятие коммерческое обозначение и фирменное наименование тесно связаны друг с другом. Основным отличием коммерческого обозначения от фирменного наименования является то, что коммерческое обозначение не подлежит государственной РЕГИСТРАЦИИ и не указывается в учредительных документах юридического лица. Коммерческое обозначение является средством индивидуализации предприятия как имущественного комплекса в целом.
Особенности применения
Существует несколько отличительных свойств коммерческого обозначения от иных средств индивидуализации. Так, одно коммерческое обозначение может использоваться для индивидуализации одной или нескольких компаний. Например, под одним коммерческим обозначением может вести коммерческую деятельность сеть магазинов. С другой стороны, для индивидуализации одного предприятия может быть использовано только одно коммерческое обозначение.
5.1 Возникновения права на коммерческое обозначение
Правообладателем коммерческого обозначения может быть юридическое лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность, или индивидуальный предприниматель.
Государственная регистрация коммерческого обозначения не требуется, однако для возникновения данного права должны быть соблюдены условия:
- обозначение должно обладать достаточным количеством отличительных от конкурентов признаков
- употребление коммерческого обозначения должно быть известным на определенной территории
Сроки действия права
Законодательством не определен срок действия коммерческого обозначения, то есть правообладатель может использовать коммерческое бесконечно долго. Однако, если правообладатель не использует по назначению коммерческое обозначение в течение года, его исключительное на коммерческое обозначение прекращается.
5.2 Использования коммерческого обозначения
Коммерческое обозначение может быть использовано правообладателем для идентификации своего предприятия, в том числе путем указания на товарах или их упаковках, вывесках, полиграфической продукции, в объявлениях и рекламе, в счетах и на иной документации. Не допускается использование коммерческого обозначения, которое вводило бы в заблуждение относительно принадлежности предприятия определенному лицу.
5.3 Особенности передачи прав
Основным отличием коммерческого обозначения от фирменного наименования становится возможность для правообладателя распоряжаться исключительным правом на коммерческое обозначение. Такая возможность может быть предоставлена в случае договора аренды или на условиях договора коммерческой концессии. Исключительное право на коммерческое обозначение может перейти к другому лицу (по договору, в порядке универсального правопреемства и по иным основаниям, установленным законом) только в составе предприятия, для индивидуализации которого это коммерческое обозначение используется.
5.4 Защита коммерческого обозначения
Законодательством Российской Федерации предусмотрена охрана коммерческого обозначения. Согласно ст. 1539 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случае выявления нарушения прав, правообладатель может потребовать от лица, нарушившего данную норму, прекращение использования коммерческого обозначения и возмещения причиненных убытков.
Коммерческое обозначение имеет ряд преимуществ перед фирменным наименованием, однако оно не защищает идентифицирующий образ компании так как товарный знак
Но, в связи с отсутствием обязанности государственной регистрации коммерческого обозначения, возникает сложность доказывания принадлежности незарегистрированного наименования к коммерческому обозначению. Коммерческое обозначение является одним из самых уязвимых средств индивидуализации.
Так, например, в случае нарушения прав на использование товарного знака, правообладатель для взыскания убытков с нарушителя доказывает только их размер.
6. Права на средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий
Права на средства индивидуализации — институт нрава интеллектуальной собственности, совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся в сфере производства, торгового обращения, выполнения работ, оказания услуг в связи с реализацией функции индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг, предприятий.
Главная функция средств индивидуализации — индивидуализация производителей, их товаров, услуг и пр.
Гражданский кодекс РФ содержит исчерпывающий перечень средств индивидуализации, которым предоставляется правовая охрана:
- — фирменное наименование;
- — товарный знак;
- — наименование места происхождения товара;
- — коммерческое обозначение.
Данный перечень является закрытым, что, как представляется, не говорит о том, что иных средств индивидуализации не существует. Как отмечается в юридической литературе, закрытый перечень нс свидетельствует о том, что иные нематериальные объекты не могут выступать в качестве средств индивидуализации, однако эти иные объекты ввиду отсутствия их в закрытом перечне ГК РФ не имеют должной для средств индивидуализации правовой охраны. В частности, к таким объектам в литературе относят доменные имена, наименования некоммерческих организаций и др.
Заключение
Резюмируя, можно отметить следующее. Отсутствие четкого понимания природы фирменного наименования, подведение под понятие «фирма» нескольких различных по своей сути институтов было вполне простительно в период становления советского государства, отрицающего «все частное». Однако в ХХI веке, в условиях современного развития цивилистики, при наличии возможности изучения зарубежного опыта, а также мировых тенденций закрепление в части четвертой ГК РФ исключительных прав на фирменное наименование свидетельствует о непонимании разработчиками природы данного института.