Файл: Анализ структуры торгового ассортимента ООО «ЭКОВЕНТ ПЛЮС».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 121

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность темы исследования.Оптимальная структура товарного ассортимента торговой организации - залог успеха деятельности фирмы на конкурентном рынке. Сегодня деятельность любого субъекта хозяйствования невозможна без анализа конкурентной позиции предприятия и управления конкурентоспособностью компании на рынке. Изменение деловой среды от административно-командной к рыночной требует новых современных подходов к формированию структуры ассортимента товаров организации. Особенно актуально это для предприятий торговой сферы: систематичная ориентация на настроение потенциального потребителя требует глубокого изучения и анализа факторов, способных повлиять на формирование оптимальной структуры ассортимента продукции.

В условиях усиления конкурентной борьбы для каждого предприятия на первый план выходит задача сохранения и повышения собственной конкурентоспособности. Все большее число предприятий ориентируется на достижение победы в конкуренции и добивается намеченных целей в результате постоянных усилий менеджмента в осуществлении эффективной конкурентной стратегии развития.

Цель курсовой работы – провести анализ торгового ассортимента и конкурентов фирмы.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Изучить теоретические аспекты торгового ассортимента;
  2. Рассмотреть понятие и сущность структуры торгового ассортимента;
  3. Провести анализ конкурентной среды организации ООО «Эковент Плюс»;
  4. Провести анализ формирования торгового ассортимента ООО «Эковент Плюс»;
  5. Разработать рекомендации по увеличению конкурентоспособности ООО «Эковент Плюс».

Объект изучения – ООО «Эковент Плюс», занимающаяся продажей и продажей запасных частей для автовозов.

Предметом работы являются мероприятия, направленные на выявления конкурентов на рынке и определение структуры торгового ассортимента.

В основу исследования положены методы диалектики и системного анализа, требующие изучения экономических явлений во взаимосвязи и взаимозависимости, непрерывном развитии, ориентированном на достижении конкретных целей.

Методологическую основу исследования составили современная теория менеджмента, теоретические аспекты, методология и организация стратегического планирования и управления, методология и методики экономического анализа, адаптированного к условиям рыночной экономики.


Структура курсовой работы включает: введение, 2 главы, заключение, список использованных источников и литературы (13 наименований). Курсовая работа изложена на 31 странице основного текста.

Во введении обоснована актуальность темы, определены предмет и объект исследования, сформулирована цель и задачи работы, дана краткая характеристика методической и информационной базы.

В первой главе работы проведен анализ теоретических основ исследования торгового ассортимента, влияющих на дальнейшее функционирования организации, рассмотрены подходы к исследованию формирования торгового ассортимента.

Во второй главе проведен анализ конкурентов на рынке фирмы, проведен анализ структуры торгового ассортимента, даны рекомендации по улучшению деятельности ООО «Эковент Плюс».

В заключении обобщены основные результаты проделанной работы, сформулированы выводы и предложения.

1. Теоретические основы торгового ассортимента

1.1 Понятие ассортимента и его характеристики

Одной из важнейших характеристик товара является ассортиментная, которая определяет принципиальные различия между товарами разных видов и наименований.

Ассортимент – определенная совокупность или перечень товаров различных видов, сортов, объединенных по какому-либо признаку (по назначению, сырью и материалам и т.д.).

С экономической точки зрения ассортимент – это один из важнейших факторов, определяющих степень сбалансированности спроса и предложения конкретных изделий. Товарный ассортимент состоит из:

  • товарных групп;
  • товарных категорий;
  • товарных линий;
  • товарных единиц.

Ассортимент

Товарная группа 1

Товарная группа 2

ТК 4

ТК 3

ТК 2

ТК 1

Рис. 1. Структура ассортимента

Товарная группа – совокупность товаров и их видов, сгруппированных по определенному сочетанию, важнейшим из которых является схожее назначение товаров.

Товарная категория – совокупность однородных товаров, находящихся внутри товарной группы.

Товарная линия (линейка) – совокупность товаров, предназначенных одним и тем же клиентам или реализуемых через одни и те же каналы сбыта, или имеющих одинаковый ценовой диапазон.


Товарная единица – разновидность товара, продаваемая дистрибьютором и отличающаяся по одной или нескольким характеристикам по сравнению с другими товарами, предоставляемыми им же.

В зависимости от широты охвата товара различают:

• простой,

• сложный,

• развернутый,

• укрупненный,

• сопутствующий,

• смешанный ассортимент.

По степени удовлетворения потребностей различают рациональный и оптимальный ассортимент.

Рациональный ассортимент – это набор товаров, который обеспечивает достаточную степень удовлетворенности потребителей и достижение целей организации. Критерии оценки рационального ассортимента у потребителей, продавцов и изготовителей неодинаковы. Для потребителей такими критериями являются степень удовлетворенности набором необходимых товаров, возможность приобрести нужные товары в одном месте, достаточность широты и глубины ассортимента. Для изготовителей и продавцов более важны такие критерии, как рентабельность, возможность своевременной и бесперебойной доставки товаров, объемы продаж в определенные периоды, соответствие набора товаров материально-технической базе производства, хранения и реализации.

Оптимальный ассортимент – это набор товаров, удовлетворяющий реальные потребности с максимально полезным эффектом для потребителя или организации при рациональных затратах на их приобретение и потребление (реализацию). Критерием для отнесения товаров к оптимальному ассортименту может служить коэффициент оптимальности (Коп), который рассчитывается по формуле:

Коп = Эп / З 100 %,

где Эп – полезный эффект от приобретения и потребления товара при использовании его потребителем по назначению, руб.;

З – затраты на проектирование, разработку, производство, реализацию, руб.

Для характеристики сбалансированности спроса и предложения пользуются такими обобщающими показателями рациональности ассортимента, как широта, полнота, структура и устойчивость.

Широта ассортимента – количество групп, видов, разновидностей и наименований товаров однородных и разнородных групп.

Полнота ассортимента – это число разновидностей товара внутри вида. Она характеризуется коэффициентом полноты ассортимента – отношением (%) числа разновидностей товаров, фактически находящихся в продаже, к числу разновидностей, предусмотренному ассортиментным минимумом (прейскурантом, спецификацией). Например, ассортиментным минимумом предусмотрено наличие 8 разновидностей сыров, а фактически в продажу поступило лишь 5. Тогда полнота ассортимента составляет:


5 / 8 100 = 62,5 %.

Для определения рациональности ассортимента важную роль играет структура ассортимента: удельный вес товарных групп, подгрупп, видов и разновидностей товаров в общем товарообороте.Структуру ассортиментаможно считать рациональной, если она в наибольшей степени соответствует спросу потребителей.

Устойчивость ассортимента – это колебания его широты и полноты в течение того времени, когда товары определенных видов, разновидностей и наименований находятся в реализации.

Новизна (обновление) ассортимента – способность набора товаров удовлетворять изменившиеся потребности за счет новых товаров.

Новизна характеризуется действительным обновлением – количеством новых товаров в общем перечне и степенью обновления.

Степень обновления ассортимента характеризуется удельным весом долей новых изделий в общем объеме товаров, поступивших в продажу. Напри мер, если магазин имеет в реализации 15 видов обуви, из них 6 видов – новые, то степень обновления составит:

6 / 15 100 = 40 %.

Гармоничность ассортимента – свойство набора товаров разных групп, характеризующее степень их близости по обеспечению рационального товародвижения, реализации и/или использования.

Таким образом, показатели рациональности ассортимента товаров имеют важное социально-экономическое значение. С их помощью определяется полнота удовлетворения потребительского спроса, оптимальность ассортимента, качество торгового обслуживания субъектов рынка. Вместе с тем оптимальность ассортимента обеспечивает экономию трудовых и материальных ресурсов, повышение эффективности производства.

1.2 Понятие ассортиментной политики и управление ассортиментом

Ассортиментная политика – общие намерения, возможности и основные направления работы в области ассортимента.

При разработке политики нужно четко представлять перспективные цели производства и сбыта, иметь разработанную стратегию производственно-сбытовой деятельности предприятия, хорошо знать рынок и характер его требований, трезво оценивать свои возможности и ресурсы как в настоящий период, так и на перспективу.

Ассортиментная политика направлена на решение следующих проблем:

• увеличение сбыта за счет оптимизации структуры ассортимента;


• увеличение оборачиваемости товарных запасов;

• достижение конкурентного преимущества за счет более привлекательного ассортимента;

• выход на новые рынки;

• снижение издержек, связанных с содержанием ассортимента;

• формирование имиджа компании путем позиционирования ассортиментных товарных единиц.

Управление ассортиментом – деятельность, направленная на достижение требований ассортимента. Основными этапами управления являются установление требований к рациональности ассортимента, определение ассортиментной политики организации и формирование ассортимента. Уровень требований к рациональности ассортимента индивидуален для каждой организации и определяется ее ассортиментной политикой.

Основные направления в области формирования ассортимента – это сокращение, расширение, углубление, стабилизация, обновление, совершенствование, гармонизация. Процесс управления ассортиментом на торговом предприятии показан на рисунке 2.

Определение границ рынка сбыта

Определение критериев оценки ассортимента

Сегментирование потребителей продукции

Выявление характера и объема спроса в каждом сегменте

Определение уровня удовлетворенности потребителя товарным предложением

Выявление нового или неудовлетворенного спроса

Комплексная аналитическая оценка состояния ассортимента предприятия (внутренний аудит)

Корректировка ассортимента: • добавление • исключение.

Результат: увеличение оборота, смещение оборота

Экономическая и маркетинговая оценка принятых решений по корректировке ассортимента

Рис. 2. Процесс управления ассортиментом на торговом предприятии

Товарная политика направлена на оптимизацию ассортимента с учетом потребительских характеристик этой продукции и особенностей технологий ее производства в перспективе.

Совершенствование ассортимента – количественные и качественные изменения состояния набора товаров для повышения его рациональности.

Основные составляющие системы формирования ассортимента:

  • Определение текущих и перспективных потребностей покупателей;
  • Анализ способов использования товаров и особенностей покупательского поведения;
  • Оценка существующих товаров-аналогов, выпускаемых конкурентами;
  • Критическая оценка выпускаемых предприятием товаров с позиции покупателя;
  • Решение вопросов о расширении или сужении товарного ассортимента;
  • Рассмотрение предложений о создании новых товаров и усовершенствование существующих;
  • Проведение тестирования товаров;
  • Разработка специальных рекомендаций для производственных подразделений;
  • Оценка и пересмотр всего ассортимента;
  • Меры по снижению затрат на производство, распределение, сбыт и обслуживание;
  • Сокращение срока окупаемости капиталовложений