Файл: «Влияние химического состава на потребительские свойства непродовольственных товаров» (Факторы, обеспечивающие качество непродовольственных товаров(на примере лакокрасочных изделий)).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 159

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Белила цинковые. Готовят из цинка, представляют собой окись цинка. Связующим является смесь орехового и льняного масел. Имеют кремовый оттенок. По потребительским свойствам они рассматриваются как улучшающие прочность смесей красок, медленно сохнущие и имеющие среднюю кроющую способность. Свинцовые белила имеют более холодный оттенок, в основе у них углекислый свинец, высыхают быстрее цинковых, обладают высокой кроющей способностью и хорошей адгезией (сцепление с поверхностью).

Неаполитанская желтая представляет собой соединение сурьмяной кислоты с окисью свинца. Ею часто имитируют цвет золота, так как она является смесью свинцовых белил, кадмия желтого и охры красной. Потребительские свойства:

  • Быстросохнущая краска, ускоряет высыхание других красок
  • Отличается большой укрывистостью
  • Светостойкая

Имеет свои минусы, такие как потемнение при длительном воздействии света и невозможности соприкосновения с железом, т к краска темнеет.

Кадмий желтый, светлый, средний, темный представляет собой соединение сульфата кадмия с сульфатом цинка. Отличаются высокой чистотой и интенсивностью. Потребительскими свойствами являются высокая перекрывающая способность, отсутствие изменения первоначального цвета при высыхании.

Кобальтовые краски обладают зеленым, синим, фиолетовым оттенком, в химический состав входит соединение закиси кобальта с различными окисями металлов в зависимости от желаемого цвета. Потребительские свойства такие же как и у предыдущих, обладают сиккативными свойствами, т е ускоряют высыхание других красок.

В марганцевой голубой используется пигмент гипоманганата и сульфата бария. Краска является полулессирующей, но обладает незначительной укрывающей способностью

Марганцево-кадмиевая представляет собой смесь голубой и кадмия лимонного. Имеет те же характерные способности, что и марганцевая голубая, но отличается большей укрывающей способностью.

Краплаки- это синтетические краски. Их готовят на основе антрахиноновых пигментов, представляющих собой комплексные, интенсивно окрашенные соединения. Цвет различается в зависимости от состава- от красного до фиолетового.

Железоокисные краски (марс различных оттенков, английская красная, охра, сиена и умбра) представляет гидрат окиси железа с различными соединениями).

Черные краски имеют самый глубокий оттенок, поглощающий другие цвета. Существует четыре оттенка черного.

  1. Виноградная черная. По химическому составу пигмент аналогичен древесному углю с примесью золы, пигмент получают обугливанием без доступа воздуха молодых побегов виноградной лозы или отжима косточек и шкурки, что дает повышенное количество золы в пигменте. Обладает большой укрывающей способностью, в смеси с другими красками ведет себя аналогично кости жженой. Не изменяет своего цвета под воздействием света. Такая краска известна с древнейших времен.
  2. Персиковая черная. Пигмент готовиться обугливанием, тоже без доступа воздуха косточек персиков и абрикосов. По химическому составу он представляет собой аморфный уголь с незначительном количеством золы.
  3. Шунгит. Это глинистая порода, включает каменный уголь. Имеет холодный оттенок и слабую насыщенность цвета.
  4. Сажа газовая, в ней основной составной частью сажи газовой является углерод, остальное- это продукты сгорания сырья, из которого получают сажу. Эта краска, обладая очень тонкодисперсным (растворимым в воде) пигментом, склонна к миграции из слоя в слой ближайшей краски, утемняя или загрязняя ее.

Ниже представлена схема видов красок, их особенности нанесения и финиша, также представлены цвета.

Краски и особенности их нанесения

Рисунок 2

Основными потребительскими свойствами у красок считаются широта палитры, наличие укрывистых, полупрозрачных и прозрачных красок, светостойкость красок, концентрация пигмента.

Ниже представлена таблица состава основных неорганических пигментов.

Основные неорганические пигменты таблица 4

Класс

Тип

Пигменты

Ахроматические

Белые

Цинковые, титановые, свинцовые белила

Чёрные

Сажа, графитовая пудра и различные черни

Серые, или Металлические

Цинковая, бронзовая, латуневая, алюминиевая пудра

Хроматические

Железооксидные (красно-желтые и коричневые)

Метагидроксид железа (жёлтый), Марс жёлтый (Fe(OH)3), Оксид железа(III) (красный), Марс красный, коричные смеси (FeO + Fe2O3), Марс коричневый, охра и сиена безводные (натуральные), охра и сиена жженые (красный), железный сурик

Свинцовые

Глёт (PbO), свинцовый сурик (очень хороший для красок по железу), Хромовый жёлтый (жёлтая свинцовая крона, PbCrO4 и PbCrO4•nPbSO4), Хромовый красный (красно-оранжевая свинцовая крона, PbCrO4•PbO)

Прочие

Кадмий-цинк-сульфид (CdS•nZnS), цинковые кроны, сульфид-селенит кадмия (CdS•nCdSe), оксид хрома (Cr2O3), железная лазурь, ультрамарин, Кобальт красный, Кобальт зелёный (CoO•nZnO), Кобальт синий (CoO•Al2O3), Кобальт фиолетовый светлый (CoNH4PO4) и темный (Co3(PO4)2, свинцовая зелень, комбинированные и другие

ГЛАВА 2. ОЦЕНКА ХИМИЧЕСКОГО СОСТАВА И ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ СВОЙСТВ ОБРАЗЦОВ ПРОДУКЦИИ

2.1 Характеристика исследуемых образцов

К качестве объекта исследования были взяты художественная гуашь "Гамма" и художественные акварельные краски "Сонет".

Краски гуашевые художественные "Гамма". Предназначена для живописи. В составе: вода, природные смолы, глицерин, пигменты, наполнители. Широкая палитра, 12 цветов, удовлетворяет ожиданиям потребителя. Удовлетворяет ГОСТу, заявленным цветам.


Гуашь "Ag Bionika" художественная. Не яркие цвета, не соответствуют заявленным на упаковке, сухая структура, требует разбавления с водой.

Акварель художественная "Луч". На медовой основе. Не насыщенный пигмент, вызывает аллергию, плоха в нанесении.

Акварельные художественные краски. Предназначена для живописи, обладает интенсивностью и чистотой цвета, благодаря минимальному количеству оттенков в кювете. Удобно берется на кисть, легко размывается и разносится по холсту.

Приобретены данные товары в хобби-гипермаркете "Леонардо".

Методы, использованные для оценки:

  1. Собственный опыт
  2. ГОСТ 28196-89
  3. Мнение пользователей в интернете

Представленные предметы различаются по качеству и по концентрации пигмента. В представленных продуктах есть как и качественные представители, так и некачественные, не соответствующие ожиданиям и потребностям. Различие химического состава заключается в связующем веществе (масло и ПВА-эмульсии) и в соотношении, так как в одной из представленных гуашевых красок явный недостаток пигмента в тубе.

2.2 Результаты сравнительной оценки химического образцов продовольственных/ непродовольственных товаров

В данной курсовой работе выбраны для сравнения гуашевые и акварельные краски для полной сравнительной характеристики.

Гуашевые краски существенно различаются по структуре и насыщенности пигментов. В "Ag Bionika" в большинстве случаев высохшая краска и отсутствие должной пигментации, что не позволяет в полной мере пользоваться данной продукцией. По сравнению с ней "Гамма" лидирует по качеству, текстуре и так далее. Данная гуашь имеет "нежную" текстуру, легко распределяется по холсту, достаточно медленно высыхает, не осыпается. Состав "Ag Bionika" не указан на упаковке, в то время как у "Гаммы" описан полный состав. У "Гаммы" цвет после высыхания бледнеет, но не на много оттенков. "Ag Bionika" осыпается спустя время и имеет неприятную текстуру при высыхании (трескается, излишне высыхает, крошится). Техника рисования гуашью требует плотного покрытия, что невозможно при разбавлении продукта водой. Сухость краски усложняет работу с картинами и не дает должный бархатный финиш.


Акварельные представители не сильно различаются по качеству пигмента и текстуре, но имеют различия в органолептических свойствах. Медовые акварельные краски вызывают у большинства пользователей аллергию, "Сонет" же гипоаллергенны и имеют более широкую палитру. По заявлению производителей имеют повышенную стойкость и светоустойчивость.

В качестве сравнения также можно привести следующие виды красок.

Сравнение двух видов красок таблица 5

Так как гуашевые и акварельные краски являются дисперсными, то можно провести общий сравнительный анализ. Гуашь- это легко растворяющаяся в воде краска на клеевой основе, имеет плотное покрытие, матовый финиш. Акварель- это мягкие и прозрачные краски на водной или медовой основе с полупрозрачным покрытием при сильном растворении водой. Если говорить о гуаши и акварели как виде красок, то в первую очередь стоит отметить, что основой и для той, и для другой служит растительный клей, который легко растворяется в воде. Но в гуаши этой клеевой основы, как и красящего пигмента, содержится намного больше, чем в акварели. Гуашь предназначена для так называемого пастозного нанесения, это кроющая (то есть практически непрозрачная) краска: она позволяет легко исправить недочеты в рисунке. Благодаря такой своей особенности гуашь прекрасно закрывает темными тонами светлые участки, и наоборот. Гуашь настолько плотная, что при накладывании нескольких слоев будет хорошо виден только один, самый верхний. Акварель же ложится на бумагу водянистыми, почти прозрачными слоями, дает нежные тона. При работе с ней смысл как раз и состоит в смешивании нескольких слоев краски, «перетекании» их друг в друга. Равномерности слоя в акварели достигнуть достаточно трудно, в то время как гуашь практически не растекается и позволяет придать рисунку четкость. Соотношение пигмента и основы предопределяет будущее краски, то есть будет ли это акварелью или же гуашевой краской.

Из представленных выше фактов можно сделать некоторые выводы.

  1. Основные свойства акварели – мягкость и прозрачность красочного слоя, что позволяет подчеркнуть естественность цветовых переходов, воспользоваться всем разнообразием оттенков и полутонов. Гуашь отличается плотностью, матовостью и непрозрачностью, отлично подходит для ярких, сочных, насыщенных цветом рисунков.
  2. Гуашь не растекается по бумаге, ею можно делать четкие рисунки. Акварелью рисуют по мокрой бумаге, что придает рисунку водянистость и расплывчатость.
  3. Акварель накладывают в несколько слоев, перетекающих друг в друга. При рисовании гуашью виден только самый верхний слой.
  4. Гуашь отлично подчеркивает фактуру, акварель незаменима при передаче световых бликов.

2.3 Анализ основных потребительских свойств образцов изделий художественных промыслов

Краски характеризируют по следующим показателем:

  1. Скорость первоначального закрепления краски- определяется как способность краски не перемещаться на оборотную сторону листа при приложении определенного давления через определенный промежуток времени;
  2. Скорость окончательного закрепления краски. Сущность метода заключается в наблюдении следа, образующего на красочном слое при прокатывании через него металлического шарика. Скорость окончательного закрепления измеряют в единицах времени, как время, за которое шарик не будет образовывать след на запечатанной поверхности;
  3. Устойчивость краски к воздействию химических элементов- определяется при помещении на 10 кружков фильтровальной бумаги испытуемого оттиска под определенным давлением (например, гиря массой 1 кг), затем измеряют количество окрашенных кружков. Единицы измерения- баллы. 8-10 кружков- 1 балл (плохая устойчивость); до 3-х кружков- отличная устойчивость;
  4. Прочность красочного слоя к истиранию. Измеряют на абразиметрах; Ниже представлена схема измерения на абразивном кругу.

Схема измерения прочности слоя

Рисунок 3

  1. Степень пыления краски. При раскатывании краски образуются длинные и тонкие красочные нити ("тяжи"). Если они длинные, то при работе они рвутся и образуют красочный туман возле валиков;

Ниже представлена схема тяжи.

Схема тяжи

Рисунок 4

  1. Устойчивость красок к эмульгированию. Измеряется для офсетных красок. Ниже представлена схема прибора. Сам прибор состоит из трех валиков, нижний из которых соприкасается с водой. Испытуемую краску прогоняют многократно через валики, а затем путем взвешивания определяют количество краски, которое перешло в воду.

Схема проверки устойчивости краски

Рисунок 5

  1. Флокуляция красок для глубокой печати – при разбавлении красок для глубокой печати наблюдается выпадение пигмента в виде флоккул. Метод анализа основан на определении количества растворителя, которое можно добавить в испытуемую краску, и наблюдать при этом флокуляцию. Наблюдение за флокуляцией осуществляют при помощи микроскопа. Количество растворителя, которое вызывает флокуляцию, отнесенное к общему количеству краски называют "числом флокуляции".