Файл: Выявление сильных и слабых сторон фирмы Теоретические аспекты исследования сильных и слабых сторон организации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 86

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность темы исследования. Важнейшим условием устойчивого развития организации в современной экономике становится своевременная реакция на изменения в среде ее деятельности и проведение последовательных мер по повышению эффективности функционирования. Это предполагает необходимость разработки долгосрочной стратегии, обеспечивающей индикативное планирование деятельности организации и ее подразделений, сочетание управления текущей деятельностью и подготовкой новых планов, проведением реструктуризации бизнес-процессов.

Анализ основных элементов внешней и внутренней среды необходим для своевременного выявления угроз и возможностей предприятия, а также определение сильных и слабых сторон организации и принятия оптимальных управленческих решений.

Для лучшего функционирования проводится комплексный анализ деятельности организации с целью выявления возможностей роста на основе используемых ресурсов и узких мест, которые требуют дополнительных инвестиций. Менеджмент организации, учитывая сложившееся финансовое состояние, определяет целесообразность изменения собственного производства и хозяйственных связей, обосновывает необходимую степень реструктуризации производства, последовательность реализации инновационных и инвестиционных программ, их приоритеты и обосновывает реальные сроки реализации.

Отечественная и мировая практика показывают, что большинство предприятий терпят большие убытки только потому, что не предусмотрели или неправильно спрогнозировали изменения внешней среды и не оценили свои внутренние возможности.

Цель курсовой работы – провести анализ и выявить влияние сильных и слабых сторон на деятельность фирмы

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Изучить теоретические аспекты исследования сильных и слабых сторон фирмы;
  2. Рассмотреть понятие и сущность среды деятельности фирмы;
  3. Изучить методологические подходы к исследованию сильных и слабых сторон фирмы;
  4. Изучить сущность и значение SWOT-анализа, как инструмента определения сильных и слабых сторон фирмы
  5. Провести анализ деятельности организации ООО «Юнипарт»;
  6. Провести анализ сильных и слабых сторон ООО «Юнипарт»;
  7. Разработать рекомендации по совершенствованию деятельности ООО «Эковент Плюс».

Объект изучения – ООО «Юнипарт», занимающаяся продажей и продажей запасных частей для автовозов.


Предметом работы являются мероприятия, направленные на выявления сильных и слабых сторон фирмы

В основу исследования положены методы диалектики и системного анализа, требующие изучения экономических явлений во взаимосвязи и взаимозависимости, непрерывном развитии, ориентированном на достижении конкретных целей. Для определения сильных и слабых сторон использовался специальный метод анализа - SWOT анализ.

Методологическую основу исследования составили современная теория менеджмента, теоретические аспекты, методология и организация стратегического планирования и управления, методология и методики экономического анализа, адаптированного к условиям рыночной экономики.

Структура курсовой работы включает: введение, 2 главы, заключение, список использованных источников и литературы (70 наименований). Курсовая работа изложена на 32 страницах основного текста, оформлено 16 таблиц, семь рисунков.

Во введении обоснована актуальность темы, определены предмет и объект исследования, сформулирована цель и задачи работы, дана краткая характеристика методической и информационной базы.

В первой главе работы проведен анализ теоретических основ исследования сильных и слабых сторон организации, влияющих на дальнейшее функционирования организации, рассмотрены подходы к исследованию сильных и слабых сторон фирмы

Во второй главе проведен анализ сильных и слабых сторон фирмы, проведен SWOT-анализ, даны рекомендации по улучшению деятельности ООО «Юнипарт».

В заключении обобщены основные результаты проделанной работы, сформулированы выводы и предложения.

1. Теоретические аспекты исследования сильных и слабых сторон фирмы

1.1 Понятие и сущность среды коммерческой деятельности фирмы

Организация существует в условиях постоянного взаимодействия с различными системами и факторами, которые составляют ее маркетинговую среду. Они влияют на направления, результаты и эффективность ее финансово – хозяйственной деятельности.

Среда организации – это совокупность всех факторов, влияющих на деятельность этой организации. [1]


Различают внешнюю и внутреннюю среду организации.

Внутренняя среда предприятия – это та часть общей среды, которая находится в пределах предприятия. Она оказывает постоянное и самое непосредственное воздействие на его функционирование (рис. 1.1) . [2]

ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА ФИРМЫ

ПЕРСОНАЛ

АКТИВЫ

СТРУКТУРА

СИСТЕМЫ

КУЛЬТУРА

Рис. 1.1 Пять элементов внутренней среды

Рассмотрим каждый из элементов внутренней среды подробно:

  1. Ключевым фактором успешной деятельности предприятия является персонал. Этот элемент включает демографический и профессиональный состав, уровень квалификации, знания, умения и навыки работников, а также авторитет, известность и имидж ведущих менеджеров и специалистов. Его анализ предусматривает рассмотрение таких процессов, как взаимодействие менеджеров и рабочих, наем, обучение и продвижение кадров, оценка результатов труда и стимулирование, создание и поддержание отношений между работниками.
  2. Не менее важным элементов внутренней среды являются активы, к которым относятся любые виды средств организации, способные приносить ей доход. Их можно разделить на два вида:
    • материальные активы, к которым относятся основные средства (здания, сооружения, станки, транспорт и т.д.) и материально –производственные запасы (сырье для производства продукции, офисная и сопроводительная техника, мебель);
    • нематериальные активы: патенты, лицензии, технология производства, ноу-хау, авторские права, ценные бумаги, программные продукты, торговая марка и деловая репутация фирмы (гудвилл). [3]
  3. Совокупность компонентов и связей между ними можно обозначить как структуру внутренней среды организации. В зависимости от вида отражаемых связей можно выделить:

- административно-хозяйственную структуру, которая отражает вертикальные связи подчинения, финансово – хозяйственные взаимоотношений между подразделениями различных уровней предприятия;

- производственную структуру, отражающую совокупность горизонтальных предметно-технологических отношений между производственными отделами;

  • структуру управления, представляя ее в виде системы оптимального распределения функциональных обязанностей, прав и ответственности, порядка и форм взаимодействия между входящими в ее состав органами управления и работающими в них людьми.

  1. При осуществлении определенных видов деятельности организация руководствуется официальными взаимосогласованными правилами, процедурами и нормами, под которыми и понимается элемент внутренней среды – система. К таким системам относятся:

- система менеджмента

- система финансирования;

- система бухгалтерского учёта;

- система оплаты и стимулирования труда;

- информационная система.[4]

  1. Культура (организационная, корпоративная) - это определенный набор ценностей, убеждений, норм поведения и традиций, принятых в данной организации.

Представление об организационной культуре можно получить, отслеживая такие моменты, как отношение сотрудников друг к другу и к предприятию в целом; морально – психологический климат; используемая на предприятии система поощрения и наказания работников; система карьерного роста и ее критерии; преобладающие на предприятии этические нормы и ценности; существующие на предприятии устойчивые традиции, корпоративные мероприятия, неписанные нормы поведения; система взаимоотношений с внешней средой, используемые методы конкурентной борьбы.[5]

Анализ элементов внутренней среды фирмы определяет производственную мощность компании, выпуск продукции высокого качества, уровень издержек и прибыли, сильные и слабые стороны, обеспечивая её производственно-коммерческий потенциал и конкурентоспособность. Элементы внутренней среды в большей мере, а некоторые из них даже полностью, подконтрольны предприятию. Организация может изменять их в желаемом для неё направлении при наличии необходимых для этого средств и эффективного маркетинга.

Внешняя среда фирмы - это факторы, воздействующие на предприятие и оказывающие влияние на эффективность его функционирования. Внешняя среда подразделяется на: микросреду и макросреду.

Микросреда фирмы - это факторы, с которыми предприятие находится в непосредственном взаимодействие. Элементы микросреды представлены на рисунке 1.2. [6]

ВНЕШНЯЯ СРЕДА ФИРМЫ

Рис. 1.2. Элементы внешней среды

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ

СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ

ПРИРОДНЫЕ ФАКТОРЫ

ПОСТАВЩИКИ

КОНТАКТНЫЕ АУДИТОРИИ

ПОТРЕБИТЕЛИ

ПОСРЕДНИКИ


КОНКУРЕНТЫ

  1. Потребители – это юридические и физические лица или их группы, приобретающие товары и услуги данной организации. Они представляют собой важнейшую составляющую микросреды предприятия. Наличие потребителей определяет само существование компании и является условием её финансовой стабильности и развития. Потребители, решая какие товары и услуги для них желательны и по какой цене, оказывают огромное влияние на внутреннюю среду предприятия и на результаты его деятельности.
  2. Поставщики – это юридические и физические лица, обеспечивающие данную организацию всеми видами ресурсов, необходимых для эффективной работы предприятия и качества производимого товара. При этом в первую очередь речь идёт о поставщиках материальных ресурсов, используемых непосредственно для производства товаров и услуг. Однако важную роль играют также поставщики оборудования, энергии, финансовых и трудовых ресурсов, которые, с одной стороны, воздействуют на фирму, а с другой, - сами подвержены её воздействию. При изучение поставщиков необходимо отслеживать такие характеристики, как стоимость и гарантия качества поставляемого товара, временной график поставки, обязательность выполнения условий поставки.
  3. Конкуренты – это юридические лица и индивидуальные предприниматели, соперничающие с данной организацией за потребителя и за ресурсы, получаемые из внешней среды для обеспечения своего существования. Конкуренты своими действиями на рынке, при выборе поставщиков, посредников, потребительской аудитории могут оказывать воздействие на результаты деятельности предприятий – соперников, их конкурентную позицию и преимущества.
  4. Посредники – это юридические и физические лица, которые помогают организации в продвижении, сбыте и распространении его товаров среды клиентуры, а также в обеспечении финансовыми, трудовыми и информационными услугами. Существуют логистические, маркетинговые, финансовые посредники, а также посредники в обеспечении предприятия трудовыми ресурсами.
  5. Контактные аудитории – это любая группа, которая проявляет реальный или потенциальный интерес к организации или оказывает влияние на ее способность достигать поставленной цели. Контактные аудитории могут как способствовать, так и противодействовать деятельности предприятия. Сюда относятся:

- финансовые круги: банки, инвестиционные компании, акционеры;

- независимые средства массовой информации: пресса, радио, телевидение;