Файл: Анализ коммерческой деятельности спортивной организации на примере (ВК «Динамо») (ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ СПОРТИВНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 168

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

В условиях коммерциализации экономики спорта, становления спортивной отрасли как экономической категории именно спортивные менеджеры решают основные задачи формирования инфраструктуры, соответствующей общепринятым мировым и европейским стандартам.

В современной науке под «менеджментом» понимается процесс руководства или управления работником, рабочей группой, коллективом, различными организациями, действующими в условиях рыночной экономики. Спортивный менеджмент представляет собой самостоятельный вид профессиональной деятельности, направленной на достижение целей физкультурно-спортивной организации, которая действует в условиях рынка путем рационального использования материальных, трудовых и информационных ресурсов. Иными словами, спортивный менеджмент – это теория и практика эффективного управления организациями спортивной отрасли в рыночных условиях.

Зарубежные источники представляют нам менеджера как руководителя, занимающего постоянную должность в организации и наделенного полномочиями в области принятия решений по вопросам ее деятельности в рыночных условиях. О работе менеджера судят не по тому, что он делает, а по тому, как он побуждает к работе других людей. Менеджер – это наемный управляющий даже в тех случаях, когда мы говорим о менеджерах топ-класса.

Управленческая деятельность – один из важнейших факторов функционирования и развития физической культуры и спорта. Исторически в нашей стране так сложилось, что управлением в спорте занимались тренеры, инструкторы, методисты. Они зачастую совмещали учебно-воспитательную работу с управлением клубом, спортивным обществом, спортивной федерацией, хотя их должностные инструкции не предусматривали выполнение ими таких обязанностей.

Актуальность тема курсовой работы. Спортивный менеджмент как особый вид профессиональной деятельности управленцев в спортивной отрасли возникает в результате разделения и кооперации их труда. Причиной появления спортивных менеджеров стала рыночная экономика, предъявившая особые требования к менеджерам в условиях экономической конкуренции. Рынку свойственна неопределенность ситуации и предпринимательский риск. Они требуют от менеджеров самостоятельности и ответственности за принимаемые решения. Профессионализм спортивного менеджера проявляется в знании технологии управления организацией и законов рынка, в умении организовать слаженную работу коллектива и прогнозировать развитие организации.


Цель курсовой работы – теоретический анализ коммерческой деятельности спортивной организации и разработка мер по ее улучшению на примере ВК «Динамо» (волейбольный клуб «Динамо»).

В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:

  • Рассмотреть теоретические вопросы связанные с управлением коммерческой деятельности спортивной организации;
  • раскрыть особенности организации и управления коммерческой деятельности,
  • проанализировать эффективность организации и управления коммерческой деятельностью на примере волейбольного клуба «Динамо».

Объект исследования – ВК «Динамо» (Волейбольный клуб «Динамо Москва»).

Предметом курсовой работы выступает коммерческая деятельность ВК «Динамо».

В процессе работы применялись следующие методы:

  • теоретические – анализ литературы по теме работы, обобщение и классификация данных;
  • эмпирические – вертикальный и горизонтальный анализ, коэффициентные методы анализа, графические методы анализа, математическая обработка данных.

В результате исследования были определены основные направления совершенствования коммерческой деятельности волейбольной секции при ВК «Динамо».

Методологической базой послужили научные труды отечественных и зарубежных авторов в области организации фитнес услуг. В качестве инструментария для анализа использовались экспертные оценки, анкетирование клиентов, наблюдение, сравнение, графический метод.

Глава 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ СПОРТИВНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Назначение и функции спортивного менеджмента

Целевая функция спортивной организации начинается с установления общей цели этой организации, выражающей причину ее существования. Поэтому одной из главных проблем менеджмента является установление целей, ради достижения которых создастся, функционирует и развивается организация как целостная социальная система.


В теории целевого управления целями называют те ключевые результаты, к которым организация стремится в своей деятельности на протяжении длительного периода времени. Говоря точнее, цель управления – это желаемое, необходимое и возможное состояние управляемой системы в будущем [10, с. 80].

Цели спортивной организации обычно фиксируются в трех документах:

  1. Уставе организации,
  2. Концепции разв ития,
  3. Целевой прог рамме развития физич еской культуры и спо рта

(д ля федераций по ви дам спорта – соответс твующего вида спо рта) на терри тории, входящей в сф еру обслуживания эт ой организации (ра йон, город, суб ъект федерации и т.п .). Наряду с об щей целью в спорт ивной организации формул ируются частные це ли, которые в учреди тельных документах ча ще называют зада чами организации.

В заруб ежной научной литер атуре общая це ль спортивной орган изации нередко обозна чается такими понят иями, как «поли тика», «философия», «мис сия».

Физкультурно-спортивная органи зация, как прав ило, имеет не од ну, а неск олько целей. Од на из ни х, например, мо жет быть свя зана с масс овой физкультурно-оздоровительной рабо той, а дру гая – со спо ртом высших дости жений.

Конечной це лью менеджмента коммер ческой физкультурно-спортивной орган изации является обесп ечение прибыльности или доход ности ее раб оты путем рацион альной организации тру да.

Однако в больш инстве своем физкультурн о-спортивные организации – это некомме рческие организации. В эт ом случае це лью их менед жмента является посто янное стремление удовле творить потребности и спорт ивные интересы разл ичных категорий насе ления в физкультурн о-спортивных услугах.

В це лях менеджмента федер альных органов управ ления физической культ урой, спортом и тури змом воплощается социа льная политика госуда рства.

В крупнома сштабной управленческой деятел ьности, отличительной особен ностью которой явля ется разделение об щей цели на ряд состав ляющих, обычно приме няется так назыв аемое «дерево цел ей». Разработка дер ева целей позв оляет менеджерам спорт ивной организации сист емно представить пор ядок движения к коне чной цели, уче сть необходимое колич ество задач, треб ующих решения на пу ти к ее дости жению [8, с. 50 ].

К формули рованию управленческих це лей предъявляется ряд требо ваний, среди кот орых стоит выде лить:

  • конкретность (сформи рованный результат);
  • обозримость (краткос рочность, долгосрочность);
  • реальность (достиж имость);
  • взаимосвязанность;
  • согласованность;
  • эффективность.

Спортивная орган изация имеет опреде ленную внутреннюю струк туру, основанную на спец ифике того или ин ого вида спо рта. В ней ес ть управления, департ аменты, отделы, гру ппы, команды. Ин ыми словами, в спорт ивной организации сущес твуют различные ви ды управленческой деятел ьности. Вместе с ни ми появляется стру ктура взаимоотношений и подчине нности. Это озна чает, что мене джеры подразделяются на раз ные уровни. Менед жеров, как прав ило, принято подраз делять на три осно вные группы

  • стратегический уро вень (top mana ger) – это руково дители спортивных шк ол, спорткомплексов, прези денты спортивных клу бов и феде раций и т. п.;
  • тактический уро вень (middle mana ger) – руково дители управлений, самосто ятельных отделов и т. п.;
  • исполнительский уро вень (entry mana ger) – трен еры, начальники ком анд, медицинский перс онал и т. п.

Спортивных менед жеров подразделяют и по ви дам профессиональной деятел ьности: генеральный мене джер, менеджер по перс оналу организации, мене джер по рекл аме, менеджер по марке тингу, менеджер-представитель спорт смена.

Спортивные менед жеры, являясь субъ ектом управленческой деятел ьности, выполняют в орган изации ряд своеоб разных функций. Ср еди них выдел яются три ключ евые функции.

1. Фун кция принятия реш ения .

Именно мене джер определяет напра вление деятельности органи зации, решает воп росы распределения ресу рсов, осуществляет тек ущие корректировки. Пр аво принятия управле нческих решений им еет только мене джер, но он же и не сет ответственность за послед ствия.

2. Информа ционная функция.

Менеджер аккуму лирует информацию о внутр енней и вне шней среде спорт ивной организации, в кот орой он рабо тает, распространяет эту инфор мацию в ви де нормативных уста новок и разъя сняет персоналу ближ айшие и перспе ктивные цели органи зации.

3. Фун кция руководителя.

Менеджер выст упает в каче стве руководителя спорт ивной организации, формир ующего отношения вну три и вне органи зации, мотивирующего чле нов спортивной орган изации на дости жение целей, координ ирующего их уси лия и, нако нец, выступающего в каче стве представителя орган изации во взаимод ействии с дру гими организациями.


1.2 Взаимодействие общих и конкретных функций менеджмента в спортивной организации

Все об щие и конкр етные функции спорт ивного менеджмента дейс твуют в един стве, образуя опреде ленный организационно-технологический проц есс. Система фун кций менеджмента в спорт ивной организации – это комп лекс взаимосвязанных во вре мени и простр анстве видов управле нческой деятельности, осущест вляемых персоналом физкультурн о-спортивной организации [8, с. 57 ].

Научный ана лиз и класси фикация компонентного сос тава физической куль туры и спо рта позволяют выде лить для спорт ивного клуба промыш ленного предприятия прим ерную совокупность наиб олее существенных конкр етных функций спорт ивного менеджмента, предста вленную в таб лице 1.

Процесс взаимод ействия общих и конкр етных функций спорт ивного менеджмента на при мере спортивного кл уба может бы ть представлен в ви де матрицы.

Для пони мания процесса взаимод ействия функций спорт ивного менеджмента ва жно отметить их тес ную взаимосвязь с организ ационной структурой органи зации. Систем фун кций является объек тивной основой для созд ания организаций физкультурн о-спортивной направленности. Спорт ивные организации и их струк турные звенья созд аются для реали зации тех или ин ых социальных функ ций, которые закреп ляются за соответс твующими организациями. Носит елями общих фун кций спортивного менед жмента является физкул ьтурная организация в цел ом. Носителем конкр етных отраслевых фун кций являются отде льные структурные подраз деления (управления, отд елы и т. п.) соответствующей физкультурн о-спортивной организации.

Таблица 1

Взаимодействие общих и конкретных функций

менеджмента в спортивной организации

Конкретные функции

Общие функции

Планирование

Организация

Мотивация

Контроль и учет

Координация

1. Организация массовой физкультурно-оздоровительной работы среди трудящихся

Х

Х

Х

Х

Х

2. Организация производственной физической культуры

Х

Х

Х

Х

Х

3. Маркетинг и реклама

Х

Х

Х

Х

Х

4. Подготовка квалифицированных спортсменов и спортивного резерва

Х

Х

Х

Х

Х

5. Проведение спортивных мероприятий

Х

Х

Х

Х

Х

6. Подбор, эффективное использование персонала и повышение его квалификации

Х

Х

Х

Х

Х

7. Финансовый менеджмент в организации

Х

Х

Х

Х

Х

8. Эффективное использование спортивных сооружений

Х

Х

Х

Х

Х