Файл: Налоговые отношения (Теоретическое обоснование системы налоговых отношений).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 116
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретическое обоснование системы налоговых отношений
1.1 Определение налога, его значение и функции
Глава 2. Методология исследования налоговых поступлений
2.1 Постановка исследовательского вопроса
2.2 Рост поступлений по налогу на прибыль организаций
Подведем итоги по рассмотренным работам. Анализ зарубежных источников литературы показал, что авторы используют данные, как правило, более чем за 10 лет, в отличие от российских работ, где используются данные за 2-3 года. Кроме того, факторы, которые используют авторы в зарубежной литературе отличаются от факторов, используемых в российских исследованиях. Это можно объяснить тем, что фокус работ у одних был направлен на страны, у других – на регионы. Однако, если сравнивать работы российских авторов и зарубежных отдельно, то можно заметить, что и там, и там исследователи выделяют схожие факторы. К наиболее используемым факторам можно отнести следующие: инвестиции в основной капитал, доли различных отраслей в ВВП или ВРП, а также численность населения и среднюю заработную плату.
Таким образом, на основе рассмотренных источников литературы и информации о налогах, зачисляемых в бюджеты регионов, в данной работе выдвигается следующий список показателей:
- Инвестиции в основной капитал на душу населения;
- Доля экспорта в ВРП;
- Доля сельскохозяйственного сектора в ВРП;
- Уровень безработицы;
- ВРП на душу населения;
- Доля убыточных предприятий;
- Уровень преступности;
- Качество управления регионом.
Описание данных показателей будет приведено в следующем разделе.
Глава 2. Методология исследования налоговых поступлений
2.1 Постановка исследовательского вопроса
Региональная политика является элементом налоговой политики государства. При этом каждый субъект Российской Федерации заинтересован в том, чтобы полноценно развить свой хозяйственный комплекс, обеспечить финансовую самодостаточность, а также укрепить доходную часть бюджета. Субъекты РФ имеют отличия по структуре взимаемых налогов, отношению жителей к государственным программам и различным другим показателям, однако каждый регион стремится найти индивидуальную позицию в налоговой политике, построить и реализовать собственный комплекс стратегий данной политики, объективно оценить имеющиеся налоговые ресурсы.
Доля региональных налогов в структуре налоговых доходов региональных бюджетов незначительна. Важное место в структуре региональных бюджетов отведено отчислениям от федеральных доходов. Субъекты РФ сталкиваются с трудностями, связанными с невозможностью полностью обеспечиваться за счет налоговых и неналоговых доходов. Для того, чтобы восполнить недостающую сумму средств, регионам выделяют межбюджетные трансферты из федерального бюджета. Однако, основная цель бюджетной политики направлена на то, чтобы сократить доли долга субъектов и улучшить распределение межбюджетных трансфертов. Регионам, которые наращивают налоговые поступления, предлагаются дотации, которые в свою очередь являются дополнительной мотивацией оптимизировать налоговое управление.
Налоговой политике, реализуемой в стране, необходимо постоянное совершенствование для достижения требуемого уровня экономического развития. На текущий момент важнейшим фактором проводимой налоговой политики является необходимость поддержания сбалансированности бюджетной системы.
Таким образом, изучив релевантную литературу и обозначив ключевые факторы для изучения, в данной работе был определен следующий исследовательский вопрос: оказывают ли влияние рассмотренные выше показатели на налоговые поступления субъектов РФ?
Перейдем к описанию выбранных показателей. Сперва рассмотрим факторы, которые влияют на сумму налоговых доходов, поступающих с налога на прибыль организаций.
- Доля убыточных организаций – показатель, отражающий долю организаций, имеющих отрицательный финансовый результат, и так или иначе сказывается на налоге на прибыль организаций. Сложно сделать выводы о том, как происходило изменение данного показателя на протяжении рассматриваемого периода, однако в 2016 году наблюдалось его снижение (Рис. 3).
Рис. 3. Удельный вес убыточных предприятий в среднем по регионам РФ*
*Сост. по источнику: Регионы России. Социально-экономические показатели. Федеральная служба государственной статистики. Москва, 2018. С. 1054-1056.
- Доля экспорта в ВРП. Данный показатель отражает внешнеэкономические результаты предприятий. Экспорт, являясь частью финансовых результатов компании, подлежит налогообложению. Значение данного показателя колеблется на всем рассматриваемом промежутке, однако можно заметить, что оно находится в промежутке от 15 до 25% (Рис 4).
Рис. 4. Доля экспорта в ВРП в среднем по регионам РФ*
*Сост. по источнику: Регионы России. Социально-экономические показатели. Федеральная служба государственной статистики. Москва, 2018. С. 1138-1143.
Также стоит рассмотреть показатель, который может оказывать влияние по налогу на имущество организаций.
- Подушевые инвестиции в основной капитал — это затраты в основной капитал, связанные с покупкой, формированием и реализацией основных фондов, то есть имущества, которое подлежит налогообложению.
Данный показатель будет играть важную роль при проведении эмпирического анализа, поскольку в тексте проекта, упомянутого в п. 1.3, одной из основных целей экономической политики является стимулирование инвестиционной активности, включая регулирование инвестиционного налогового вычета и предоставление налоговых льгот.
Согласно гистограмме (Рис. 5) на протяжении всего периода наблюдается рост данного показателя.
Рис. 5. Инвестиции в основной капитал на душу населения в среднем по регионам РФ, руб.*
*Сост. по источнику: Регионы России. Социально-экономические показатели. Федеральная служба государственной статистики. Москва, 2018. С. 489-490.
Немалую роль играют факторы, которые влияют на объем поступлений по налогу на доходы физических лиц, поскольку он, как отмечалось выше, имеет наибольшую долю в структуре налоговых доходов консолидированных бюджетов субъектов. Среди таких факторов можно выделить:
- Уровень безработицы. Данный показатель влияет на количество субъектов налогообложения, то есть физических лиц оплачивающих НДФЛ. На гистограмме ниже (Рис. 6) можно заметить, что показатель безработицы за период с 2010 по 2017 год снизился на 2 процента.
Рис. 6. Уровень безработицы в среднем по регионам РФ*
*Сост. по источнику: Регионы России. Социально-экономические показатели. Федеральная служба государственной статистики. Москва, 2018. С. 156-157.
Среди общеэкономических можно выделить такие факторы, как ВРП на душу населения и доля сельскохозяйственного сектора в ВРП.
- ВРП на душу населения – это макроэкономический показатель, отражающий экономическое развитие субъекта. Согласно гистограмме, представленной на Рис. 7, данный показатель увеличился в 2,7 раз за период 2010-2017 гг.
Рис. 7. ВРП на душу населения в среднем по регионам РФ, руб.*
*Сост. по источнику: Федеральная служба государственной статистики. Отчет: «Валовой региональный продукт на душу населения по субъектам Российской Федерации в 1998-2017гг.»
Прогнозы Министерства Финансов в отношении ВРП на душу населения являются оптимистичными, поскольку ожидается увеличение роста российской экономики.
- Доля сельскохозяйственного сектора в ВРП – отражает характеристику структуры экономики региона. Чем выше значение этого показателя, тем больше сельскохозяйственной отрасли в регионе. Как видно на гистограмме (Рис. 8), с 2014 года наблюдается тенденция увеличения данного показателя.
Рис. 8. Доля сельскохозяйственного сектора в ВРП в среднем по регионам РФ*
*Сост. по источнику: Федеральная служба государственной статистики. Отчеты: «Отраслевая структура валовой добавленной стоимости субъектов Российской Федерации» с 2010 по 2017 гг.
Наконец, рассмотрим институциональные факторы, используемые в данной работе:
- Уровень преступности. Данный показатель отражает общий уровень преступности в регионе (число преступлений на душу населения), число тяжких и особо тяжких преступлений и преступлений экономической направленности.
- Качество управления регионом – переменная, отражающая качество управления региональным бюджетом.
Таким образом, можно сделать вывод о формировании как положительных, так и отрицательных тенденций в отношении рассматриваемых факторов.
Рассмотрим гипотезы, которые выдвигаются в данной работе и в дальнейшем будут проверены.
2.2 Рост поступлений по налогу на прибыль организаций
Согласно проекту Министерства финансов Российской Федерации, рост поступлений по налогу на прибыль организаций произошел ввиду увеличения прибыли в валовом продукте. Однако, не все предприятия прибыльные. Результат деятельности таких предприятий сказывается на том, что они не могут полностью выплачивать все налоги и вынуждены прибегать к отсрочкам или рассрочкам налоговых платежей. Таким образом, первая гипотеза сформулирована следующим образом:
Н1: Доля убыточных предприятий в среднем оказывает отрицательное влияние на налоговые поступления субъектов РФ.
Авторы Stotsky and WoldeMariam (1997) в своей работе отмечали значимое влияние на налоговые доходы такого фактора, как доля экспорта в ВРП. Данный показатель является частью финансовых результатов предприятий, которые в свою очередь подлежат налогообложению. Отсюда следующая гипотеза:
Н2: Доля экспорта в валовом региональном продукте в среднем оказывает положительное влияние на налоговые доходы регионов РФ.
В своей работе Белогорская и др. (2016) отмечали положительное влияние инвестиций в основной капитал компании на налоговые доходы. Однако, стоит отметить, что в данном исследовании анализ проводился только на одном субъекте РФ, а во-вторых, не учитывался запаздывающий эффект инвестиций. Данный показатель представляет особый интерес, поскольку он занимает одно из важных мест среди целей социально-экономической политики. Стоит отметить, что авторы в своем исследовании рассмотрели лишь один регион. Кроме того, инвестиции в основной капитал, как правило, имеют отложенный эффект. Вследствие этого, на практике результаты могут получиться другие. Таким образом, была сформулирована еще одна гипотеза:
Н3: В среднем и при прочих равных, инвестиции в основной капитал оказывают положительное влияние на налоговые доходы регионального бюджета.
Кроме того, согласно результатам, полученным в более ранних работах (Gupta, 2007; Ajaz and Ahmad, 2010), сельскохозяйственный сектор в развивающихся странах оказывает негативное влияние на налоговые поступления. Стоит отметить, что в России существует специальный налоговый режим в виде единого сельскохозяйственного налога. Данный режим предоставляет льготные налоговые условия предприятиям в данной отрасли, что в свою очередь может неблагоприятно сказаться на налоговых доходах.
Н4: Чем больше доля сельскохозяйственного сектора в ВРП, тем меньше налоговых доходов поступает в бюджет региона.
Такой институциональный фактор, как уровень коррупции включали в свое исследование многие авторы (Gupta, 2007; Imam and Jacobs, 2007; Javid and Arif, 2012). Однако, в разных работах были получены разные результаты о влиянии коррупции на налоговые поступления. В данной работе рассматривается такой показатель как уровень преступности, включающий в себя влияние коррупции. Таким образом, возникает следующая гипотеза:
Н5: Высокий уровень преступности, в среднем и при прочих равных, оказывает негативное влияние на налоговые доходы субъектов РФ.
2.3 Данные и описательная статистика
Важным этапом при проведении эконометрического исследования является сбор данных. Специфика работы с данными РФ – это обширные территории, 11 часовых поясов, большое количество округов, областей, регионов, национальностей и климатических зон. В выборку включались субъекты РФ, существующие на конец 2018 года, и формирующие 8 федеральных округов: (1) Центральный, (2) Северо-Западный, (3) Приволжский, (4) Южный, (5) Северо-Кавказский, (6) Уральский, (7) Сибирский и (8) Дальневосточный, которые представлены на рис.9.
Рис. 9. Распределение земель РФ согласно росреестру
Вне зависимости от того, какие данные используются в работе, межстрановые или межрегиональные, авторы рассмотренных выше работ советуют работать с панельным типом данных. Важным преимуществом панельных данных является то, что они учитывают индивидуальные различия между выборочными единицами. Также, для панельного типа данных свойственно большое количество наблюдений, что позволяет уменьшить мультиколлинеарность факторов. Это, в свою очередь, приводит к более эффективным оценкам (Вербик, 2008).
В качестве зависимой переменной в работе выступают налоговые доходы субъектов РФ. Выбор был осуществлен на основании применения данного показателя в исследованиях, схожих по тематике с данной работой.
За последние десять лет налоговый режим и налоговое администрирование кардинально изменились. В налогообложении перемены происходят постоянно, что связано с природой экономики и защитой различных интересов. Значительные изменения законодательной базы были замечены в 2009 году, когда ставка по налогу на прибыль организаций снизилась на 4 процента, увеличились ставки на акцизы и другие налоги. В связи с этим, в данной работе был выбран временной период с 2010 по 2017гг.