Файл: Товарные запасы и управление ими в розничной торговле, на пример реально существующей организации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 235

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Наблюдающиеся в стране и регионах постепенное усиление конкуренции на потребительском рынке, изменение спроса и предложения на различные товары обуславливают необходимость формирования в структуре торговли системы управления конкурентоспособностью предприятий, способной адекватно реагировать на воздействие внешней и внутренней среды высокой степени изменчивости и неопределенности.

Формирование таких стратегий предопределяет необходимость совершенствования различных систем предприятия, в том числе системы управления товарными запасами на основе рационализации и оптимизации товарных потоков с использованием адекватных постановкам этих задач моделей и методов.

Стремление компаний удовлетворить желания потребителей на максимально высоком уровне требует значительных вложений, и в частности, вложений в запасы. С другой стороны, не менее важной задачей является обеспечение рентабельности вложений и поиск новых возможностей сокращения всех видов затрат и увеличения прибыли, поэтому с точки зрения финансов, наиболее благоприятным является состояние, когда запасы отсутствуют, а производственные нужды компании при этом удовлетворяются в полном объеме. Но такая ситуация в реальных условиях труднодостижима в силу целого ряда объективных причин. Таким образом, чтобы добиться максимально эффективной работы предприятия и выйти на отличные финансовые показатели, запасами нужно грамотно управлять. Многие фирмы не уделяют процессу управления запасами соответствующего внимания, результатом этого становится вложение в систему управления запасами больших средств, чем предполагалось. Учитывая указанные обстоятельства, можно утверждать об актуальность темы настоящего курсового исследования.

Степень разработанности проблемы исследования. Изучению проблем управления запасами первыми посвятили свои работы Ф. Харрис, Р. Уилсон, Дж. Хедли, Т. Уайтин, Д.Дж. Клосс, Дж. Шапиро и др. Различные аспекты управления материальными запасами, модельные исследования закономерностей существования запасов рассматриваются в работах Рыжикова Ю. И., Дудорина В. И., Дарбиняна М. М., Беляева Ю. А., Кулиша С., Линдерса М., Микитьянца С. В., Стерлиговой А. Н. и др. Вопросам формирования логистической концепции посвящены работы Аникина Б. А., Бауэрсокса Д. Дж., Гаджинского А. Н., Гордона М. П., Неруша Ю. А., Николайчука В. Е., Терешкиной Т., Родионовой Н. П., Стока Д. Р., Уотерса Д. и других авторов.

Цель курсовой работы – исследовать управление товарными запасами в розничной торговле на примере ООО СТД «Керама».


Задачи курсовой работы:

  1. Раскрыть понятие товарных запасов и их роль в обращении товаров;
  2. Рассмотреть особенности управления торговыми запасами в розничной торговле;
  3. Проанализировать систему управления товарными запасами в ООО «Керама»;
  4. Выявить проблемы в управлении товарными запасами на предприятии;
  5. Разработать рекомендации по оптимизации управления товарными запасами в ООО «Керама».

Предмет исследования - товарные запасы и методы управления ими в розничной  торговле.

Объект исследования - экономические отношения по поводу управления товарными запасами на примере ООО СТД «Керама».

В процессе анализа и обобщения полученной информации применялись общенаучные методы абстракции, анализа и синтеза, сравнения, статистических группировок, средних величин, индексный, графический методы и другие. 

Структурно курсовая работа представлена введением, заключением, тремя главами, объединенными семью параграфами и списком использованной литературы.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ТОВАРНЫМИ ЗАПАСАМИ

1.1. Понятие товарных запасов, их роль в обращении товаров

Предметы потребления, находящиеся в сфере товарного обращения, образуют товарные запасы. Постоянное наличие товарных запасов в обращении является необходимым условием удовлетворения спроса населения, выполнение плана товарооборота, нормальной работы торговых предприятий.

Товарные запасы должны находиться в соответствии с объемом продажи товаров. Их размер должен быть достаточным для обеспечения бесперебойной торговли широкого выбора товаров покупателями. Товарные запасы являются важным разделом плана розничного товарооборота, необходимым условием обеспечения непрерывности процесса продажи.

При планировании товарных запасов исходят из научно-обоснованных норм запасов и оборачиваемости товаров, при этом не следует допускать как завышения, так и недостатка товарных запасов.[1] Излишние товарные запасы вызывают затоваривание и порчу товаров, замедляют их оборачиваемость , ведут к дополнительным издержкам по хранению и так далее.


Недостаточные товарные запасы вызывают перебои в торговле, невыполненение плана товарооборота, ухудшают торговое обслуживание, снижают степень удовлетворения потребностей населения.

Вообще существование товарных запасов как категории товарного обращения вызвано необходимостью обеспечения нормального процесса обращения товаров.

Любой товар до момента продажи относится к категории товарного запаса. С экономической точки зрения эта форма существования товара является статичной (физически он может находиться в движении). Это обстоятельство, в частности, означает, что товарный запас является величиной моментной.

Товарные запасы меняют свой размер - они постепенно вовлекаются в товарооборот, продаются, перестают быть запасами. Но поскольку товарные запасы замещаются другими партиями товаров, т.е. регулярно возобновляются, они являются постоянно существующей величиной, размер которой варьирует в зависимости от конкретных хозяйственных условий.

Товарные запасы различают по следующим признакам: назначению, месту нахождения, срокам, размерам.

По назначению товарные запасы подразделяют на запасы текущего хранения, сезонного накопления, досрочного завоза.

Товарные запасы текущего хранения предназначены для обеспечения бесперебойной продажи товаров населению в период поступления двух очередных партий товаров, находящихся в розничной торговой сети, на складах и в пути.

Для определения текущих товарных запасов необходимо из их общей суммы исключить запасы товаров сезонного хранения, досрочного завоза и прибавить товары в пути и товары отгруженные, расчетные документы на которые не сданы в банк и на инкассо.

Для товарных запасов сезонного накопления и характерен разрыв между, производством товаров и их потреблением. Производство таких товаров ограниченно определенными сроками, а потребляются они большую часть города; и наоборот, производятся в течение всего года, а потребляются в ограниченные сроки.

К товарам сезонного накопления относятся картофель, овощи, фрукты, елочные украшения, меховые товары и так далее[2].

Товарные запасы досрочного завоза должны обеспечивать нормальный уровень торговли в течение периода между завоза товаров в отдаленных горных районах, связь с которыми поддерживается определенный период (период навигации или иной - районы Крайнего Севера и др.).

Товарные запасы целевого назначения создаются по распоряжению органов власти для выполнения определенных целей, не связанных с текущей хозяйственной деятельностью предприятий (для стимулирования закупки сельскохозяйственной продукции, заб обеспечения сети детских учреждений, объектов здравоохранения, инвалидов и выдачи товарных выигрышей в лотереях и т.п..


Товарные запасы, которые создаются для магазина, могут оцениваться различными критериями:

-суммой запасов в финансовом выражении;

-количеством запасов в единицах товара;

-размером запасов в количестве дней товарооборота.

Запасы находятся в непрерывном движении и обновлении, итоговой стадией которых является потребление.

Главное назначение товарных запасов для розницы — обеспечение устойчивого предложения для потребителей, поэтому ассортимент товаров на любом этапе товарного обращения считается ключевым моментом при создании товарного запаса.

По месту нахождения различают товарные запасы в розничной сети, на оптовых базах и складах, в пути.

По срокам товарные запасы подразделяют на отчетные, начальные и конечные.

Отчетные товарные запасы определяют на конкретную дату пор отчетным данным ( например, на 1 марта, на 15 апреля ). Начальные запасы рассчитывают на основе фактических запасов на последнюю отчетную дату, ожидаемого поступления и продажи товаров за последующий период до начала планированного периода, таким образом, они являются ожидаемыми запасами на конец отчетного периода, или на начало планируемого периода. Конечные товарные запасы - это запасы на конец планируемого периода.

По размерам различают товарные запасы минимальные, средние и максимальные.

Минимальные товарные запасы образуются в период перед очередным завозом товаров, максимальные - в период очередного завоза товаров, средние запасы рассчитываются, как средняя арифметическая минимальных и максимальных запасов.

Товарные запасы могут быть выражены в натуральных показателях (тоннах, метрах, штуках, и так далее), в стоимостных (рублях), и в днях оборота по продаже товаров.

Товарный запас в днях характеризует величину товарного запаса, находящегося на предприятии торговли на определенную дату, и показывает, на сколько дней этот запас обеспечит бесперебойную торговлю (в ассортименте).[3]

Товарные запасы в днях исчисляются следующим образом:

Здн =З/Тдн;

Здн=Т/Д;

Здн=ЗхД/Т

Где Здн - товарный запас в днях,

З - сумма товарных запасов,

Тдн - средний дневной товарооборот за период,

Т - объем товарооборота,

Д - число дней в периоде.

Изменение товарных запасов в днях имеет большое значение для торговых предприятий, так как позволяет судить о том, на сколько дней при данном объеме товарооборота ( при условии бесперебойной продажи этих товаров) может хватить имеющихся в наличии товарных запасов.


Обеспеченность товарными запасами, их размер, структура, товарооборачиваемость зависят от многих факторов внешнего и внутреннего характера действия . Изменение факторов может повлиять на величину товарных запасов и товарооборачиваемость , как улучшая, так и ухудшая эти показатели. Одни факторы способствуют ускорению товарооборачиваемости и тем самым уменьшают потребность в росте величины товарных запасов. Другие наоборот приводят к увеличению объёмов товарных запасов, что сопровождается замедлением скорости обращения товаров.

Знание направлений действия факторов на товарные запасы, управляя ими можно обеспечить оптимальность их формирования и использования, выявлять направления и размеры ускорения товарооборачиваемости, снизить затраты на образование, содержание и управление товарными запасами.

В группу факторов внешнего характера действия относят:

Факторы производства (товарного предложения): объёмы, ритмичность сезонность производства, качество промышленной и сельскохозяйственной продукции, ее соответствие запросам потребителей и мировым стандартам, насыщенность товарных рынков, физико-химические свойства товаров, размещение и отдаленность центров производства от центров потребления.

Товарное предложение – основа развития товарооборота. Только при достаточном насыщении рынка товарными ресурсами, при условии роста покупательского спроса, удается правильно организовать торговую деятельность. Рост объёмов товарных ресурсов, расширение их ассортиментной структуры, улучшение качества товаров до мировых стандартов, позволяет обеспечить выполнение торговлей задачи наиболее полного удовлетворения постоянно изменяющегося спроса потребителей и на этой базе наращивания товарооборота при оптимальном размере товарных запасов. При этом, в случае если происходит сбой в производственном процессе, это отрицательно сказывается на эффективности работы всех экономических субъектов. Товарные запасы неоправданно растут во всех каналах товародвижения, нарушается платежная дисциплина, возникают проблемы в реализации товаров.

Сезонность производства.

Многие товары (сахар, крупа, овощи, фрукты и др.) имеют сезонный характер производства, обусловленный сезонностью производства сельскохозяйственного сырья. В сезон производства цены на товары более низкие и товарные организации имеют возможность в данный период покупать товары на выгодных для себя условиях в больших объёмах для удовлетворения сезонного спроса покупателей. По мере удаленности от пика сезонности производства возрастают отпускные и оптовые цены, увеличивается звенность товародвижения, усложняется процесс поиска поставщиков, товар может стать дефицитным. Все это требует создания сезонных товарных запасов.