Файл: Руководство, стили руководства (Понятие руководства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 114

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Системный характер управления требует глубокой и тщательной проработки стиля и методов руководства. Именно через методы и стили руководства реализуется основное содержание управленческой деятельности. В практике управления применяются различные стили, которые органически дополняют друг друга. Принципы управления зависят от методов руководства и техники работы. Техника работы руководителя свою реализацию находит в индивидуальном стиле руководства. Оптимально подобранный стиль руководства и сочетание различных методов способствуют успешной работе каждого сотрудника организации, что приводит к их самореализации в процессе выполнения должностных функций.

В настоящее время существует огромное многообразие организаций. В каждой организации есть руководитель и зачастую не один. Каждый из них имеет свой подход и стиль руководства, используемый им, при взаимодействии с персоналом, чем и определяется актуальность выбора темы курсовой работы.

Цель работы: раскрыть сущность стилей руководства.

Задачи: рассмотреть понятие руководства, стили руководства и определить, какие стили поведения наиболее эффективны при работе с людьми для достижения производственных (служебных) целей организации.

При решении поставленных задач проанализируем работы В. Врум, П. Йетона, Р. Лайкерта, Р. Херси, К. Бланшара, Р. Хауса, Т. Митчелла, Р. Блейка, Дж. Мутона, Р. Танненбаума, У. Шмидта, В. Н. Лавриненко, Э.В. Островского и других.

1. Понятие руководства

Руководство деятельностью складывается из планирования деятельности, постановки производственных (служебных) задач, создания системы измерения выполняемой работы и контроля за выполнением заданий. Руководство деятельностью не может быть успешным, если руководство людьми осуществляется неправильно.

Руководство людьми представляет собой деятельность по управлению персоналом организации. Эта область управления непосредственно связана с работой руководителя. К данному виду управления относятся: обеспечение сотрудничества в коллективе, кадровая политика, обучение, информирование, мотивация персонала и другие составные части работы руководителя.

Руководство требует больших умственных усилий независимо от того, какой области оно касается – руководство деятельностью, окружением или людьми. Руководство деятельностью организации означает стремление к достижению максимальных результатов работы. Работа руководителя имеет своей целью достижение людьми их личных целей.


Для того чтобы управленческая деятельность осуществлялась хорошо, необходимо выполнение ряда условий:

- субъект и объект руководства должны соответствовать друг другу. Если субъект и объект руководства не смогут понять друг друга в процессе работы, то они не реализуют свои потенциальные возможности. Так, если руководитель и подчиненный не будут совместимы психологически, то между ними начнутся конфликты, которые окажут плохое влияние на результаты работы.

- субъект и объект руководства должны обладать самостоятельностью. Субъект руководства не в состоянии предусмотреть все интересы объекта и возможные варианты его действий в разных ситуациях. Когда в качестве объекта руководства являются люди, обладающие своими взглядами, на ситуацию, стремлением, мышлением они должны иметь возможность, реализовать свои возможности на практике. При отсутствии такой возможности люди либо подавляют свою активность, либо стараются добиться своего мнения.

- субъект и объект руководства должны быть заинтересованы в четком взаимодействии; один – в отдаче необходимых команд, другой – в их своевременном исполнении. Возможность субъекта руководить обусловлена готовностью объекта выполнять поступающие команды. Степень достижения участниками управленческой деятельности своих целей должна находиться в прямой зависимости от степени достижения целей самого руководства.

1.1 Сущность понятия «руководство»

Слово «руководитель» означает «ведущий за руку». Для каждой организации необходимо иметь человека, отвечающего за контроль и надзор над всеми подразделениями в целом, а не только над выполнением специализированных задач. Этот вид ответственности составляет суть работы руководителя.

Конечной целью деятельности руководителя является достижение целей организации, что он делает не без помощи подчиненных. А привычная манера поведения руководителя по отношению к подчиненным, чтобы оказать на них влияние и побудить их к достижению целей организации, – это и есть стиль руководства персоналом.

Слово «стиль» греческого происхождения, которое лет первоначально означало стержень для писания на восковой доске, а позднее стало употребляться в значении «почерк»[1]. Таким образом, стиль руководства - это своего рода «почерк» в действиях руководителя.


Стиль управления зависит от особенностей администраторских и лидерских качеств руководителя. В процессе трудовой деятельности формируется индивидуальный тип, «почерк» руководителя, что позволяет акцентировать внимание на том, чего не может быть у двух одинаковых руководителей с одинаковым стилем руководства. Таким образом, стиль руководства представляет собой явление строго индивидуальное, так он определяется специфическими характеристиками конкретной личности и отражает особенности работы с людьми.

Также под стилем руководства понимаются стабильно проявляющиеся особенности взаимодействия руководителя с коллективом, формирующиеся под влиянием как объективных и субъективных условий управления, так и индивидуально-психологических особенностей личности руководителя.

В наиболее полном виде определение стиля руководства выглядит следующим образом: «систематическое проявление каких-либо личных качеств руководителя в его отношениях с подчиненными, в способах решения деловых проблем». Руководитель с присущим только ему стилем руководства в своей деятельности может использовать личные методы управления, такие как экономические, организационно-административные, социально-психологические.

Эффективный руководитель, выбирая стиль управления, должен в виду следующие обстоятельства:

- знать себя;

- понимать ситуацию;

- оценивать выбранный стиль управления адекватно существующей ситуации и уровню подчиненных;

- учитывать потребности группы;

- учитывать нужды ситуации;

- учитывать нужды подчиненных.

1.2 Методы управленческого воздействия

Термин «метод» означает способ достижения какой-либо цели. Методы руководства – это способы осуществления управленческих воздействий на персонал для достижения целей управления организацией[2]. Методы руководства также представляют собой способы воздействия системы управления на объекты управления или способы, с помощью которых происходит воздействие одних звеньев системы управления на другие[3].

Методы руководства можно разделить на три основные группы в зависимости от разнообразия функций, для осуществления которых применяются методические приемы:

- методы управления функциональными подсистемами обусловлены структурой управляемого объекта (системы), в которой существует функциональное разделение управленческого труда по таким видам работ, как производство, финансы, персонал, маркетинг, инновации;


- методы выполнения функций управления связаны с решением задач, стоящих перед субъектом управления в процессе его воздействия на объект на пути движения к намеченной цели;

- методы принятия управленческих решений выступают как совокупность этапов и процедур, необходимых для разрешения той или иной проблемы, возникающей перед управляющей подсистемой.

Общие методы руководства, характерные для всей системы и ее подсистем, определяют способы достижения основных целей и задач[4]. Они подразделяются на:

- организационный (административный);

- экономический (договорной);

- социально-психологический.

Административные методы являются способами осуществления управленческих воздействий на персонал, основанными на властных отношениях, дисциплине и системе административно-правовых взысканий. При административном методе управленческого воздействия отношения руководителя и подчиненного проявляются в форме власти и подчинения. В данном случае используются следующие механизмы: административные (приказ, распоряжение, указание); нормативные (закон, положение, инструкция). Основным достоинством данного метода является обеспечение единства воли руководства в достижении цели, а недостатком является – подавление инициативы и творческой работы.

Экономический метод предполагает договорные отношения руководителя и подчиненного, как правило, в товарно-денежной форме. В этом случае используются такие механизмы как договорной процент отчисляемой прибыли, зарплата, материальное вознаграждение, либо санкции, предусмотренные договором или иными нормативно-правовыми актами. Данный метод характеризуется свободой руководителя и подчиненного, достаточной для реализации их интересов в договорном процессе, а так же выполнением договорных обязательств. При этом стимулируется проявление инициативы, реализуется творческий потенциал работников на основе удовлетворения материальных потребностей. Однако многие потребности, лежащие вне сферы материального интереса, остаются неудовлетворенными, что снижает мотивацию.

«Социально-психологический метод управленческого воздействия основан на использовании моральных стимулов к труду и оказании воздействия на личность с помощью психологических приемов в целях превращения административного задания в осознанный долг, внутреннюю потребность человека»[5]. В рамках данного метода используются следующие механизмы: «убеждение; критика; информирование; выступление руководителя перед людьми; выговор, объявленный в приказе; награждение грамотой, благодарностью в приказе». Следует отметить, что механизмы трудовой мотивации не связанны с удовлетворением материальных потребностей, при этом практически не требуются материальные затраты. При формировании коллектива руководителю необходимо учитывать тип личности и характер работников, создавать нормальный психологический климат и творческую атмосферу. Именно на таких принципах и следует формировать коллектив.


Приведенные методы управленческого воздействия имеют свою область применения, свои достоинства и недостатки, которые могут проявляться в зависимости от конкретной ситуации в рабочей группе, при этом на объективную необходимость выбора методов управления того или иного типа накладывается субъективная предрасположенность руководителя к «любимым» навыкам делового общения. «Искусство руководства в том и состоит, чтобы в данное время, в данном месте и для данной группы работников подобрать такой комплекс управленческих воздействий (из трех типов), который обеспечит максимальную эффективность работы группы»[6].

Рис. 1. Методы управленческого воздействия

2. Стили руководства

«Стиль руководства – устойчивая индивидуально-специфическая система психологических средств, приемов, навыков, методов, способов личной работы руководителя, а также особенностей его взаимоотношений с окружающими в процессе руководства»[7]. В. Н. Лавриненко, в свою очередь, под стилем руководства понимает «совокупность применяемых руководителем методов воздействия на подчиненных, а также форму (манеру, характер и т. д.) исполнения этих методов»[8]. Стиль руководства влияет на характер реализации всех основных функций руководства, особенно на способы принятия решений.

Стиль руководства определяется характером задач, стоящих перед коллективом, уровнем его развития, личностью лидера. Следует отметить, что стиль руководителя складывается из двух главных компонентов – личностных качеств руководителя – это его социальная направленность, ценностные ориентации, моральные и волевые качества, и характеристики поведения руководителя в процессе осуществления основных управленческих функций.

В. Врум и П. Йетон (V. Vroom, P. Yetton, 1973) – различают пять стилей, говоря о континууме от авторитарно-консультативного до полного участия подчиненных в управлении.

Р. Лайкерт (R. Likert, 1961) пишет о четырех стилях:

- эксплуататорски-авторитарном;

- благосклонно-авторитарном;

- консультативно-демократичном;

- основанном на участии.

Р. Херси и К. Бланшар (R. Hersey, К. Blanshard, 1982) считают, что стили руководства (лидерства) определяются «зрелостью» исполнителей: их желанием достичь поставленных целей, образованием и опытом, готовностью нести ответственность за свое поведение. В соответствии с этим они выделяют четыре стиля: