Файл: Юридический Кафедра Теории и истории государства и права.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 211

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


- уголовное наказание следовало за незаконное награждение военными своих подчиненных, за потерю воинского знамени ( указ от 2 мая 1943г.);

- указом от 15 ноября 1943 г. за разглашение государственной тайны или утрату документов, содержащих эту тайну, виновные подвергались наказанию в виде лишения свободы до 10 лет.

В отношении осужденных военнослужащих и военнообязанных широко применялась отсрочка в исполнении приговоров с предоставлением возможности искупить свою вину на фронте в борьбе с врагом. Осужденных, отличившихся в боях, освобождали от наказания со снятием судимости.

Издается чрезвычайный приказ № 227 от 28 июля 1942 г. с требованием к войскам: «Ни шагу назад!» и вводятся жесткие меры наказания на фронте за неислосление приказов.

Уголовно-правовые нормы характеризовались усилением уголовных наказаний за наиболее опасные в военных условиях преступления.

Путём принятия новых уголовно-правовых актов было значительно усилено наказание за отдельные преступления. Все рабочие и служащие таких предприятий объявлялись на период войны мобилизованными, самовольное оставление ими места работы рассматривалось как дезертирство и каралось тюремным заключением на срок от 5 до 8 лет.

Чрезвычайная военная обстановка обусловила принятие целого ряда правовых актов, устанавливавших уголовную ответственность за некоторые деяния, не являвшиеся в мирное время преступными:

а) За распространение в военное время ложных слухов, возбуждающих тревогу среди населения виновные караются по приговору военного трибунала тюремным заключением на срок от 2 до 5 лет.

б) Отказ или отклонение в условиях военного времени от внесения налогов или от выполнения повинностей" наказывалось лишением свободы на срок не ниже б мес., при особо отягчающих обстоятельствах, вплоть до высшей меры - расстрела с конфискацией имущества.

Если указанные нарушения были направлены на оказание содействия врагу - они квалифицировались как измена Родине. Многие постановления ГКО и СНК СССР содержали специальные пункты об установлении уголовной ответственности за невыполнение или нарушение этих постановлений.

В связи с чудовищностью злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их пособников из числа советских граждан Указом Президиума Верховного Совета СССР «О мерах наказания для немецко-фашистских злодеев, виновных в убийствах и истязаниях советского гражданского населения и пленных красноармейцев, для шпионов, изменников Родины из числа советских граждан и для их пособников» была введена смертная казнь через повешение и каторжные работы на срок от 15 до 20 лет.
2

Отмечая особенности развития советского уголовного права, следует указать и на чрезвычайные уголовно-правовые меры укрепления боеспособности личного состава действующей армии.

Ставка Верховного Главнокомандования 16 августа 1941 г. в своем приказе потребовала чтобы «командиров и политработников во время боя срывающих с себя знаки различия и дезертирующих в тыл или сдающихся в плен врагу, считать злостными дезертирами, семьи которых подлежат аресту как семьи нарушивших присягу и предавших свою Родину дезертиров. Обязать всех вышестоящих командиров и комиссаров расстреливать на месте подобных дезертиров . С точки зрения конкретной исторической обстановки эти требования безусловно были справедливы. Но они также нанесли немало вреда, т.к. призывы "железной рукой карать трусов и изменников» не подкреплённые точными юридическими формулировками в конечном счёте привели к массовым репрессиям.

Особый протест вызывало распространение суровой уголовной ответственности на членов семей военнослужащих, попавших в плен.

В то же время указывалось, что не подлежат аресту и ссылке семьи тех изменников Родине, в составе которых после должной проверки будет установлено наличие военнослужащих Красной Армии, партизан, лиц, оказавших в период оккупации содействие Красной Армии и партизанам, а также награждённых медалями и орденами.

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ УГОЛОВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В ПЕРИОД ВОЕННОГО ВРЕМЕНИ

2.1. Особенности судебного управления в условиях Великой Отечественной войны


Великая Отечественная война не упразднила существовавшую судебную систему, не внесла коренных изменений в правовые основы их организации и деятельности.

Продолжали свою работу народные, областные, верховные суды и соответствующие органы прокуратуры. Действовали установленные законом принципы судопроизводства: зашита по уголовным делам, гласность, устность, ведение дела на национальном языке; сохранялся порядок пересмотра приговоров и др.

Наиболее серьезные изменения, которые внесла война в судебную систему, заключались в расширении сферы деятельности военно-судебных органов. Организация и деятельность военных трибуналов были определены Указами Президиума Верховного Совета CCCP от 22 июня 1941 года «О военном положении»3, «Об утверждении Положения о военных трибуналах в местностях, объявленных на военном положении в районах военных действий»

4.

История суда военного времени по своей исторической тематике раскрывает два сюжета, говорящих о военном суде на фронте и советском народном суде в тылу. Каждый из этих двух сюжетов показывает наличие двух периодов, касающихся истории Советского государства и права, суда и процесса. Первый период датируется 1941-1942 гг., а второй период — 1943-1945 гг. В обозначенных периодах выявляются историко-правовые сюжеты о судебных делах, касающихся не столько гражданских тяжб, сколько преступлений, совершенных в условиях военного времени.

Суд и процесс с начала войны в 1941-1942 гг. С началом войны, уже в 1941-1942 гг., произошли значительные изменения в судоустройстве, в материальном и процессуальном праве. Кардинальность данных изменений была вызвана чрезвычайными условиями, с которыми неожиданно столкнулась наша страна, мирная жизнь которой была прервана вероломным фашистским вторжением. Советский суд, как народный, так и военный (при всем сказанном о нем в предыдущем разделе), также подчинялся законам мирного времени, и внезапность войны коснулась его не в меньшей степени, чем других звеньев государственного механизма и общественных отношений. 5

В первый же день войны в соответствии с Указами Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 г. «О военном положении» и «Об утверждении Положения о военных трибуналах в местностях, объявленных на военном положении в районах военных действий» учреждались военные трибуналы в местностях, объявленных на военном положении, и в районах военных действий. В период войны действовали военные трибуналы Красной армии и ВМФ, войск НКВД, железнодорожного и водного транспорта. Суды общей юрисдикции на прифронтовых территориях преобразовывались в военные трибуналы, так же, как и в городах (например, в Москве) в период нахождения на осадном положении. По постановлению Военного совета Западного фронта с 25 октября 1941 г.

2.2. Процессуальный порядок рассмотрения уголовных дел военными трибуналами


Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 года в местностях, где введено военное положение, все функции органов власти в области обороны, обеспечения общественного порядка и государственной безопасности передавали военным советам фронтов, армий и военных округов. Военные власти получили особые полномочия. Они могли привлекать граждан для оборонных работ, охраны объектов, регулировать время работы предприятий и учреждений, запрещать въезд и выезд из населенных пунктов. А все дела о преступлениях против обороны, общественного порядка и государственной безопасности передали на рассмотрение военных трибуналов. В частности, речь шла о государственных преступлениях, о преступлениях, направленных против социалистической собственности, о разбое, умышленных убийствах, незаконной покупке, продаже и хранении оружия и других. Кроме того, военные власти имели право передавать на рассмотрение военных трибуналов дела о спекуляции, злостном хулиганстве и иных преступлениях, если командование признает это необходимым по обстоятельствам военного положения.


Военные трибуналы могли рассматривать дела через 24 часа после вручения обвинительного заключения. А законы военного времени подразумевали беспощадность к преступникам. Приговоры трибуналов были окончательными, кассационному обжалованию не подлежали и могли быть отменены или изменены только в порядке надзора. Военные советы округов и приравненные к ним органы военной власти могли приостановить лишь исполнение приговора с высшей мерой наказания — расстрелом. Но если в течение 72 часов соответствующего распоряжения не поступало, такие приговоры приводились в исполнение. 6

В условиях меняющейся обстановки законы иногда ужесточали. Например, когда в октябре 1941 года в Москве и прилегающих к городу районах было введено осадное положение, государственный комитет обороны потребовал установить строжайший порядок и призвал «немедля привлекать нарушителей порядка к ответственности с передачей суду Военного трибунала, а провокаторов, шпионов и прочих агентов врага, призывающих к нарушению порядка, расстреливать на месте».

Военные трибунаты создавались при военных округах, фронтах и морских флотах, при армиях, корпусах и иных воинских соединениях и военизиро­ванных учреждениях, а также на железных дорогах, морских и реч­ных бассейнах Главсевморпути. Соответственно в годы войны были созданы и военные прокуратуры.

B качестве надзорной инстанции над трибуналами действовали военная коллегия, а также военно-железнодорожная и военная воднотранспортная коллегии Верховного Суда СССР. Право надзора над нижестоящими военными трибуналами было предоставлено военным трибуналам округов и фронтов. Высшими надзорными функциями обладал Пленум Верховного Суда CCCP.

Организационное руководство всей системой трибуналов осу­ществлялось Наркоматом юстиции СССР.

B местностях, объявленных на военном положении, продолжали функционировать и территориальные суды, и прокуратуры,
хотя объем их деятельности в связи с расширением компетенции органов военной юстиции сократился. B городах и районах, объявленных на осадном положении, территориальные судебно-прокурорские орга­ны преобразовывались в военные. Управление этими трибуналами также находилось в ведении Наркомата юстиции СССР.

Для руководства системой трибуналов в Наркомате юстиции были созданы главные управления. Иначе говоря, все военные трибуналы входили в общую систему юстиции, а не находились в ведении военных властей, как это принято в ряде стран.
7

Основными задачами военных трибуналов в армии, на флоте, в войсках и органах НКВД являлись:

- осуществление правосудия по уголовным делам о контрреволюционных, общеуголовных и воинских преступлениях, направленных в соответствующие военные трибуналы по окончании предварительного расследования для рассмотрения по существу, с вынесением соответствующего приговора;

- повторное рассмотрение уголовных дел о совершении контрреволюционных, общеуголовных и воинских преступлений, направляемых в военный трибунал в порядке кассационного опротестования первоначального приговора военной прокуратурой, с вынесением соответствующего решения;

- обеспечение карательной практики, как механизма неотвратимости возмездия за совершённое преступление: направление соответствующих документов и осужденного для обеспечения безусловного исполнения вынесенного приговора - от направления его в места лишения свободы до применения к нему высшей меры социальной защиты – расстрела (высшая мера социальной защиты – расстрел могла быть приведена в исполнение как специально наряженными для этого военнослужащими комендатуры, так и сотрудниками НКВД, конкретный исполнитель и место определялись военным трибуналом в зависимости от сроков приведения приговора в исполнение);

- рассмотрение жалоб подозреваемых и обвиняемых на законность и обоснованность применения к ним меры пресечения в виде заключения под стражу на предварительном следствии на основании санкции военного прокурора;

- контроль приведения в исполнение приговоров к высшей мере социальной защиты (расстрелу): как правило, при производстве расстрела присутствовал либо председатель военного трибунала (формально «именем Советской власти» приказывающий привести приговор в исполнение лицу, командующему исполнителями), либо один из судей военного трибунала.8

Известны случаи личного участия судей военных трибуналов в расстрелах осужденных к высшей мере социальной защиты.

Система подчинения военных прокуратур (Прокурору Союза ССР) и военных трибуналов (Верховному суду Союза ССР) не предусматривала возможности влияния на их деятельность и принимаемые ими решения со стороны командования частей и соединений РККА, РККФ, войск и органов НКВД, находившихся в их обслуживании. Однако, в реальности это происходило постоянно (выше приводился в качестве примера Приказ Наркома обороны СССР К. Е. Ворошилова, предписывающий арестовывать комначполитсостав только с его личного разрешения). Справедливости ради, правда, надо отметить, что не известно случая, когда К. Е. Ворошилов не дал бы такого разрешения органам НКВД (при наличии, конечно, санкции военного прокурора).