Файл: 2 крановые пути разработал доцент Козориз С. Е. 1 Общие требования к крановым путям.ppt
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 98
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
2.1 Общие требования к крановым путям
2.2 Устройство путей для мостовых кранов
Профили рельсов опорных крановых путей:
Крепления рельсов к подкрановым балкам
Крепление подвесного кранового пути к металлическим строительным конструкциям
2.3 Устройство путей для козловых кранов
Рельсы крановые ГОСТ 4121-96 КР-70, КР-80, КР-100, КР-120, КР-140
Крепление рельсов к полушпалам:
2.4 Устройство путей для консольных кранов
Форма акта сдачи-приемки кранового пути в эксплуатацию
Предельные величины отклонений кранового пути от проектного в плане и профиле
Критерии браковки кранового пути
Приборы безопасности кранового пути
2 КРАНОВЫЕ ПУТИ
Разработал доцент Козориз С.Е.
2.1 Общие требования к крановым путям
Рельсовые крановые пути предназначены для восприятия всех рабочих нагрузок от крана или крановой тележки и передачи их на строительные конструкции либо на грунт, - а также направления движения крана (тележки).
Крановый путь представляет собой пару рельсов одного типа, уложенных горизонтально на специальном основании в одном высотном уровне.
В кранах любой конструкции с рельсами взаимодействуют рабочие поверхности ходовых колес механизма передвижения.
В зависимости от типа подъемной машины рельсовые крановые пути делятся на:
надземные, применяемые для установки мостовых и передвижных консольных кранов:
- опорные, установленные на подкрановые балки и передающими нагрузки на колонны здания;
- подвесные, прикрепляемые к элементам перекрытий строительных конструкций.
наземные, применяемые для установки козловых и полукозловых кранов, а также мостовых перегружателей.
Опорные крановые пути применяют для однопролетных мостовых кранов.
Подвесные крановые пути используют для кран-балок, передвижных талей (тельферов) и электрических тележек различной грузоподъемности.
Сооружение крановых путей производят по типовым или индивидуальным проектам, выполняемым соответствующей проектной организацией.
Устройство рельсового пути козлового крана должно производится согласно проектной документации, в которой предусмотрено следующее:
-тип рельса
-тип, сечение, длина шпал, расстояние между шпалами, или:
- тип подкрановых железобетонных плит
- технология изготовления монолитного железобетонного пути;
-способ крепления рельсов между собой и к шпалам (плитам),
-наличие и конструкция подкладок под рельс;
-зазор между рельсами;
-материал и размер балластного слоя;
-минимальный допустимый радиус кривой на криволинейном участке;
-предельно допустимые величины общего продольного уклона, упругой просадки под колесами, допуски на ширину колеи и разность уровня головок рельса; -конструкцию тупиковых упоров;
-устройство электропитания крана и заземления рельсового пути.
2.2 Устройство путей для мостовых кранов
Рельсовый путь мостового крана состоит из основных и вспомогательных элементов.
Основными элементами пути являются: рельсы и подкрановые балки.
К вспомогательным элементам относятся
- подрельсовая постель,
- детали крепления рельсов к подкрано- вым балкам и балок к колоннам,
- тупиковые упоры,
- выключающие линейки,
- заземляющее устройство.
Для крановых путей применяют крановые или железнодорожные рельсы, а в отдельных случаях – стальной сортовой прокат квадратного или прямоугольного сечения.
В качестве подкрановых балок используют стальные балки двутаврового сечения или из сборного железобетона.
Профили рельсов опорных крановых путей:
а – железнодорожного типа Р, б – крановые типа КР,
в – сталь квадратного профиля
Для крановых путей мостовых однобалочных кранов с малой рабочей нагрузкой применяют железнодорожные рельсы типа Р18, Р24.
Двухбалочные мостовые краны грузоподъемно-стью 10 - 30 т легкого и среднего режимов работы эксплуатируют на путях, выполненных из рельсов типа Р38 при грузоподъемности 10 т, и типа Р43 при грузоподъемности 20 - 30 т.
Рельсы типа Р43 выпускают специально для промышленного транспорта.
Для кранов большей грузоподъемности заводы выпускают железнодорожные рельсы типа Р50 и Р65
В настоящее время промышленность выпускает стальные крановые рельсы специального профиля типа КР, соответствующие условиям эксплуатации мостовых, козловых и консольных кранов.
Специальные крановые рельсы типа КР имеют более широкую подошву, благодаря чему нагрузка от ходовых колес крана распространяется по верхнему поясу подкрановой балки более равномерно.
В отдельных случаях в качестве рельсов с плоскими головками применяют сталь горячекатаную квадратную.
Тип опорного рельса выбирают в зависимости от грузоподъемности крана.
Рельсы крановых путей и грузовых тележек крепят таким образом, чтобы исключить боковое и продольное их смещение при передвижении и работе грузоподъемной машины.
Тип опорного рельса | Типоразмер рельса в зависимости от грузоподъемности крана, т | |||||||
5 | 10 | 16 | 20 | 25 | 35 | 50 | 80 | |
Рельс с выпуклой головкой | Р18 Р24 | Р38 | РК70 | КР80 Р50 | КР120 Р65 | |||
Плоский рельс шириной, мм | 40 | 50 | 60 | 70 | 80 | 90 | 100 |
Крановые рельсы опорного пути крепят к подкрановым балкам строительной конструкции (цеха, эстакады), которые в зависимости от нагрузок, режима работы крана и типа строительной конструкции изготовляют из:
- профильного сортового стального проката,
- сварными из листового металла или из сборного железобетона.
Рельсы грузовых крановых тележек крепят непосредственно к металлоконструкции моста крана.
Рельсы кранов и грузовых тележек должны крепиться так, чтобы при передвижении кранов исключались их поперечное и продольное смещения.
Крепления рельсов как правило делают разъемными.
Крановые рельсы крепят прижимными планками;
Железнодорожные рельсы – железнодорожными или неразъемными креплениями;
Рельсы квадратного сечения присоединяют к балке сварными планками или болтами.
Рельсы грузовой тележки крепят непосредственно к металлоконструкции моста крана.
При креплении рельсов с помощью сварки должна быть исключена возможность их тепловой деформации
В качестве подвесных крановых путей мостовых кранов применяют специальные рельсы, прикрепляемые снизу к элементам перекрытий строительных конструкций (фермы, стропильные балки) с помощью подвесок или монтажных столиков.
В качестве монорельсов для передвижных талей и тельферов применяют специальные двухголовые, тавровые или рельсы типа Р5.
Для подвесных кран-балок грузоподъемностью до 1—2 т при величине пролета менее 6 м в качестве опорных рельсов применяют двутавровые балки № 12—30 (ГОСТ 8239—72) из горячекатаной стали марки ВСт3пс.
Для машин большей грузоподъемности (до 5 т) применяют двутавровые балки специального сечения № 24 М-45 М (ГОСТ 19425—74).
Крепления рельсов к подкрановым балкам
а – болтами с приваренными уголками; б – болтами с вертикальными прокладками; в – заклепками; г – болтами с накладками; д – крюками; е – приваренными скобами; ж – пружинными скобами
Крепление подвесного кранового пути к металлическим строительным конструкциям
1 – двутавровая балка,
2 – подвеска,
l – установочный зазор
2.3 Устройство путей для козловых кранов
Наземный крановый путь козлового крана на опорных элементах (шпалах, полушпалах, бетонных балках) состоит из верхнего и нижнего строений.
В состав верхнего строения входят рельсы, накладки, соединяющие рельсы между собой, шпалы и другие опорные элементы, детали крепления рельсов к шпалам, выключающие линейки, элементы заземления и балластный слой (призма).
Нижнее строение подкранового пути состоит из земляного полотна (постели) и устройства для отвода воды (водоотвода).
Наземный рельсовый путь
а - поперечное сечение рельса, б - стык рельсов;
1 - верхнее строение, 2 - нижнее строение, 3 - соединительная электропро-водящая перемычка, 4 - подкладка, 5 - полушпала, 6 - двухголовая рельсовая накладка, 7 - рельс, 8 - стыковой болт
Рельсы крановые ГОСТ 4121-96 КР-70, КР-80, КР-100, КР-120, КР-140
1. Используются для крановых путей опорных мостовых подъемных кранов грузоподъемностью от 10т и выше
2. В отличии от железнодорожного, крановый рельс имеет утолщенную шейку (S), меньшую высоту профиля (H).
3. Технология стыковки -электродуговой сваркой или стыковыми накладками.
4. Крепятся к стальной подкрановой балке прижимными и упорными планками - болтовым соединением или, если оговаривает проект – электросваркой с помощью прижимных фасонных пластин
Квадрат
прокат с сечением 25х25мм (вместо рельса Р8),
32х32мм (вместо рельса Р11),
50х50мм (вместо рельса Р24).
Преимущества перед рельсом - меньшая трудоемкость при монтаже, возможность применения узкокополочного подрельсового тавра.
Минус – невысокая износостойкость.
Марка стали Ст3 ПС.
Сторона квадрата (мм) | Масса 1м(кг) | Метров в тонне |
25 | 4,91 | 203,7 |
32 | 8,04 | 124,4 |
50 | 19,62 | 54,0 |
Железнодорожные рельсы
Тип | Н, мм | В, мм | В1,мм | S, мм | Длина мерная, м | Длина немерная, м | Масса рельса, кг/мп |
Р8 | 65+0,3 | 54±2,0 | 25+0,3 | 7 | 5,00; 6,00; 7,00; 8,00 | от 3 до 7 | 8,42 |
Р11 (Китай) | 63,5 | 63,5 | 32,1 | 5,9 | от 3 до 12 | 8,94 | |
Р11 | 80,5+0,3 | 56±2,0 | 32+0,3 | 7 | 11,18 | ||
Р18 | 90+0,3 | 80±2,0 | 40+0,3 | 7 | 17,91 | ||
Р24 | 108+0,3 | 92±2,0 | 51+0,3 | 7 | 24,9 |
Рельсы железнодорожные узкой колеи Р8, Р11, Р18, Р24, ГОСТ 6368-82, ГОСТ 5876-82, используются на вагонеточных, подкрановых путях, технологических линиях предприятий.
Земляное полотно
Земляное полотно наземных крановых путей делают односкатным в сторону водоотводящих дренажных труб, кюветов и стоков для отвода ливневых вод.
В дренирующих и скальных грунтах площадку земляного полотна разрешается выполнять горизонтальной.
Земляное полотно в зоне укладки пути должно быть очищено от строительных материалов, мусора, растительного слоя почвы, а в зимнее время от снега и льда.
Насыпной грунт должен быть песчаным и однородным.
Конструкцию и размеры элементов рельсовых крановых путей определяют в зависимости от нагрузки на ходовые колеса кранов, режима их работы и интенсивности передвижения.
В наземных крановых путях применяют железнодорожные рельсы типа Р38—Р65, которые укладывают на соответствующие опорные элементы.
Для укладки рельсовых путей применяют полушпалы (половина стандартной длины шпалы 2750 мм) обрезные и необрезные длиной 1375 мм, изготовляемые из древесины хвойных пород (сосны, ели, пихты, лиственницы, кедра) с последующей обязательной пропиткой антисептическими веществами.
Для кранов с удельным давлением на ходовое колесо до 150 кН допускается применение укороченных полушпал длиной 900 мм.
В качестве балластного материала для подкрановых путей применяют щебень или гравий