Файл: Жизненный цикл ис и его структура.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 65

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Commission ) 1995 стандарт на процессы и организацию жизненного цикла. Стандарт не содержит описания фаз, стадий и этапов.

Rational Unified Process (RUP) предлагает итеративную модель разработки, включающую четыре фазы: начало, исследование, построение и внедрение. Каждая фаза может быть разбита на этапы (итерации), в результате которых выпускается версия для внутреннего или внешнего использования. Прохождение через четыре основные фазы называется циклом разработки, каждый цикл завершается генерацией версии системы. Если после этого работа над проектом не прекращается, то полученный продукт продолжает развиваться и снова проходит те же фазы.

Microsoft Solution Framework (MSF) сходна с RUP, так же включает четыре фазы: анализ, проектирование, разработка, стабилизация, является итерационной, предполагает использование объектно-ориентированного моделирования. MSF в сравнении с RUP в большей степени ориентирована на разработку бизнес-приложений.

Extreme Programming (XP). Экстремальное программирование сформировалось в 1996 году. В основе методологии командная работа, эффективная коммуникация между заказчиком и исполнителем в течение всего проекта по разработке ИС, а разработка ведется с использованием последовательно дорабатываемых прототипов.

    1. Процессы жизненного цикла ИС


Процесс определяется как совокупность взаимосвязанных действий, преобразующих входные данные в выходные. Описание каждого процесса включает в себя перечень
решаемых задач, исходных данных и результатов.

В соответствии с базовым международным стандартом ISO/IEC 12207 все процессы ЖЦ ИС делятся на три группы:

  • основные процессы ЖЦ (приобретение, поставка, разработка,

эксплуатация, сопровождение);

  • вспомогательные процессы, обеспечивающие выполнение основных процессов (документирование, управление конфигурацией, обеспечение качества, верификация, аттестация, оценка, аудит, разрешение проблем);

  • организационные процессы (управление проектами, создание инфраструктуры проекта, усовершенствование, обучение) (рис. 1).

Рис. 1. Процессы ЖЦ ИС Рассмотрим каждую из указанных групп более подробно.
      1. Основные процессы жизненного цикла


Приобретение (действия и задачи заказчика, приобретающего ИС).

Поставка (действия и задачи поставщика, который снабжает заказчика программным продуктом или услугой).

Разработка (действия и задачи, выполняемые разработчиком: создание ПО, оформление проектной и эксплуатационной документации, подготовка тестовых и учебных материалов и т. д.).

Эксплуатация (действия и задачи оператора организации, эксплуатирующей систему).

Сопровождение (действия и задачи, выполняемые сопровождающей организацией, то есть службой сопровождения). Сопровождение внесений изменений в ПО в целях исправления ошибок, повышения производительности или адаптации к изменившимся условиям работы или требованиям.

Среди основных процессов жизненного цикла наибольшую важность имеют три: разработка, эксплуатация и сопровождение. Каждый процесс



характеризуется определенными задачами и методами их решения, исходными данными, полученными на предыдущем этапе, и результатами.

Разработка


Разработка информационной системы включает в себя все работы по созданию информационного программного обеспечения и его компонентов в соответствии с заданными требованиями. Разработка информационного программного обеспечения также включает:

  • оформление проектной и эксплуатационной документации;

  • подготовку материалов, необходимых для тестирования разработанных программных продуктов;

  • разработку материалов, необходимых для обучения персонала.

Разработка является одним из важнейших процессов жизненного цикла информационной системы и, как правило, включает в себя стратегическое планирование, анализ, проектирование и реализацию (программирование).

Эксплуатация


Эксплуатационные работы можно подразделить на подготовительные и

основные.


К подготовительным работам относятся:

  • конфигурирование базы данных и рабочих мест пользователей;

  • обеспечение пользователей эксплуатационной документацией;

  • обучение персонала.

Основные эксплуатационные работы включают:

  • непосредственно эксплуатацию;

  • локализацию проблем и устранение причин их возникновения;

  • модификацию программного обеспечения ИС;

  • подготовку предложений по совершенствованию системы;

  • развитие и модернизацию системы.

Сопровождение


Службы технической поддержки играют весьма заметную роль в жизни любой ИС. Наличие квалифицированного технического обслуживания на этапе
эксплуатации является необходимым условием решения поставленных перед ней задач. Основными предварительными действиями при подготовке к организации технического обслуживания информационной системы являются:

  • выделение наиболее ответственных узлов системы и определение для них критичности;

  • определение задач технического обслуживания и их разделение на внутренние, решаемые силами обслуживающего подразделения, и внешние, решаемые специализированными сервисными организациями;

  • проведение анализа имеющихся внутренних и внешних ресурсов,

необходимых для организации технического обслуживания в рамках описанных задач и разделения компетенции;

  • подготовка плана организации технического обслуживания, в котором необходимо определить этапы исполняемых действий, сроки их

исполнения, затраты на этапах, ответственность исполнителей.

      1. Вспомогательные процессы жизненного цикла


Документирование (формализованное описание информации, созданной в течение ЖЦ ИС).

Управление конфигурацией (применение административных и технических процедур на всем протяжении ЖЦ ИС для определения состояния компонентов ИС, управления ее модификациями).

Обеспечение качества (обеспечение гарантий того, что ИС и процессы ее ЖЦ соответствуют заданным требованиям и утвержденным планам).

Верификация (определение того, что программные продукты, являющиеся результатами некоторого действия, полностью удовлетворяют требованиям или условиям, обусловленным предшествующими действиями).

Аттестация (определение полноты соответствия заданных требований и созданной системы их конкретному функциональному назначению).

Совместная оценка (оценка состояния работ по проекту: контроль планирования и управления ресурсами,
персоналом, аппаратурой, инструментальными средствами).

Аудит (определение соответствия требованиям, планам и условиям договора).

Разрешение проблем (анализ и решение проблем, независимо от их происхождения или источника, которые обнаружены в ходе разработки, эксплуатации, сопровождения или других процессов).

      1. Организационные процессы


Управление (действия и задачи, которые могут выполняться любой стороной, управляющей своими процессами).

Создание инфраструктуры (выбор и сопровождение технологии, стандартов и инструментальных средств, выбор и установка аппаратных и программных средств, используемых для разработки, эксплуатации или сопровождения ПО).

Усовершенствование (оценка, измерение, контроль и усовершенствование процессов ЖЦ).

Обучение (первоначальное обучение и последующее постоянное повышение квалификации персонала).