Файл: Виктор Пономаренко Практическая характерология с элементами прогнозирования и управления поведением (методика семь радикалов).doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 925

Скачиваний: 23

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В несколько меньшей степени Даша наделена гипертимностью (она не стремится к увеселениям, но и не чурается их) и паранояльностью (у нее нет целенаправленности, т. е. нет какой-либо определенной жизненной стратегии, но настойчивости она не лишена, что обнаруживается при решении бытовых, житейских задач, а также при выполнении данных ей поручений).

Таким образом, поведение Дарьи Дмитриевны Булавиной, каким его описал прекрасный психолог и мастер слова А.Н. Толстой, обусловлено характером, в который входят тревожный, шизоидный, эпилептоидный, эмотивный, истероидный, гипертимный и паранояльный радикалы. При этом, на взгляд автора, наиболее выражены первые четыpe радикала, которые вступают между собой в конкурентные взаимоотношения по «принципу камертона» (см. выше), остальные три присутствуют в характере, модифицируя его по-своему, формируя индивидуальные нюансы стилистики поведения, но не более:


Очевидно, что по типу социальной адаптации Дарья Дмитриевна относится к «универсалам».

В описании характера Екатерины Дмитриевны Булавиной — Кати — явно преобладают истероидные мотивы:

«Екатерина Дмитриевна старалась, чтобы дом ее был всегда образцом вкуса и новизны, еще не ставшей достоянием улицы; она не пропускала ни одной выставки и покупала футуристические картины. В последний год из-за этого у нее происходили бурные разговоры с мужем, потому что Николай Иванович любил живопись идейную, а Екатерина Дмитриевна... решила лучше пострадать за новое искусство, чем прослыть отсталой... В комнате... можно было, как по книге, прочитать все, чем жила Екатерина Дмитриевна. Вот в углу маленький молъбертик с начатой картиночкой... Вот старинный рабочий столик, в беспорядке набитый начатыми рукоделиями, пестрыми лоскутками, все не окончено и заброшено... Такой же беспорядок в книжном шкафу, — видно, что начали прибирать и бросили. И повсюду брошены, засунуты наполовину разрезанные (т. е. прочитанные только до половины — В.П.) книги. Йоги, популярные лекции по антропософии, стишки, романы... На туалетном столике... серебряный блокнотик, где было записано... крупным детским почерком: "Даше купить яблочный торт"... Яблочный торт так никогда и не был куплен».


Вместе с тем, сквозь истероидные «образцы вкуса и новизны», старания «не прослыть отсталой», «начатые, но не оконченные» вещицы довольно отчетливо проступает шизоидная склонность к беспорядку. Шизоидность проявляется также в свойственной Кате тяге к вычурному искусству, философии, в ее определенной поведенческой негибкости (несколько лет прожив в браке с первым мужем, она, не вполне довольная психологической стороной этого союза, разрушает его более активно и грубо, чем следовало, исходя из личностного контекста взаимоотношений).

Точно такую же ситуацию — сочетание в психологическом профиле 1 и 5 — мы уже обсуждали в данной главе и помним, что здесь следует ожидать «клоунской», гротескно яркой, эклектичной внешности (или чего-то подобного). Однако в романе Катя, напротив, представлена женщиной, обладающей изяществом, вкусом, который позволяет ей красиво выглядеть самой и формировать привлекательный стиль одежды ее младшей сестры — Даши. Она наделена также (несмотря на по сути эгоцентрические истероидный и шизоидный радикалы) способностью быть внимательной к людям, сочувствовать, сопереживать (с точки зрения автора, у Кати эта способность выражена больше, чем у Даши).

Следовательно, в данном случае мы имеем дело с исте-ро-эмотивно-шизоидным сочетанием (1, 4, 5). Какие еще радикалы входят в профиль Кати? Вероятно, гипертимность (она легка на подъем, много путешествует); эпилептоидность (она знает себе цену, не раз проявляла решительность и агрессивность в поведении). Чего в Кате почти нет, так это тревожности (она не пугается таких ситуаций, таких поворотов судьбы, которые у тревожного человека вызвали бы паралич от страха) и паранояльности (вот уж кто, действительно, не знает, чего хочет, к чему стремится, целиком полагаясь на судьбу).

Резюмируя сказанное, изобразим психологический профиль Екатерины Дмитриевны Булавиной:



Глядя на психологические профили сестер, мы понимаем, коллеги, насколько они не похожи друг на друга, насколько по-разному они приспосабливаются к существованию в социуме. В то же время в них есть кое-что общее. Прежде всего — достаточно выраженная тенденция, несущая в себе взаимовлияющие качества шизоидного и эмотивного радикалов.

Они обе чувствительны, эмоциональны, но в то же время наделены своеобразием, направляющим эту чувствительность на не всегда и не вполне адекватные объекты.*


* Не отсюда ли хождение не «по приключениям», а «по мукам»? Вдумайтесь, сколько сложностей они создали в жизни сами себе, на пустом месте, особенно Даша...
Вот, уважаемые коллеги, мы и познакомились с технологией построения психологического профиля, т. е. с кодированным обозначением реального характера. Следующая задача — научиться читать (и пересказывать доступным для окружающих языком) этот код как единое, целостное явление.

Но вначале вопросы и задания.

Вопросы и задания




1. Что представляет собой психологический профиль?
2. Постройте, пожалуйста, психологические профили известных литературных персонажей: Собакевича («Мертвые души» Н.В. Гоголя); Наташи Ростовой, Пьера Безухова («Война и мир» Л.Н. Толстого); Константина Левина, Анны Карениной, Алексея Александровича Каренина («Анна Каренина» Л.Н. Толстого). Сделайте это доказательно.
3. Попробуйте построить психологический профиль одного из ваших знакомых (уверен, что вы сделаете это деликатно).

Глава 10



Психологический портрет




Психологический профиль построен. Что дальше? Каждый из радикалов, входящих в него, определяет поведенческую тенденцию, вступающую в той или иной степени в противоречие с остальными (иначе радикал не был бы самостоятельным, отдельным психическим явлением).

Понятно, что от последовательного — одна за другой — описания разнородных тенденций мало толку. Получится нечто вроде: «обследуемый (так принято в психодиагностической практике обозначать лицо, подвергающееся психологическому обследованию) обладает устойчивой работоспособностью, активен, настойчив, целеустремлен, склонен придавать каждой решаемой им задаче масштабное социальное значение, в группе стремится занять позицию лидера... несамостоятелен, ведом, старается любым способом уклониться от ответственности, исполнителен, но безынициативен...» (сочетание 3, 7). Чепуха, не правда ли?

Чтобы избежать подобной чепухи, необходимо научиться трактовать сочетание радикалов как единое целое, не смущаясь тем, что тенденции, обусловленные этими радикалами, противоречивые, подчас — взаимоисключающие.*
* По закону диалектики эти различные тенденции, в одно и то же время, и дополняют друг друга, увеличивая адаптационные возможности человека, и порождают внутриличностные противоречия. Пугаться этого не надо, об этом просто следует знать.


Научиться можно только на практике. Поэтому, уважаемые коллеги, предлагаю взять быка за рога и приступить к делу.

Разумеется, мы не замахнемся сразу на весь психологический профиль целиком, а попробуем познакомиться с принципом решения подобных задач и выработать первоначальные умения на примерах сочетаний двух радикалов. Для простоты предположим, что в этих примерах один из радикалов отчетливо доминирует над другим.

Допустим, в психологическом профиле изучаемого лица (обследуемого) содержится сочетание 3, 7, упомянутое нами выше. Паранояльность доминирует, а тревожность модифицирует ее.*
* В случае, когда в профиле присутствует четко выраженный доминирующий радикал, следует считать, что этот радикал определяет основную цель (тенденцию) поведения, а остальные — механизмы, способы и ресурсы ее достижения. При универсальном способе адаптации цель задает тот радикал, который в наибольшей степени соответствует требованиям обстановки, т. е. отвечает за адаптацию к данным условиям среды. Остальные радикалы обеспечивают ресурсы.

Как будет выглядеть обследуемый внешне? Как он проявит себя в деятельности, в отношениях с окружающими? Какие задачи он сможет решать наиболее успешно? Какой коммуникативный стиль будет приемлемым для него, а какой — нет? Давайте попытаемся ответить на эти вопросы. Подскажу, коллеги, что за основу описания характера в подобном случае следует брать качества доминирующего радикала, и оценивать, как эти качества меняются под влиянием другой — субдоминирующей — тенденции.

Внешность параноика отличается, как вы помните, приверженностью к одежде классического стиля. Тревожность добавит к этому неброский (чаще всего серый) цвет, «обез-личенность» (на одежде не будет никаких опознавательных знаков, выдающих принадлежность обследуемого к тому или иному политическому, научному и т. д. течению — никакого упоминания о «символе веры»), склонность носить одно и то же (почти в буквальном смысле: всю жизнь в одном костюме).

Оформление пространства сохранит характерные для параноика черты «тотальной рабочей зоны», однако количество предметов будет небольшим, минимально необходимым для осуществления избранной деятельности.

Двигательная активность обследуемого не будет столь обильной, исполненной самоуверенности, как у «чистого» параноика. Поубавится направляющих и ритмообразующих жестов. В незнакомом окружении они исчезнут совсем (пока обследуемый не освоится).

Обследуемый будет отличаться высокой устойчивой работоспособностью, настойчивостью, целеустремленностью, старательностью, прилежанием. Он сохранит за собой инициативу, активность при постановке целей, формулировке задач, но при этом будет не лишен осмотрительности, здравой осторожности.

Масштабность его замыслов несколько уменьшится (почти как у Есенина: «я теперь скупее стал в желаньях»).

Прежде чем начать работу, он проведет целый комплекс подготовительных мероприятий, тщательно обдумает и взвесит все мыслимые способы решения актуальной задачи, сопоставит их с собственными возможностями (при этом он будет руководствоваться правилом: лучше недооценить себя и двигаться к цели медленнее, поэтапно, чем переоценить — и сорвать выполнение задания).

В коллективе функции лидера и большую часть исполнительской работы обследуемый будет стараться взять на себя.*
* Паранояльность, все же, доминирует; тревожность в данном случае лишь усилит обсуждаемый поведенческий феномен за счет неуверенности в возможностях партнеров-исполнителей. Иными словами, принимая функции исполнителя, обследуемый снимет с себя часть более тягостной для него ответственности руководителя.