Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 1282
Скачиваний: 93
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Образовательная автономная некоммерческая организация высшего образования
«МОСКОВСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»
| |
Специальность: 08.02.09 Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий
Курсовая работа
по дисциплине: | Электрические машины | ||
| (название дисциплины) | ||
на тему: | Вариант 2 подвариант - А | | |
| | | |
| (тема работы) | |
Обучающийся группы
ООПМЭо-21121-2
Метелёв Александр Юрьевич
Москва, 2023 г.
Содержание
Содержание 2
Введение 3
Задания на курсовой проект 4
1 Выбор двигателя по номинальной мощности 5
2 Построение развернутой схемы обмотки статора 6
2.1 Выбор типа обмотки 6
2.2 Расчет обмоточных данных 7
2.3 Построение развернутой схемы обмотки статора 9
3 Определение эффективных значений фазной и 11
линейной эдс первой, третьей,пятой и седьмой гармоники 11
Заключение 13
Список использованных источников 14
5.Электронно-библиотечная система https://e.lanbook.com/ 15
Введение
Электрические машины широко применяют на электрических станциях, в промышленности, на транспорте, в авиации, в системах автоматического регулирования и управления, в быту.
Электрические машины преобразуют механическую энергию в электрическую, и наоборот. Преобразование электрической энергии в механическую осуществляется двигателями.
В зависимости от рода тока электроустановки, в которой должна работать электрическая машина, они делятся на машины постоянного и переменного тока.
Машины переменного тока могут быть как однофазными, так и много фазными. Наиболее широкое применение нашли трехфазные синхронные и асинхронные машины, а также катекторные машины переменного тока, которые допускают экономичное регулирование частоты вращения в широких пределах.
В настоящее время асинхронные двигатели являются наиболее распространенными электрическими машинами. Они потребляют около 50% электроэнергии, вырабатываемой электростанциями страны. Такое широкое распространение асинхронные электродвигатели получили из-за своей конструктивной простоты, низкой стоимости, высокой эксплуатационной надежности. Они имеют относительно высокий КПД: при мощностях более 1кВт кпд=0,7:0,95 и только в микродвигателях он снижается до 0,2-0,65.
Появление трехфазных асинхронных двигателей связано с именем М.О.Доливо-Добровольского. Эти двигатели были изобретены им в 1889г.
Задания на курсовой проект
1. Выбрать двигатель для кратковременного режима работы S2 при подъеме груза. Условия подъема и характеристики груза приведены в табл.1
2. Рассчитать параметры и начертить развернутую схему трехфазной двухслойной обмотки статора по данным, приведенным в табл. 1. Выбрать укорочекие шага обмотки, чтобы уничтожалась ν-я высшая гармонина в кривой индуцироваиной ЭДС обмотки. Соединение катушечных групп последовательное, фазы обмотки соединить звездой, катушки одновитковые.
3. Используя данные и результаты расчета п.1 и п.2, определить эффективные значения фазной и линейной ЭДС первой, третьей, пятой и седьмой гармоник, приняв частоту тока 50 Гц. Рассчитать значения этих ЭДС, если бы шаг обмотки был полным.
Таблица 1 – Задания для курсового проекта (работы)
| |
Величины | В ариант |
5 (Подвариант А) | |
Масса груза, кг*103 | 10 |
Скорость подъема, м/с | 0,2 |
Высота подъема h, м | 6 |
Коэффициент, учитывающий противовес, k | 0,5 |
КПД подъемника, η | 0,8 |
Коэффициент увеличения мощности, KP | 1,5 |
Число пазов Z1 | 60 |
Число полюсов 2р | 4 |
Гармоника ν | 7 |
1 Выбор двигателя по номинальной мощности
Для расчета мощности асинхронного двигателя для подъема груза следует пользоваться формулой:
(1)
где k- коэфициент, учитывающий действие противовеса;
m- масса груза, кг;
g- ускорение свободного падения;
v- скорость подъема груза, м/с;
η- КПД подъемника.
Расчет мощности двигателя:
(2)
Полученное значение увеличиваем до каталожного значения.
Двигатель выбираем из базы данных. Ближайший по мощности двигатель АД132М4 (Р=11,0 кВт, n=1440 об/мин.).
Определяем его номинальный момент:
Максимальный момент:
Мм=3,1Мн=3,1∙72,95=226,15 Н∙м.
2 Построение развернутой схемы обмотки статора
2.1 Выбор типа обмотки
На практике применяются различного рода типы обмотки (однослойные и двухслойные; с полным и укороченным шагом; односкоростные и многоскоростные; с одинаковым и различным числом секций в пазу), и для того чтобы сделать выбор нужно рассмотреть: экономическую целесообразность, достоинства и недостатки, технические возможности выполнения.
Основные достоинства однослойной обмотки:
-
Отсутствие межслоевой изоляции, что повышает коэффициент заполнения паза, а следовательно, ток и мощность двигателя. -
Простота изготовления. -
Большая возможность применения автоматизации при укладке обмоток.
Недостатки:
-
Повышенный расход проводникового материала. -
Сложность укорочения шага, а следовательно, компенсации высших гармоник магнитного потока. -
Ограничение возможности построения обмоток дробным числом пазов на полюс и фазу. -
Более трудоёмкое изготовление и монтаж катушек для крупных электродвигателей высокого напряжения.
Двухслойные обмотки в основном выполняются с одинаковыми секциями: петлевые и цепные, реже принимают концентрические.
Основные достоинства двухслойной обмотки по сравнению с однослойной:
-
Возможность любого укорочения шага, что позволяет:
а) снизить расход обмоточного провода за счет уменьшения длины лобовой части секции;
б) уменьшить высшие гармонические составляющие магнитного потока, то есть снизить потери в магнитопроводе двигателя.
-
Простота технологического процесса изготовления катушек (многие операции можно механизировать). -
Возможность выполнения обмотки почти с любой дробностью q, что обеспечивает изготовление обмотки при ремонте асинхронных двигателей с изменением частоты вращения ротора. Кроме того, это является одним из способов приближения формы поля к синусоиде. -
Возможность образования большего числа параллельных ветвей.
К недостаткам двухслойных обмоток следует отнести:
-
Меньший коэффициент заполнения паза (вследствие наличия межслоевой изоляции). -
Некоторая сложность при укладке последних секций обмотки. -
необходимость поднимать целый шаг обмотки при повреждении нижней стороны секции.
По приведенным соображениям, в настоящее время, в ремонтной практике машин переменного тока двухслойные обмотки получили наибольшее применение. Следовательно, выбираем двухслойную петлевую обмотку.
2.2 Расчет обмоточных данных
Расчет обмоточных данных состоит в определении основных данных:
N – число катушечных групп;
y – шаг обмотки;
q – число пазов на полюс и фазу;
α – число электрических градусов, приходящихся на один паз;
а – число параллельных ветвей.
Шаг обмотки:
Шаг обмотки (у1) – это расстояние выраженное в зубцах (или пазах), между активными сторонами одной и той же секции:
, (3)
где y1 – расчетный шаг (равен полюсному делению, выраженному в зубцах);
– произвольное число меньше 1, доводящее расчётный шаг (y1) до целого числа.
На практике принято шаг определять в пазах, поэтому при раскладке вторая сторона секции ложится в паз у+1. Согласно задания Z1=60, а 2p=4, то
.
Двухслойные обмотки выполняют с укорочением шага.
, (4)
где β – относительный шаг обмотки .
Для подавления пятой гармоники ЭДС катушки выбирают β=0,8. Если необходимо подавить седьмую гармонику, то β =0,857.
пазов.
Принимаем y=13 пазов.
Число пазов на полюс и фазу:
, (5)
где m – число фаз.
паза.
Так как q>1, то обмотка называется рассредоточенной, при этом фазные катушки должны быть разделены на секции, число которых равно q.
Число катушечных групп:
В двухслойных обмотках число катушечных групп механически увеличивается в два раза, однако, по сравнению с однослойной обмоткой, с числом витков в каждой секции меньшим в два раза, тогда:
, (6)
где N1ф(2) - число катушечных групп в одной фазе двухслойной обмотке.
шт.
Так как каждую пару полюсов создают все три фазы переменного тока, следовательно:
, (7)
N3ф(2)=4∙3=12 шт.
Число электрических градусов на один паз:
, (8)
Катушечные группы фаз можно соединять последовательно (а=1), параллельно (а=q)и комбинированно (1<а
Для данного случая применяем, а=1.
2.3 Построение развернутой схемы обмотки статора
Построения развернутой схемы трехфазной двухслойной обмотки статора ведем по следующим данным: число фаз m1 = 3, число полюсов
2р = 4, число пазов в сердечнике статора Z1=60 , шаг обмотки по пазам у1=15, α=12 эл. град. Угол сдвига между осями фазных обмоток составляет 120 эл. град, поэтому сдвиг между началами фазных обмоток А, В и С, выраженный в пазах, λ =120/ α =120/12 =10 пазов.
На развернутой поверхности статора размечаем пазы (Z1=60) и полюсные деления (2р=4 ), а затем размечаем зоны по q