Файл: Виды мотивов интересы, желания, ценности, направленность, стремления.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 64

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
11.

Желание связано со стремлением – повышенным эмоциональ­ным тяготением к объекту желания.

Страсть – очень стойкое аффективное стремление к опреде­ленному объекту, потребность в котором доминирует над всеми остальными потребностями и придает соответствующую направ­ленность всей жизнедеятельности человека.

Страсть интегрирует волевые и эмоциональные побуждения; она может быть положительной и отрицательной в зависимости от ценности того, к чему стремится человек. Многие отрица­тельные страсти (к стяжательству, азартным играм и т. п.) ведут к деградации личности и нередко являются предпосылкой пре­ступного поведения.

Положительные страсти мобилизуют силы человека на дос­тижение социально значимых целей (например, страсть к ис­кусству, науке, отдельным видам трудовой деятельности и т. п.). «Полное отсутствие страстей, если такое могло быть достигну­то, привело бы к полному отуплению, и человек тем ближе к этому состоянию, чем он беспристрастнее. Действительно, стра­сти – это небесный огонь, оживляющий нравственный мир, страстям наука и искусство обязаны открытиями, а душа – бла­городством».

Состояние навязчивого тяготения к определенной группе объек­тов – влечение. Оно может быть естественным и сформирован­ным в социальных условиях.

Естественные влечения не всегда осознаются. Они связаны с органическими процессами и лишь в незначительной мере ре­гулируются сознанием. Сами же влечения могут существенно влиять на организацию, направленность сознания. «Влечение ставит задачи интеллекту для своего удовлетворения и пользует­ся им как рабочим аппаратом. Оно давит на мышление, прико­вывает его к нахождению способов своего удовлетворения и заставляет его до тех пор работать в нужном направлении, пока не найден удачный исход»12.

Намерение – сознательно принимаемое решение достичь определенной цели с отчетливым представлением средств и способов действия.

Все мало осознанные импульсивные действия совершаются на основе установки (ошибочно иногда трактуемой как «бессоз­нательные мотивы»). Установка – состояние готовности к опре­деленному способу поведения в определенных ситуациях. Установ­ка – константная основа поведения человека, нейродинамически закодированная устойчивая модель поведения.


Различаются два вида установки – общая и дифференцирован­ная. Общая установка возникает в отношении больших классов явлений; дифференцированная – по отношению к отдельным объектам13.

Установка лежит в основе целостности и последовательнос­ти поведения человека, объединяет его сознательную и подсоз­нательную сферы, определяет «норму его реакции».

Установка лежит в основе поведенческих стереотипов, ста­билизирующих поведение индивида, освобождающих его от необходимости принимать решения и произвольно контроли­ровать осуществление деятельности в стандартных для него (обобщенных в опыте данного индивида) ситуациях.

В ряде случаев (при низком уровне критичности индивида) установки обусловливают инертность поведения; не учитывая изменения в обстановке, люди действуют шаблонно.

Установки могут быть связаны с различными компонентами деятельности. Различают смысловые, целевые и операционные установки.

Смысловые установки определяют личностный смысл конк­ретных объектов, явлений, готовность действовать по отноше­нию к значимому объекту определенным образом14.

Возникнув в рамках одной деятельности, установки перехо­дят и в другие сферы деятельности, обусловливают взаимодей­ствие субъектов со сходными объектами в широком спектре однотипных ситуаций.

Целевые установки обеспечивают устойчивую направлен­ность действий; они выражаются в тенденции к завершению действия при любых обстоятельствах, что иногда ведет к ригид­ности, негибкости поведения.

Операционные установки обеспечивают психофизиологичес­кую преднастройку индивида на совершение действия опреде­ленными способами, последовательной системой привычных операций с использованием привычных для индивида средств.

В своей совокупности потребности, интересы, желания, мечты, идеалы, убеждения составляют направленность личности, выступающую в качестве интегративного внутреннего фактора мотивации поведения и деятельности человека. Между различными побуждениями человеческой деятельности устанавливается определенная иерархия – одни мотивы занимают ведущее место, другие – подчиненное.

Иерархия мотивов, или направленность личности, выступает важнейшим параметром и механизмом ее развития и определяет последовательность вступления в действие того или иного побуждения, регулирует направление наших мыслей и поступков.



А. Маслоу выявил следующие принципы мотивации человека:

1) мотивы имеют иерархическую структуру;

2) чем выше уровень мотива, тем менее жизненно необходимыми являются соответствующие потребности, тем дольше можно задержать их реализацию;

3) пока не удовлетворены низшие потребности, высшие остаются сравнительно неинтересными. С момента удовлетворения низшие потребности перестают быть потребностями, т.е. они теряют мотивирующую силу;

4) с повышением потребностей повышается готовность к большей активности15.

Таким образом, возможность к удовлетворению высших потребностей является большим стимулом активности, чем удовлетворение низших. А. Маслоу отмечал, что нехватка благ, блокада базовых и физиологических потребностей в еде, отдыхе, безопасности приводит к тому, что эти потребности могут стать для обычного человека ведущими. Но если они удовлетворены, то у человека могут проявляться высшие потребности, метамотивации.

Заключение



Мотивы определенным образом соотносятся с целями. Мотивы «стоят за целями», побуждают к целеобразованию и к достижению целей. Для человеческой деятельности характерно несовпадение мотивов и целей. Это значит, что достижение определенной цели имеет для человека некоторый смысл, выходящий за пределы того состояния вещей, которое достигается в результате конкретных действий.

Человеческая деятельность является полимотивированной. Целенаправленность поведения особенно бросается в глаза, когда один и тот же человек пытается достичь одну и ту же цель совершенно различными способами. В случае, когда непосредственная попытка достижения цели наталкивается на преграду, избирается другой, иногда обходный, путь. Таким образом, совершенно различные способы действия могут обнаружить одну и ту же целенаправленность (мотивацию).

Удовлетворение интереса не только не погашает его, но фор­мирует еще более разветвленную систему интересов.

Выступая в качестве ориентационной основы поведения лич­ности, интересы становятся основным психологическим меха­низмом поведения. Интересы не только стимулируют человека к деятельности, но и сами формируются в ней.

Широта и глубина интересов человека определяют полно­ценность его жизни. Интересы асоциальной личности отлича­ются, как правило, узостью, эгоистической направленностью, меркантильностью.


Жела­ние – определенный этап вызревания потребности, соотнесе­ние ее с целью и планом действий. Еще Эпикур подразделил все человеческие желания на три группы: 1) естественные и необхо­димые (желания еды, питья, сна, отдыха и т. п.); 2) естествен­ные, но не необходимые (например, сексуальные желания); 3) желания ни естественные, ни необходимые.

Список использованной литературы





  1. Баданина, Л.П. Основы общей психологии: учеб. пособие / Л.П. Баданина. – 2-е изд., стер. – Москва : Флинта, 2012. – 448 с.

  2. Гуревич, П.С. Психология : учеб. для студентов вузов / П.С. Гуревич. – 2-е изд. – Москва : Инфра-М, 2015. – 331 с.

  3. Крэйн, У. Психология развития / У. Крэйн. – СПб.: Питер, 2015. – 279 с.

  4. Культурология / под ред. А.А. Радугина. – М.: Центр, 2012. – 224 с.

  5. Макогон, И.К. Психология. Краткий курс / И.К. Макогон. – Москва : Проспект, 2015. – 112 с.

  6. Марченко, Т.А. Потребности как социальное явление / Т.А. Марченко. – Москва : Высшая школа, 2014. – 285 с.

  7. Мацумото, Т. Психология развития / Т. Мацумото. – Москва : Инфра-М, 2008. – 400 с.

1 Крэйн, У. Психология развития / У. Крэйн. – СПб.: Питер, 2015. – С. 144.

2 Гуревич, П.С. Психология : учеб. для студентов вузов / П.С. Гуревич. – 2-е изд. – Москва : Инфра-М, 2015. – С. 89.

3 Крэйн, У. Психология развития / У. Крэйн. – СПб.: Питер, 2015. – С. 159.

4 Марченко, Т.А. Потребности как социальное явление / Т.А. Марченко. – М.: Высшая школа, 2014. – С. 93

5 Там же. – С. 94.

6 Мацумото, Т. Психология развития / Т. Мацумото. – Москва : Инфра-М, 2008. – С. 122.

7 Макогон, И.К. Психология. Краткий курс / И.К. Макогон. – Москва : Проспект, 2015. – С. 73

8 Гуревич, П.С. Психология : учеб. для студентов вузов / П.С. Гуревич. – 2-е изд. – Москва : Инфра-М, 2015. – С. 43

9 Крэйн, У. Психология развития / У. Крэйн. – СПб.: Питер, 2015. – С. 88.

10 Мацумото Т. Психология развития. – Москва : Инфра-М, 2008. – С. 221.

11 Мацумото Т. Психология развития. – Москва : Инфра-М, 2008. – С. 223.

12 Культурология / под ред. А.А. Радугина. – Москва : Центр, 2012. – С. 112.

13 Марченко, Т.А. Потребности как социальное явление / Т.А. Марченко. – Москва : Высшая школа, 2014. – С. 93.

14 Баданина, Л.П. Основы общей психологии: учеб. пособие / Л.П. Баданина. – 2-е изд., стер. – Москва : Флинта, 2012. – С. 120.

15 Макогон, И.К. Психология. Краткий курс / И.К. Макогон. – Москва : Проспект, 2015. – С. 89.