Файл: Виды мотивов интересы, желания, ценности, направленность, стремления.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 63
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА и ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
СИБИРСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ – ФИЛИАЛ РАНХиГС
ФАКУЛЬТЕТ ЗАОЧНОГО И ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
Кафедра международных отношений
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «Психология»
Тема: Виды мотивов: интересы, желания, ценности, направленность, стремления
Выполнила
Костылева Е.В.
Реклама и связи с общественностью
Группа №19316
Проверила
Соловей Л.В.
Кандидат социологических наук, доцент
Новосибирск 2021 г.
Оглавление
Введение 3
Заключение 13
Список использованной литературы 14
Введение
Актуальность данной темы заключается в том, что, получив представление о том, что же такое мотивация, и каковы наши истинные мотивы, каков собственно механизм мотивации, мы сможем эффективнее распоряжаться собственной жизнью, адекватно воспринимать не только окружающих нас людей, но и всю ситуацию взаимодействия, наслаждаться настоящим, прислушиваясь к своим потребностям и желаниям, строить планы на будущее, опираясь на свои истинные мотивы.
О мотивации говорят, например, имея в виду комплекс разнообразных мотивов, управляющих какой-либо деятельностью на протяжении некоторого времени. В ряде случаев «мотивация» и «мотив» являются синонимами. Таким образом, целью работы является разобраться в данных понятиях и определить роль мотивов в развитии человека.
Проблема мотивации является актуальной как в отечественной, так и в зарубежной психологии. С одной стороны, это происходит потому, что необходимость внедрения в практику психологических исследований, выход к реальному поведению человека, к его регуляции требует сегодня познания закономерностей поведения человека и, особенно, в отношении побуждений и их реализации. С другой стороны, назрела необходимость раскрытия связей внутренних мотивационных тенденции человека к действию с социальной детерминации его психики.
Цель работы – анализ видов мотивов, таких как: интересы, желания, ценности, направленность, стремления.
Задачи работы:
-
Раскрыть понятие мотива. -
Охарактеризовать различные виды мотивов.
1. Понятие мотива личности
Мотив (от лат. movere – приводить в движение, толкать) – это внутреннее, т.е. исходящее от субъекта побуждение (стремление, влечение, хотение, желание) к определенным действиям, ориентированным в конечном счете на удовлетворение потребности или достижение желаемого состояния среды или собственной личности1.
Поскольку люди взаимосвязаны друг с другом, то мотивы одного человека могут обусловливаться потребностями других людей. В мотивационные процессы включается система социальных ценностей, в том числе убеждения, верования, предрассудки и т.д. Например, человек может действовать по идеологическим, религиозным, нравственным или политическим побуждениям, руководствуясь соображениями добра, социального порядка, справедливости, межнационального равенства и многими другими.2
В реальности существует столько различных мотивов, сколько возможно отношений человек-среда. К сознательно обоснованным мотивам следует отнести ценности, убеждения, намерения.
Ценность – это понятие, используемое в философии для указания на личностную, социально-культурную значимость определенных объектов и явлений3. Ценности личности образуют систему ее ценностных ориентаций, элементов внутренней структуры личности, являющихся для нее особо значимыми. Ценности – часть культуры, получаемая от родителей, семьи, религии, организаций, школы и окружающей среды. Культурные ценности – это широко поддерживаемые убеждения, определяющие, что желательно и что верно. Ценности могут быть:
-
самоориентированными, которые касаются индивида, отражают его цели и общий подход к жизни; -
ориентированными другими, которые отражают желания общества, касающиеся взаимоотношений между индивидом и группами; -
ориентированными окружающей средой, которые воплощают представления общества о желательных взаимоотношениях индивида с его экономической и природной средой4.
Убеждения – это мотивы практической и теоретической деятельности, обоснованные теоретическими знаниями и всем мировоззрением человека. Глубоко обоснованные убеждения сохраняются на протяжении всей жизни человека5.
Намерение – сознательно принимаемое решение достичь определенной цели с четким представлением средств и способов действия. Здесь объединяются побуждение к действию и планирование. Намерение организует поведение человека.
Рассмотренные типы мотивов охватывают лишь основные проявления мотивационной сферы.
Мотивы не только побуждают человека к действию, но и придают его поступкам и действиям личностный, субъективный смысл. На практике важно учитывать, что люди, совершая одинаковые по форме и предметным результатам поступки, нередко руководствуются разными, порой противоположными мотивами, придают разное личностное значение своему поведению, действиям. В соответствии с этим и оценка поступков должна быть различной: и нравственной, и правовой.
Мотивы определенным образом соотносятся с целями. Мотивы «стоят за целями», побуждают к целеобразованию и к достижению целей. Для человеческой деятельности характерно несовпадение мотивов и целей. Это значит, что достижение определенной цели имеет для человека некоторый смысл, выходящий за пределы того состояния вещей, которое достигается в результате конкретных действий.
Человеческая деятельность является полимотивированной. Целенаправленность поведения особенно бросается в глаза, когда один и тот же человек пытается достичь одну и ту же цель совершенно различными способами. В случае, когда непосредственная попытка достижения цели наталкивается на преграду, избирается другой, иногда обходный, путь. Таким образом, совершенно различные способы действия могут обнаружить одну и ту же целенаправленность (мотивацию).
Понятность проблемы мотивации лежит в разных подходах к понимаю ее природы, структуры и методами ее изучения.
Основным методологическим принципом является тезис о целостности меняющийся и содержательно-смысловой стороны мотивации. Разработка этого принципа прежде всего связана с такими проблемами как, система отношений человека, устремленность личности и меняющегося поведение, соотношения смысла и значения и т.д.
Отечественные психологи рассматривали мотивацию как элементарный многоуровневый баланс жизнедеятельности человека – его деятельность и поведения. Первым уровнем показывает сознательно-волевой. Экспериментаторы говорят о мотивационной системе человека как о более сложном строение,
исключительно широкая сфера, включающая в себя и автоматически осуществляющая указания и проходящие жизненные влечения, и образ идеального, который не является в данный момент действующей, но выполняет важную функцию, чем простой ряд мотивационных констант6.
Мотивация рассматривается как сложная, многоуровневая, смешанная последовательность инициаторов, включающие в себя: мотивы, нужды, круг интересов, идеалы, установки, эмоции, нормы, стремления, ценности и так далее, а с другой как поведения человека и о преобладающем мотиве в их строении.
И.К. Макогон предложила наиболее полное определение мотива. По ее мнению, в качестве мотива могут выдвигаться: объекты внешнего согласия, идеи, представления, чувства и переживания, в целом все то, в чем нашла воплощение представлении о потребности7. В таком определении соединяются динамическая, энергетическая, и содержательная сторона.
Понятия мотива и мотивация объединяются в одно определение, которое выдвигают сложным механизмом сопоставления личностью внешних и внутренних факторов поведения, которые назначают направление, возникновение, а также способы реализации теоретических фигур деятельности.
Широким понятием является «мотивационная сфера», включающая в себя и аффект, и волю среды личности, волнение, удовлетворения надобности. Мотивация представляет собой сложный блок, движущих масс поведения, обнаруживающий личности в наружности надобностей, целей, интересов, включений, идеалов, которые определяют гуманную деятельность8.
Мотивационная среда разгадывается как стержень личности, к которому присущи такие свойства, как направленность, установки, ценные ориентации, эмоции, социальные ожидания, притязания, волевые качества и прочие социально-психологические характеристики. Понятия мотивация у человека включают в себя облики побуждений: мотивов, потребности, интересы, влечение, стремления, цели, мотивационные установки, идеалы и так далее9.
2. Виды мотивов и их характеристика
На уровне субъектности доминирующей формой проявления потребности, побуждающей и определяющей выбор направления деятельности, ее предмета, ради которого она осуществляется, является
мотив. Совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих ее, представляет собой процесс мотивации его поведения.
Существуют различные формы мотивов, одни из которых носят побудительный характер, а другие – притягательный. К побудительным относят установки, влечения, желания; к притягательным – интересы, мечты, идеалы, убеждения.
Интерес – эмоционально насыщенная направленность на объекты, связанные со стабильными потребностями человека. Интерес проявляется в повышенном внимании к объекту, имеющему устойчивую значимость.
«Если физический мир подчинен закону движения, то мир духовный не менее подчинен закону интересов. На земле интерес есть всесильный волшебник, изменяющий в глазах всех существ вид всякого предмета».
Интерес как психическое состояние существенно влияет на психические процессы, активизирует их. В соответствии с потребностями интересы подразделяются по содержанию (материальные и духовные), широте (ограниченные и разносторонние) и устойчивости (кратковременные и устойчивые)10.
Удовлетворение интереса не только не погашает его, но формирует еще более разветвленную систему интересов.
Выступая в качестве ориентационной основы поведения личности, интересы становятся основным психологическим механизмом поведения. Интересы не только стимулируют человека к деятельности, но и сами формируются в ней.
Широта и глубина интересов человека определяют полноценность его жизни. Интересы асоциальной личности отличаются, как правило, узостью, эгоистической направленностью, меркантильностью.
Характеристика личности включает в себя определение круга ее интересов. С интересами человека связаны его желания, страсти и влечения.
Желание – мотивационное состояние, при котором потребности соотнесены с конкретным предметом их удовлетворения. Желание – определенный этап вызревания потребности, соотнесение ее с целью и планом действий. Еще Эпикур подразделил все человеческие желания натри группы: 1) естественные и необходимые (желания еды, питья, сна, отдыха и т. п.); 2) естественные, но не необходимые (например, сексуальные желания); 3) желания ни естественные, ни необходимые