ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 68

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Ассоциация профессиональной образовательной организации
«Техникум экономики и предпринимательства»
Индивидуальный проект

По дисциплине Экономика

на тему: Налоги России

Выполнил:

Студен: 1 курса заочного отделения

Фарыма Александр

СОДЕРЖАНИЕ



3

ВВЕДЕНИЕ 3

РАЗДЕЛ 1. Основы налоговой системы РФ 5

1.1 Сущность налогов и их роль в экономике государства 5

1.2 Характеристика налоговой системы Российской Федерации 9

Раздел 2. Анализ налоговой системы РФ 15

2.1 Недостатки налоговой системы РФ 15

2.2 Пути совершенствования налоговой системы РФ 22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25

25

Список используемой литературы 27



ВВЕДЕНИЕ


Налоговая система России с первых дней своего существования развивается в условиях экономического кризиса. В тяжелейшей ситуации она сдерживает нарастание бюджетного дефицита, обеспечивает функционирование всего хозяйственного аппарата страны, позволяет, хотя и не без перебоев, финансировать неотложные государственные потребности, в основном отвечает текущим задачам перехода к рыночной экономике.

К созданию налоговой системы РФ был широко привлечен опыт развития зарубежных стран.

Актуальность выбранной темы заключается в следующем: среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место отводится налогам. В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.

Налоговые органы являются единственными законными сборщиками налогов и сборов, которые и формируют бюджеты всех уровней государства. От того, насколько правильно построена система налогообложения, и система налоговых органов зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства страны.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

1. Изучить теоретические основы налоговой системы, ее особенности и структуру.

2. Определить проблемы совершенствования российской налоговой системы.

3. Рассмотреть основные пути реформирования системы.

Предмет и объект исследования. Предметом исследования выступает налоговая система, а объектом - российское налогообложение в современных условиях.


Теоретической и методологической основами написания реферата послужили нормативно-законодательные документы (Налоговый кодекс и федеральный закон «Об основах налоговой системы в Российской Федерации»), литературные источники отечественных и зарубежных авторов (Пансков В.Г., Перов А.В., Черник Д.Г. и др.), материалы периодической печати (журналы «Финансы», «Все о налогах», «Налоговая политика», «Налоги»).

В данной работе предпринята попытка проанализировать состояние налогообложения РФ на современном этапе, показать насколько происходящие изменения отвечают требованиям сегодняшнего времени и какие задачи стоят сейчас перед налоговыми органами для выполнения возложенных на них государством функций, - это и является основным объектом предлагаемого исследования.

Данная тема – «Налоговая система России» - сложна, интересна и в то же время важна, потому что одним из важнейших условий стабилизации финансовой системы любого государства является обеспечение устойчивого сбора налогов, надлежащей дисциплины налогоплательщиков.


РАЗДЕЛ 1. Основы налоговой системы РФ




1.1 Сущность налогов и их роль в экономике государства


Взимание налогов - древнейшая функция и одно из основных условий существования государства, развития общества на пути к экономическому и социальному процветанию. Экономические преобразования в современной России и реформирование отношений собственности существенно повлияли на реализацию государством своих экономических функций и закономерно обусловили реформирование системы налогов. На пути к рыночной экономике налоги становятся наиболее действенным инструментом регулирования новых экономических отношений. В частности, они призваны ограничивать стихийность рыночных процессов, воздействовать на формирование производственной и социальной инфраструктуры, укрощать инфляцию.

Особенность реформирования экономики в России такова, что налоги и налоговая система не могут эффективно функционировать без соответствующего правового обеспечения. При этом речь идет не только о защите бюджетных интересов, но и об обеспечении конституционных прав и законных интересов каждого налогоплательщика.

Налоги - это нормативная форма обложения доходов (имущества) юридических и физических лиц, а также стоимости товаров и услуг. Это обязательные и срочные платежи.

С помощью налогов государство воздействует на многие, в том числе экономические процессы. Они помогают поощрять или сдерживать определенные виды деятельности, направлять развитие тех или иных отраслей промышленности, воздействовать на экономическую активность предпринимателей, сбалансировать платежеспособный спрос и предложении, регулировать количество денег в обращении.



Функции налогообложения: обеспечение доходов бюджета (фискальная); распределительная для перераспределения и снижения дифференциации доходов; регулирующая циклические процессы в экономике для снижения уровней безработицы и инфляции; стимулирующая (или ограничивающая; сдерживающая) предпринимательство; обеспечивающая создание социальной и производственной инфраструктуры; контролирующая.

Каждый налог содержит обязательные элементы. В нем указываются:

- кто является плательщиком, т.е. субъектом данного налога;

- что выступает объектом налогообложения;

- из какого источника уплачивается налог;

- в каких единицах измеряется объект налогообложения.

Величина налоговой ставки (если она выражена в процентах, то ее называют «квотой») представляет собой размер налога, приходящегося на единицу налогообложения. Кроме того, существуют налоговые льготы, учитывающие специфические условия хозяйствования.

В практике большинства государств получили распространение три способа взимания налогов: «кадастровый», «у источника», «по декларации».

Первый из них основан на использовании кадастров, т.е. реестров, содержащих классификацию типичных объектов (земли, месторождений, домов) по их внешним признакам. Именно поэтому такой способ устанавливает доходность объекта весьма неточно, в среднем. Для оценки доходов, которые можно получить, например, от использования земли, необходимо иметь кадастровые карты по регионам, отражающие ее плодородие, местоположение.

Налог «у источника» взимается до получения дохода налогоплательщиком. Этот способ наиболее распространен в нашей стране.

Третий способ предполагает заполнение налогоплательщиком декларации о совокупном годовом доходе и подаче ее в налоговую инспекцию. В последние годы этот способ начинает применяться в нашей стране.

Согласно действующему законодательству, доходы бюджетов формируются за счёт налоговых и неналоговых видов доходов, а так же за счёт безвозмездных и безвозвратных перечислений. Однако в настоящее время многие исследователи отмечают, что налоговым поступлениям принадлежит важнейшая роль в формировании бюджетов всех уровней. В связи с этим, уяснение понятия, признаков и классификации налогов приобретает всё большее не только теоретическое, но и практическое значение.

Налоговый кодекс РФ определяет принципы построения налоговой системы, взимания налогов, сборов, пошлин и других платежей, а также права, обязанности и ответственность налогоплательщиков и налоговых органов.


Социально-экономическая сущность, внутреннее содержание налогов проявляется через их функции. Налоги выполняют три важнейшие функции:

1. Фискальная функция: обеспечение финансирования государственных расходов;

2. Социальная функция: поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними;

3. Регулирующая функция: государственное регулирование экономики.

Во всех государствах, при всех общественных формациях налоги в первую очередь выполняли фискальную функцию, т.е. обеспечивали финансирование общественных расходов, прежде всего расходов государства.

Все налоги содержат следующие элементы:

1. Объект налога – это имущество или доход, подлежащие обложению;

2. Субъект налога – это налогоплательщик, т.е. физическое или юридическое лицо;

3. Источник налога – т.е. доход, из которого выплачивается налог;

4. Ставка налога – величина налога с единицы объекта налога;

5. Налоговая льгота – полное или частичное освобождение плательщика от налога.
По способу взимания налоги подразделяются на прямые и косвенные. Через прямые налоги облагаются напрямую доходы, имущество и деятельность граждан, организаций и предприятий.

Косвенные налоги взимаются со стоимости товаров и услуг. Уплачивают эти налоги производители, которые обычно включают их величину в стоимость товара и перекладывают их тяжесть на покупателей.

Главные прямые налоги:

- подоходный налог с физических лиц;

- налог на прибыль (доход) предприятий;

- налог на имущество физических и юридических лиц;

- налог на пользование природными ресурсами;

- единый социальный налог.

Главные косвенные налоги:

- акцизы;

- налог на добавленную стоимость (НДС);

- налог с продаж;

- таможенные платежи.

Кроме этих, применяются налоги и сборы: на доходы банков, от страховой деятельности, на воспроизводство минерально-сырьевых ресурсов, гербовые, лицензионные и регистрационные, госпошлина на наследство, земельный, лесной, на вмененный (совокупный) доход, за право торговли, за воду, на содержание милиции, на дороги и т.д.

Рассмотрим характеристику важнейших налогов:

НДС - изъятие части прироста стоимости, вновь созданной в процессе данного производства. Налогом облагается разница в цене продаваемого товара и купленного сырья или полуфабрикатов. Сейчас в Росси НДС равен 18% .

Акциз - косвенный налог, часто на товары иррационального потребления (алкоголь, сигареты) и предметы роскоши. Определяется не по ставке, а в конкретной денежной сумме на единицу товара.


Налог на прибыль предприятий взимается в России по заниженной ставке 24%, тогда как в США - 34%, Швеции - 52%, Германии - 56%.

По данному налогу часто применяют полное или частичное освобождение от уплаты. Так может льготироваться прибыль, направленная на расширение или техническое перевооружение производства. Существенные льготы имеет сельское хозяйство, другие отрасли и виды деятельности.

Единый социальный налог в России составляет 26% от фонда заработной платы предприятия или общего заработка физического лица. 20% направляется в пенсионный фонд, 2,8% - взносы на медицинское страхование как право бесплатного лечения и 3,2% - взносы на социальное страхование на оплату больничных листов.

Подоходный налог взимается со всех доходов домохозяйства: заработная плата, дивиденд, проценты по вкладам, доход от предпринимательской деятельности, от продажи имущества и пр.

Ставки этого налога в России колеблются от 9 до 35 % .По характеру воздействия, налоговые системы могут быть: прогрессивные, пропорциональные и регрессивные. Прогрессивная система предусматривает рост ставки налога по мере увеличения дохода. Данная система предназначена для снижения различий в материальном положении граждан, применяется во всем мире, кроме РФ.

1.2 Характеристика налоговой системы Российской Федерации



Созданная в Российской Федерации налоговая система по своей общей структуре и по перечню налоговых платежей в основном соответствует системам налогообложения в странах с рыночной экономикой.

Первая, общая часть НК регламентирует важнейшие положения налоговой системы России, в частности перечень действующих налогов и сборов в России, порядок их введения и отмены, а также весь комплекс вопросов взаимоотношений государства с налогоплательщиками и их агентами.

Это общая часть, которая регламентирует важнейшие положения налоговой системы России, в частности перечень действующих налогов и сборов в России, порядок их введения и отмены, а также весь комплекс вопросов взаимоотношений государства с налогоплательщиками и их агентами. С 1 января 2001 года вступила в действие вторая часть Налогового кодекса, которая регламентирует вопросы конкретного применения основополагающих налогов. В настоящее время работа над второй частью Налогового кодекса практически завершена.

Итак, дадим характеристику основных элементов налоговой системы Российской Федерации на современном этапе. Элементами, характеризующими налоговую систему как таковую, являются: