Файл: Реферат на тему психология аномального развития по дисциплине Общая психология студентки очной формы обучения.docx
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 295
Скачиваний: 11
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
«БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
( НИУ «БелГУ» )
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ
Кафедра общей и клинической психологии
Реферат на тему
ПСИХОЛОГИЯ АНОМАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
по дисциплине «Общая психология»
студентки очной формы обучения
направление подготовки 37.05.01 Клиническая психология
1 курса группы 02062202
Дмитриевой Амины Тимуровны
Научный руководитель:
ассистент кафедры
общей и клинического психологии
Кушко Оксана Юрьевна
Белгород 2022
Содержание
Введение 2
Понятие аномального развития 3
Понятие «аномальный ребенок» 4
Общие закономерности аномального развития 6
Психология аномального развития 6
Принципы и методы психологии аномального развития 8
Общая характеристика методов специальной психологии 9
История развития психологии аномального развития 12
Заключение 14
Источники информации 15
Введение
В современном мире увеличивается число детей, имеющих отклонения в психическом развитии, в связи с этим одной из наиболее значимых проблем становится диагностика психического развития детей. Изучением этой проблемы занимается занимается ряд смежных дисциплин: психиатрия, медицинская психология, психофизиология, нейропсихология, специальная психология или психология аномального развития.
Психология аномального развития представляет собой одно из направлений клинической психологии, наиболее тесно связанная с проявлениями различных физиологических нарушений в психическом развитии человека. Основными задачами психологии развития являются психологическая диагностика, коррекция отклонений детского поведения и вневрачебная помощь детям с аномалиями развития.
Цель реферата: изучить особенности психологии аномального развития
Задачи:
-
Рассмотреть понятие аномального развития -
Изучить причины аномального развития -
Изучить понятие психологии аномального развития -
Рассмотреть основные задачи психологии аномального развития
Понятие аномального развития
В связи с тем, что не существует единой теории психического развития, разграничение понятий “аномальный” и нормальный” является не до конца решенной проблемой. Существуют разные подходы к определению и выявлению механизмов аномального развития, к определению “нормы” и “патологии”.
Частотный подход основан на положении о том, что чем более распространенное явление, тем выше вероятность его нормальности.
Нозоцентрический подход основан на негативных критериях нормы, которая определяется как отсутствие патологических симптомов. При таком подходе норма определяется через аномалию, однако данный подход не отражает специфику нормы.
Подход, основанный на критериях адаптации, рассматривает норму, как адаптацию к окружающей среде.
Подход, учитывающий пограничные между нормой и патологией состояния, не выделяет строгих критериев нормы и патологии.
Культурально-релятивный подход изучает проблему нормы и патологии в контексте культуры и истории.Явление может считаться нормальным в одной культуре и временных рамках и ненормальным в других культурально-исторических условиях
Экзистенциалистский подход дает описание индивида как особенного, уникального. Самоактуализирующаяся личность рассматривается как образец нормы, эталон для подражания.
Позитивный подход рассматривает в качестве критериев психического здоровья: интерес к внешнему миру, позитивное его восприятие, наличие жизненной философии, ориентация на будущее, оптимизм и т.д.
Уровневый подход выделяет три уровня в существовании человека — соматический, психологический и уровень морального самосознания. Вариантом «идеальной нормы» с точки зрения этого подхода является благополучие человека на всех трех уровнях его существования.
Понятие «аномальный ребенок»
К аномальным относятся дети, у которых физические или психические отклонения приводят к нарушению нормального хода общего развития. В настоящее время для обозначения этих детей часто используются термины «дети с ограниченными возможностями здоровья», «дети с особыми образовательными потребностями», «дети с патологией развития», «дети с отклонениями в развитии» и т.п.
Аномалии в развитии могут быть врожденными или приобретенными и вызываться причинами как биологического, так и социального характера. Биологической основой аномального развития могут являться:
-
органические нарушения ЦНС; -
функциональные нарушения ЦНС; -
периферические нарушения определенных анализаторов.
Отклонения в психическом и физическом развитии всегда сказываются на формировании двух сфер: познавательной и коммуникативной. Выделяют категории аномальных детей:
-
с выраженными и стойкими нарушениями слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие); -
с глубокими нарушениями зрения (слепые, слабовидящие); -
с нарушениями интеллектуального развития на основе органического поражения ЦНС (умственно отсталые); -
с задержкой психического развития; -
с речевыми нарушениями (дети с логопатологией); -
с сочетанными (сложными) нарушениями развития (слепоглухонемые, слепые умственно отсталые, глухие умственно отсталые и др.); -
с нарушениями опорно-двигательного аппарата; -
с ранним детским аутизмом; -
с выраженными психопатическими формами поведения.
Развитие аномального ребенка характеризуется:
-
общими, свойственными всем детям, закономерностями; -
общими закономерностями аномального развития; -
закономерностями, характерными для отдельных нарушений.
Общие закономерности аномального развития
В психологии аномального развития выделяют:
-
общие (неспецифические) закономерности аномального развития (типичные для всех или нескольких видов нарушенного развития); -
специфические закономерности (характерные для отдельных нарушений).
Развитие и созревание ЦНС имеет непрерывный, но неравномерный характер. Эта особенность характерна и для аномального развития, которое связано с понятием нарушенного онтогенеза. Выделяют общий и психический дизонтогенез. Последний рассматривается как составная часть постнатального дизонтогенеза. Дизонтогенез психики выражается в различных нарушениях темпа, сроков развития психики в целом и ее отдельных составных частей, а также в нарушении соотношения компонентов развивающейся психики ребенка и подростка.
Психология аномального развития
Психология аномального детского развития – наука о закономерностях психического дизонтогенеза. Дизонтогенез - любое отклонение от нормального психического онтогенетического развития.
Объектом
психологии аномального развития является психическое развитие ребенка.
Предметом психологии аномального развития являются законы психического дизонтогенеза.
Методологические основы психологии аномального развития были заложены Л. С. Выготским, сформулировавшим принципы, отражающие законы психического онтогенеза:
-
Прижизненное опосредованное и произвольное формирование высших психических функций. -
Зависимость строения психических процессов от способов их формирования: разные пути формирования ВПФ, в зависимости от характера повреждения функции, возможность формирования обходным путем. -
Механизмы направления психической деятельности при дизонтогенезе подобны механизмам формирования психики в норме. -
Психический дефект, формирующийся в процессе дизонтогенеза имеет сложное многоуровневое строение и охватывает все стороны психической жизни.
Задачи, стоящие перед психологией аномального развития:
Теоретические -
-
Проблема нормы и патологии. Выработка критериев для разграничения нормы и патологии. Описание психологической структуры нормы. Критерии дифференциации нормального и аномального онтогенеза и построение психологической структуры нормального развития. -
Выделение специфических законов, механизмов формирования нарушений психики. Существуют единые законы развития для аномального и нормального развития, но есть специфичные закономерности для аномалий развития. Существуют общие закономерности и механизмы, действующие при всех типах дизонтогенеза: нарушение функций общения, нарушение процесса социализации, нарушение усвоения универсальных социальных знаний. Есть специфические закономерности, характерные для определенного вида дизонтогенеза. -
Выявление структуры дефекта и механизмов его формирования при различных вариантах дизонтогенеза. В структуре дефекта необходимо выяснение соотношения первичных и вторичных составляющих.
Практические –
-
Клинико-диагностическая - описание структуры дефекта зависит от использования диагностических методик. -
Коррекция отклонений в развитии. -
Экспертная оценка уровня развития ребенка с помощью методик.
Принципы и методы психологии аномального развития
Методология психологии аномального развития базируется на принципах диалектического материализма:
-
Принцип детерминизма – психические явления обусловлены объективной действительностью и отражают эту действительность; психические явления обусловлены деятельностью мозга; изучение психических явлений предполагает установление причин, вызвавших это явление. -
Принцип развития- все психические явления постоянно изменяются и развиваются в количественном и качественном отношении. -
Принцип развития предполагает анализ нарушений с учѐтом возрастного этапа, на котором данное нарушение возникло и предшествующих отклонений. -
Принцип деятельности связан с представлением о том, что психика формируется в деятельности. -
Принцип единства сознания и деятельности предполагает, что сознание – регулятор поведения. -
Принцип комплексности диктует необходимость сотрудничества специалистов разного профиля. -
Принцип системного структурно- динамического изучения базируется на идеях Б.Г. Ананьева, Б.Ф. Ломова о системном подходе в психологии. Каждая система предполагает наличие системообразующего основания, объединяющие входящие в неѐ элементы как относительно однородные. Согласно системному подходу, любое психическое явление имеет разнообразную детерминацию. -
Принцип качественного анализа предполагает сосредоточение внимания исследователя на действиях ребѐнка по выполнению задания и его поведения во время обследования.
Общая характеристика методов специальной психологии
Методы специальной психологии можно подразделить на три большие группы: методы исследования, методы профилактики и методы воздействия.
Методы исследования
-
Методы сбора информации обеспечивает предварительное знакомство с ребѐнком, выделение проблемы и ориентировочные данные для диагностики развития. К таким методам относятся:
1.Изучение документации на ребенка (анамнез, психологопедагогическая характеристика);
2.Изучение продуктов его деятельности (рисунков, поделок);
3.Наблюдение за ребенком;
4.Беседа с ним, его родителями и учителями;
5.Эксперимент (констатирующий, формирующий);
6.Тесты.
Изучение документов имеет большое значение, так как в них содержаться анамнестические сведения о ребенке. Специалисты разного профиля получают информацию об истоках нарушения развития и его динамики. Анализируя медицинские заключения о развитии ребенка, состоянии его здоровья, функционирования органов и систем, которые могут быть ответственны за нарушение психического развития.