Файл: Реферат на тему психология аномального развития по дисциплине Общая психология студентки очной формы обучения.docx
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 297
Скачиваний: 11
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Изучение продуктов деятельности и успеваемости по разным предметам даѐт представление об актуальном уровне развития. Для повышения объективности оценки деятельности детей необходимо учитывать: психологические механизмы получения результата; навыки, развитие которых предполагает обучение; типичные затруднения в усвоении школьных занятий разными группами учащихся.
Метод наблюдения позволяет фиксировать спонтанную деятельность ребѐнка, его естественные психические проявления. Важнейшая задача наблюдение – регистрация фактов и объективное описание.
Беседа с взрослыми используется для сбора анамнестических данных о ребенке и выявления отношения взрослого к проблемам ребенка.
Беседа с ребенком используется для установления с ним контакта и составление общего представления о его развитии.
Метод эксперимента один из основных методов психологического познания. Сущность экспериментальной процедуры состоит в том, что в процессе ее проведения исследователь может управлять изучаемым явлением.
Метод тестирования представляет психологическую диагностику посредством стандартизированных заданий. Процесс тестирования может быть разделѐн на три этапа: выбор теста, его проведение, интерпретация результатов. Протокол обрабатывается с помощью специальных «ключей», тем самым его ответы сопоставляются с нормативными показателями по данному тесту. Среди психологических тестов особое место занимают проективные тесты, которые представляют опосредованное изучение личности по результатам психологической интерпретации проекции. Главной особенностью проективных методик является то, что тестовые задания и вопросы стимулируют испытуемых на неограниченное разнообразие и количество реакций.
Метод анкетирования направлен на получение информации о человеке путем опосредованного общения, обследуемый заполняет анкету, отвечает на вопросы. Данный метод является продуктивным при работе с родителями, учителями, широко используется в социально-психологических исследованиях.
При выборе методики изучения детей с аномальным развитием необходимо учитывать:
1. Модальность отклонения в развитии, т.е. затрудняющий выполнение задания дефект.
2. Методики должны иметь сильную мотивационную базу, поскольку при отсутствии интереса дети с отклонениями в развитии проявляют негативизм.
3. Методики подбираются исходя из необходимости выделения ведущего фактора нарушения.
4. В психологии изучения атипичных детей важно установить такие параметры, как степень нарушения, время существования дефекта, динамика его развития.
История развития психологии аномального развития
В истории становления различают несколько периодов:
1)Житейские представления и научные знания
Психология как наука исходно опиралась на житейскую психологию. Житейские представления, как правило, не систематизированы, весьма хаотичны, не всегда доказательны, тесно переплетаются с суевериями и предрассудками.
2)Этап формирования обыденного сознания
В житейских представлениях мы можно было обнаружить много весьма точных наблюдений. Обыденное сознание — не единственный элемент общественного. Составляющими общественного сознания можно считать: религиозное сознание; художественное сознание.
3)Этап формирования научного сознания
Гораздо позже обыденного и религиозного начинает формироваться научное сознание, представляющая собой систему знаний и представлений, основанных на опыте и доказательствах. Первой наукой, пытавшейся понять природу отклонений, была медицина. Именно в области клиники стали накапливаться первые научные сведения о причинах и формах отклонений в психическом развитии.
4)Французкая гуманистическая идеология XVIII века
Поворотным пунктом в развитии специальной психологии стало распространение гуманистических идей французских просветителей в XVIII столетии. Под влиянием этих идей серьезно меняется отношение общества к инвалидам. Гуманистическими идеями пронизаны прогрессивные педагогические теории того времени, постулировавшие: примат опыта в развитии человека и обучаемость как одно из важнейших его свойств. Именно под влиянием этих идей в XVIII столетии начинается систематическое обучение детей с нарушениями в развитии. В рамках этой педагогической практики кристаллизуются сведения об особенностях психического развития и поведения разных групп детей с ограниченными возможностями.
5) Cтановление специальной психологии как независимой науки
К началу XX столетия, т. е. к моменту возникновения психологии аномального развития как относительно независимой науки, был накоплен весьма богатый опыт. Первыми отраслями стали: психология слепых, психология глухих, психология умственно отсталых. Именно поэтому влияние слепоты, глухоты и умственной отсталости как негативных условий развития оказались наиболее изученными на сегодняшний день в сравнении с другими неблагоприятными факторами. В первые два десятилетия XX столетия психология аномального развития переживает период бурного развития. Особое влияние на процесс ее становления в тот период оказали: детская психопатология (тогда еще самая молодая наука), педология, психоанализ.
Заключение
Специальная психология - это наука, занимающаяся изучением закономерностей атипичного психического развития, его механизмы, особенности формирования личности лиц с атипией развития.
Одной из важнейших задач современной практической психологии является психологическая диагностика и коррекция отклонений детского поведения и вневрачебная помощь трудным детям. При исследовании ребенка с отклонениями в развитии в центре внимания психолога обычно стоит вопрос о психологической квалификации основных психических расстройств, их структуры и степени выраженности. Оценка нарушений развития у детей учитывает также и отклонения от стадии возрастного развития, на которой находится ребенок, то есть особенности дизонтогенеза, вызванного болезненным процессом, его последствиями.
В детском возрасте чувствительность отдельных сторон психики к вредоносным воздействиям определяется не столько их характером, сколько особенностями той возрастной стадии развития, на которой находится ребенок. Чем меньше ребенок, тем больше на первый план выступают признаки нарушения развития — дизонтогенеза. Чем раньше произошло поражение мозга, тем чаще в картине дизонтогенеза появляется компонент психического недоразвития. Помимо общего недоразвития в условиях болезни процесс онтогенеза характеризуется явлениями неустойчивости, асинхронии, при которых своевременно не возникают необходимые взаимодействия между отдельными системами. В этой связи вероятно появление признаков изоляции, патологической акселерации, регресса ряда психических функций. Эти изменения задерживают формирование новых психических процессов, затрудняют прогрессивные перестройки, необходимые для нормального развития.
Источники информации
-
Максимчук В.: Основы специальной психологии/ Кишинев, 2014 -
Бочарова Е.А. Психология аномального развития/ Архангельск, 2010 -
Яворская М.В. Учебное пособие: Психология аномального развития/ Владивосток, 2008 -
Чиркина М.В. Психология аномального развития/ Москва, 2015 -
Т.А. Болдырева, Л.В. Тхоржевская Психология аномального развития/ Оренбург, 2011 -
Зейгарник Б., Очерки по психологии аномального развития личности. МГУ, 1980 г. -
О.П. Болотникова, А.Ю. Козлова Психология детей с проблемами в развитии/ Тольятти, 2018 -
https://studopedia.su/13_171379_lektsii-po-kursu-psihologiya-anomalnogo-razvitiya-dlya-klinicheskih-psihologovdoc.html -
https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-periodizatsii-normalnogo-i-anomalnogo-psihicheskogo-razvitiya-v-detskom-vozraste -
https://www.zinref.ru/000_uchebniki/04600_raznie_3/783_lekcii_raznie_13/527.htm